Сложные правила русского языка за 10 уроков - Наталия Сычева 2012
ТРЕНАЖЕР ГРАМОТНОСТИ
Можно ли стать грамотным без преподавателя?
— Избавиться от большого количества ошибок на письме за одно лето возможно?
— Да!
— Не посещая специальных курсов?
— Да!
— Даже на даче, в деревне, на отдыхе?
— Конечно.
Более того — не имея под рукой учебника по теории русского языка. В этом вам поможет наш сборник упражнений. Он позволит избавиться от многих ошибок даже в том случае, если ни родители, ни дети не обладают достаточными теоретическими знаниями по русскому языку.
Большинство упражнений в сборнике направлено на формирование навыка грамотного письма без заучивания правил. Это не учебник, не справочник, а тренажер грамотности.
Упражнения, интенсивно тренируя зрительную и моторную память ребенка, научат его писать без ошибок. Предложен большой комплекс текстов, в которых предлагается обвести трудные для написания и запоминания слова или части слов. Эти упражнения не только помогают ребенку стать более внимательным, но и улучшают его почерк, ребенок привыкает к правильной буквенной последовательности в часто повторяющихся буквосочетаниях, на основе зрительной памяти в сознании формируется орфографически правильный облик слова и его неизменяемых частей.
Кроме того, в сборнике есть упражнения, предназначенные для детей, у которых возникают затруднения в изучении русского языка на основе логопедических проблем: пропуск букв, перемена места стоящих рядом согласных, замена одной буквы другой и т. п.
Как вы будете заниматься
Система упражнений построена следующим образом.
В первой части формируется навык письма неизменяемых буквосочетаний.
Во второй — вырабатывается более сложный навык определять части слова. Последовательно выполняя задания, ребенок запомнит написание неизменяемых частей слова, затем научится проверять буквенный состав корня слова.
В третьей части сборника предлагаются упражнения, которые позволят освоить основные правила написания слов с чередованием букв в приставке, корне или суффиксе. Особенность этих упражнений в том, что ребенок осваивает алгоритм выбора правильного написания, не заучивая правило.
Четвертая часть посвящена самым сложным правилам из школьного курса русского языка: правописание н, нн и частицы «не». Здесь без теоретической основы не обойтись: придется ознакомиться с правилами, которые приведены непосредственно перед упражнениями. Правила изложены ясным и доступным для ребенка языком. Предложены четкие алгоритмы, следуя которым можно выбрать правильный вариант написания.
В пятой части рассказано об основных правилах пунктуации.
В конце книги приведен словарь и ключи к некоторым упражнениям, что позволит легко проверить, верно ли выполнено упражнение. Преимущество этой системы в том, что проверку ребенок может выполнить и сам, без помощи взрослых.
Ко многим упражнениям в сборнике можно обращаться неоднократно. После того как ребенок выполнит задания и проверит себя по словарю или по ключам, можно через несколько дней написать то же самое под диктовку (при наличии у взрослых свободного времени) или предложить списать упражнение по ключам. Это позволит закрепить приобретенные навыки. Предложенный в конце пособия словарь можно использовать как материал для орфографических диктантов или разнообразных игр в слова, например, всем известной «виселицы».
На что обратить внимание
Подчеркнутый текст необходимо обвести.
Этот символ означает, что вам нужно посмотреть правильное написание по словарю, который приведен в конце книги. Остальные упражнения проверяются по ключу.
Этот символ обозначает слова, которые нужно запомнить.