Сложные правила русского языка за 10 уроков - Наталия Сычева 2012


НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ БУКВОСОЧЕТАНИЯ

Оро/оло

Правило:

  В корне без ударения — только с «О».

  Исключения: салон, баллон, талон и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

Упражнение 1:

Вставь на месте пропусков букву «о» и запомни: в корне слова без ударения в этих сочетаниях пишется только буква «о».

Упражнение 2:

Продолжи ряд однокоренными словами. Следи за тем, чтобы буквенный состав корня слова сохранялся.

Жи/ши ча/ща чу/щу

Правило:

  Жи/ши всегда пишем, с «И».

  Ча/ща пишем с «А».

  Чу/щу пишем с «У».

Упражнение 3:

Обведи слова. Образуй от каждого обведенного слова однокоренное.

  Образец: жизнь — жизненный.

  Жизнь, шить, широкий, животное, прожигать, улучшить, жимолость, тишина, вершины, шины, шиповник, жирность, прошивка, живость, ужимки, шишки.

  Чаща, роща, очарование, щавель, часто, щука, участие, частность, участки, чудовище, счастье, щупальце, пощадить, печать, начало, прощание.

И/ы после «Ц»

Правило 1:

  Пocлe «Ц» в корне слова и в словак на -ЦИЯ всегда пишется «И».

Упражнение 4:

  Обведи примеры буквосочетания «ция».

  Революция, акация, рация, лоция, эмоция, порция, трапеция, нация, Греция, терция, Венеция, аттестация, принцип, нация, цитаты, вакцины, оцинкованный, цистерна, акцизы, цитрусовый, циркуль, цирк, рациональный.

Упражнение 5:

Обведи и запомни слова, в корнях которых после «ц» пишется «ы». Придумай и запиши по одному предложению с каждым из подчеркнутых слов.

  Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и сказал ему: «Цыц».

Правило 2:

  В окончаниях и суффиксах слов после «Ц» пишется «Ы».

Упражнение 6:

Обведи примеры.

  Синицын, птицы, ножницы, пуговицы, девицы, курицын, молодцы, пуговицы, царицын, возницы.

Упражнение 7:

Выбери один из абзацев упражнения. Обведи слова в нем, проговаривая их вслух. Прочитай слова несколько раз, каждый раз увеличивая скорость чтения. Напиши слова под диктовку на следующий день. Затем повтори те же действия со следующим абзацем.

  Взмывать, взывать, влетать, звонить, словить, разворовать, взрывать, разрывать, взрослеть, занавешивать, взращенный, взрезать, зверобой, взыскать, заворожить, завтрашний, взвешивать.

  Алфавит, вафельный, форвард, дворец, фонарь, звонарь, кофта, вторник, воротник, сыворотка, фтор, фосфор, ровный, ловкий, флотский, софт, фасоль, словить, ковка, вровень, вовлечь, волочь, фосфаты, вороватый, фланель, лавировать, славный, наливка, ставка.

  Побольше, биплан, ошибка, злобный, пробка, дробный, пробить, бровка, стопка, поблекший, топка, обрыв, постный, сопка, плавка, обкатка, обводка, робкий, оплот, обстрел, обкладывать, обскакать, обтянуть, обстричь, обстоятельства.

Упражнение 8:

Вставь пропущенные буквы. Прочитай вслух получившиеся предложения-скороговорки. Выучи их и научись произносить быстро.

На следующий день запиши эти предложения под диктовку, проверь себя сам по ключам к упражнениям.

Упражнение 9:

Прочитай слова в обратную сторону: справа налево. Распредели слова по трем группам:

  1) слова, которые читаются одинаково справа налево и слева направо;

  2) слова, которые при чтении справа налево образуют другие слова (существительные) в именительном падеже;

  3) слова, которые образуют при чтении справа налево существительные в родительном падеже.

Попробуй самостоятельно дополнить каждую группу слов.

довод  краб  доход

гром  казак  летел

сорт  ропот  комок

порт  наган  убор

потоп  кот  радар

тащат  мот  топот

  шалаш  воз

Упражнение 10:

Перепиши все буквы в строчках начиная с конца. Прочитай, что у тебя получилось. Запиши предложения, делая пропуски между словами; где следует, убери или добавь мягкие знаки. Сравни с первоначальной записью. Расставь знаки препинания.

  Арозаупаланалапуазора.

  Ежуменядесятьутятокикотят

  Ятутяседянемуже.

АЛаркакраламечазачем.

Инеттропвпорттени.

Котученкаконнечуток!

Алисонумёнкрысасыркнемуносила.

АвЕнисеесинева.

Онарададарано.

Котутащатуток.

АЛизамазила!

Ужележу.

Ежколокже.

Тонетенот.

Дорогазагород.