Сложные правила русского языка за 10 уроков - Наталия Сычева 2012


НЕЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

Правописание неизменяемых приставок, корней и суффиксов

Правило:

  Правописание неизменяемых приставок, корней и суффиксов без чередования (гласных или согласных букв) определяется принципом единообразия: они, не изменяя своего вида, перемещаются из слова в слово. (Написание неизменяемых приставок и суффиксов следует запомнить: их в русском языке не слишком много. Написание корней без чередования мы проверяем по однокоренным словам, в которых ясно слышится буквенный состав корня.

Неизменяемые приставки

Упражнение 11:

Используя указанные приставки, подбери однокоренные слова к данным. Выдели во всех образованных словах приставки.

Упражнение 12:

Обведи напечатанные серым цветом приставки, выдели их знаком приставки.

  Сочувствуя поваленной березе, я отдыхал на ней и смотрел на большую черемуху, то забывая ее, то опять с изумлением к ней возвращаясь; мне казалось, будто черемуха тут же на глазах одевалась в свои прозрачные, сделанные как будто из зеленого шума, одежды: да, среди серых, еще не одетых деревьев и частых кустов она была зеленая, и в то же время через эту зелень я видел сзади нее частые белые березки. Но когда я поднялся и захотел проститься с зеленой черемухой, мне показалось, будто сзади нее и не было видно березок. Что же это такое? Или это я сам выдумал, будто были березки, или... или черемуха оделась в то время, как я отдыхал.

Упражнение 13:

Образуй с данными приставками и корнями сложные слова.

Сложными называются слова, состоящие из двух, и более корней или основ. Корни соединяются между собой соединительными гласными «о» или «е».

Упражнение 14:

  Найди и выдели приставки в середине слова.

водонепроницаемый,

вероотступничество,

месторасположение,

сопроводительный,

нижеподписавшийся,

мировоззрение,

водонагреватель,

грузоперевозка,

звукозапись,

снегоочиститель.

Упражнение 15:

  Распредели слова с приставкой и без нее в два столбика:

  Сделать, сдать, здание, сдавить, сглазить, сбить, здесь, сборка, сбой, здоровье.

Упражнение 16:

Составь предложения со словами-исключениями. Только в этих случаях ты встретишь приставки па- и пра-.

  Паводок, прадедушка (бабушка, матерь...), прародина, праязык.

Упражнение 17:

Ты, конечно, умеешь играть в слова и знаешь, что правила этой игры можно придумать самому. Поиграй с родителями или друзьями в слова по таким правилам: называйте по очереди слова, имеющие приставку:

на-

о-

об- (обо)

от- (ото)

по-

пре-

при-

пере-

пред-

раз-

рас-

с-

Выбирай для игры те приставки, в которых ты чаще делаешь ошибки.

Упражнение 18:

Сыграй с родителями или друзьями в такую игру: кто за пять минут придумает больше всего слов с различными приставками и данными ниже корнями:

-вод-

-езд- (-еж-, -ех-)

-ест-

-лет

-ход-

-яв-

Упражнение 19:

По очереди называйте слова, начинающиеся с сочетания отд... (можно найти 14 только глаголов) и отт... (более 18 глаголов, и еще слова, образованные от них). Победит тот, кто последним придумает подходящее слово.

Как отличить приставку от предлога?

Правило:

  От предлога к слову можно задать вопрос, от приставки — нельзя. Между предлогом и словом можно вставить другое слово, между словом, и приставкой — нельзя. Приставка создает новое самостоятельное слово, предлог не меняет значения слова.

Упражнение 20:

Определи, как правильно: слитно или раздельно?

Вставь между предлогом и словом прилагательное, подходящее по смыслу.

Обрати внимание, что существительное в именительном падеже не может иметь предлога. Помни, что винительный падеж можно отличить от именительного, задавая два вопроса.

Им. п. — кто? что?

В. п. — кого? что?

Глаголы и наречия не употребляются с предлогами.

1. Под (осиной), под (осиновик),

под (водой), под (водный),

с (разу), с (разить),

на (двигаться), на (движение),

на (важдение), на (вождение),

при (дыхание), при (дыхании).

Вдалеке я увидел (про) свет между деревьями. Я был убежден, что легендам (про) свет, появляющийся над озером, есть научное объяснение.

Нужно точно рассчитать необходимый (на) клон. (На) клон, полученный в результате эксперимента, можно посмотреть в музее.

Этот гриб представляет собой (на) рост на дереве. Несмотря (на) рост, эта собака — грозный противник.

Упражнение 21:

Обведи местоимения с предлогами. Запомни их правописание. Приставки, подобные этим предлогам, при образовании местоимений не используются. Запиши сочетания предлогов с местоимениями, в скобках указывая вопрос. Составь словосочетания, используя данные местоимения с предлогом.

Образец: перед (кем?) мной. Передо мной пропасть.

Передо мной, со мной, с ним, от них, в нем, надо мной, подо мной, во мне, перед ним, от меня, ко мне, за мной, от него, от нее, с ней, с ним, в ней, в нем, перед ней, перед ним, да ним, да ней, с кем-нибудь, от какой-нибудь, в чем-либо.

Упражнение 22:

Напиши маленький рассказ, используя данные слова, или просто составь предложения, если рассказ не получается. Обрати внимание на то, что среди предложенных слов есть существительные и с предлогами, и с приставками. Составляя предложения, используй оба варианта.

(При)видеться,

(при)видение,

(при)видении,

(про)блеск,

(про)блеск.

Упражнение 23:

Соедини, там, где это необходимо, приставку и слово. Между предлогом и словом оставь пробел.

  1) За глянув в пасть убитой акулы, они об наружили за стрявший между гигантскими зубами на конечник гарпуна.

  2) Совершенно в пасть в отчаяние ему не давала необходимость заботиться о своих менее опытных с путниках.

  3) В кус у этого экзотического плода о казался довольно при ятным.

  4) Несчастный островитянин так и в пился зубами в кус мяса, вы хваченный из котла.

  5) Пираты верили, что эти фигурки, если их по ложить в клад, с берегут его для хозяина, кто бы ни охотился за сокровищем.

  6) Банковский в клад, которым вы не можете воспользоваться в течение о говоренного в договоре срока, называется с рочным.

Правописание проверяемых корней

Правило:

  Правописание корня одинаково во всех однокоренных словах (словах, объединенных общим значением и буквенным составом корня). Если правописание слова вызывает сомнение, можно подобрать однокоренное слово, в котором четко слышится буквенный состав корня. Чем чаще вы проверяете написание по однокоренному слову, тем меньше будет ошибок.

Упражнение 24:

Запиши слово в тот столбик, который начинается однокоренным к нему словом. Составь словосочетания со всеми словами, каждый раз подчеркивая безударную гласную в корне слова.

сто́я

ста́вить



  Ост...новка, уст...ять, расст...яние, выст...вка, ст...як, уст...новка, ст...ять, ст...янка, выст...ять, подст...вной, перест...новка, заст...явшийся.

Упражнение 25:

Используя данные в таблице части слова, образуй слова с приведенными ниже корнями.

Приставки

Суффиксы

рас-

-а-

по-

-ыва-/-ова-

у-

-ни-

на-

-н-

при-

-у-

под-

-ющ-

от-

-оват-

-сказ-

-каз- (-каж-)

-образ-




Гласные и согласные в корне слова

Правило:

  Если ты не уверен, какую букву следует написать, можно проверить написание по однокоренному слову.

Упражнение 26:

Поставь данные слова во множественное число. Запиши получившиеся пары слов. Подчеркни в обоих словах букву в корне, которая может вызывать затруднения. (Обрати внимание на то, что такая буква может встретиться как в форме единственного, так и в форме множественного числа.) Убедись в том, что в одной из форм она хорошо слышна.

Упражнение 27:

Обведи слова, вставляя ту букву, которая подчеркнута в проверочном слове.

Очень важно обращать внимание на значение слова, когда подбираешь проверочное слово.

Упражнение 28:

Подбери подходящие по значению проверочные слова и вставь нужные гласные на место пропусков.

Слова для справок: полощет в холодной воде, пруды Екатерингофского парка, святость реликвии, морозный воздух, хорошо видеть, ласковые слова, завядшие цветы, обедать в ресторане, ярко светит, дождь моросит, священные обеты, ивовые прутья, отвозить на машине.

Упражнение 29:

Во втором столбике в квадратных скобках дана фонетическая запись некоторых слов. Восстанови их правильную буквенную запись. Проверь написание с помощью однокоренных слов, список которых дан ниже. Запиши однокоренные слова скобках, как показано в образце.

Слова для справок: солнечный, празден, доблесть, весть, свист, совесть, уста, скользить, лесть, власть, чувствовать, агент, здравие, место, гигант, крест (окрестность).

Упражнение 30:

Обведи слова с орфограммами, вставляя подчеркнутую в проверочном слове букву.

Упражнение 31:

Вставьте в предложения и словосочетания нужные слова. При выборе слова ориентируйтесь на его значение:

Исключения!

  Блеснуть, плеснуть, треснуть.

Упражнение 32:

Иногда нам хочется вставить в слово букву, которой там нет. Это случается с теми словами, которые, как нам кажется, входят в группу слов с непроизносимой согласной. В данном упражнении подобраны именно такие слова, а также однокоренные им слова, в которых ясно слышно, как именно пишется группа букв, вызывающих затруднение.

Подчеркни в словах то место, где есть опасность поставить ненужную согласную. Со словами для запоминания составь предложения.

Запомни правописание этих слов:

  шествие — шествовать

  яства — от устаревшего глагола ясти (есть)

  чувство — чувствовать

  сверстник

  лосниться

  костный — кость

  косный (невосприимчивый к новому, отсталый)

  лестница — вопреки проверке (лесенка) пишется с непроизносимой согласной

Упражнение 33:

Запиши существительные, от которых образованы данные глаголы, подчеркни согласную корня, которая выпала при образовании глагола.

Упражнение 34:

Напиши текст под диктовку, проверь написанное по книге и отметь орфограммы на месте пропусков, проверяя их по однокоренным словам, данным после текста. Если на месте пропуска не нужно вставлять букву, просто соедини соседние буквы. Если после упражнения нет проверочного слова, проверь написание по словарю в конце книги.

Я ехал на перекл...дных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки сост....яла из одного неб....льшого чемодана, до половины набитого путевыми записками о Грузии. Уж солнце начинало прятаться за сн...говой хребет, когда въехал я в Койшаурскую д....лину. Осетин-извозчик неутомимо пог....нял л....шадей и во все горло расп...вал песни.

Подъехав к подошве Койшаурской г...ры, я должен был нанять быков, чтобы вт...щить мою тележку на эту проклятую гору. За моею тележкой четверка быков т...щила другую, за нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки.

На в...ршине г...ры нашли мы снег. Солнце зак...тилось, погасли его последние отбл...ски, ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге, ничто более не озаряло дороги; но бл...годаря отливу сн...гов мы м...гли л...гко ее разл...чать. Дорога в...ла в гору, хотя уже не так круто. Я велел положить чемодан свой в тележку, зам...нить быков л...шадьми и в последний раз огл...нулся вниз, на д...лину.

До станции, где мы собирались н...чевать, ост...валось еще с в...рсту. Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было сл...дить за его полетом.

(Клад, стоя, больше, снег, дол, гонит, лошадь, песня, горы, тащит, верх, закат, блеск, благо, может, легкий, различие, вел, замена, взгляд, ночь, осталось, вёрсты, след.)

Блеск и слава таят в себе великие опас...ности. Как легко человек влас...ный и честолюбивый по...дается их очарованию! И вот уже служит он не призванию своему, но своему желанию славы, хотя поначалу имел намерения вполне чес...ные. Благосклонно внимает он лес...ным речам и не желает слушать неприятную правду. Так постепенно он оказывается в окружении людей ло...ких, но бесчес...ных, прежние друзья сторонятся его, и вот уж готов он и на прямую подлость, лишь бы не лишиться внимания публики, не впасть в без...вес...ность.

(Опасен, власть, честь, лесть, ловок, весть.)

Еле слышно плес...нула волна около берега, но даже этот тихий звук, нарушив томное без...вучие знойного полдня, заставил Дмитрия очнуться от нерадос...ных размышлений. Он встал, потянулся, отряхнул от песка плащ, свис...нул сторожившему хозяина Брогу и отправился в обратный путь. В роще трес...нувший под сапогом Дмитрия сук вспугнул белок, деловито сновавших по сосне. Их мелькнувшие в кроне и мгновенно пропавшие рыжие хвосты заставили Дмитрия еще раз мимолетно пожалеть о безнадежно испорченном праз...ничном настроении сегодняшнего утра.

(Радость, свист, празден.)

Упражнение 35:

Обведи в данных словах удвоенные согласные и запомни правописание этих слов.

Неизменяемые суффиксы глаголов, существительных, прилагательных

Упражнение 36:

  Обведи глаголы. Подчеркни выделенные буквы.

  Видеть, зависеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, сеять, реять, веять, надеяться, клеить, мучить (мучать).

Правописание этих глаголов следует запомнить.

Упражнение 37:

Вставь в предложения подходящие по смыслу глаголы из предыдущего упражнения, выдели непроверяемый суффикс инфинитива.

а) Чтобы ... изделие, тщательно очистите склеиваемые поверхности, нанесите тонкий слой клея, подождите две минуты и сильно прижмите поверхности друг к другу.

б) Наш шеф обладал редкой счастливой способностью — в самых трудных и неблагоприятных обстоятельствах продолжал ... на лучшее.

в) Недостаточно просто ... семена: необходимо предварительно правильно подготовить почву и затем тщательно ухаживать за посадками.

г) Животных, которые охотятся ночью, природа снабдила способностью хорошо ... в темноте.

  д) Всегда тягостно ... от других, но особенно мучительно ... от неприятных тебе людей.

  е) Обдумывай свои слова и поступки, чтобы нечаянно не ... окружающих.

  ж) Надо вовсе не иметь сердца, чтобы ... животных.

Упражнение 38:

От инфинитивов глаголов из упражнения № 36 образуй глаголы прошедшего времени мужского, женского и среднего рода. Выдели неизменяемый суффикс.

Неизменяемые суффиксы существительных

Суффикс -от-

Необходимо запомнить правописание суффиксов.

Упражнение 39:

Вставь пропущенные буквы и продолжи ряд подобных существительных с безударным суффиксом -от-:

Суффикс -тель-

Упражнение 40:

Образуй существительные от данных глаголов с суффиксом -тель-.

Суффикс -ость-

Упражнение 41:

Вставь на месте пропусков суффикс -ость-:

Суффикс -ни-

Упражнение 42:

  Вставь на месте пропусков суффикс -ни-.

Суффиксы -ник- и -чик-

Упражнение 43:

Образуй от данных слов новые при помощи суффиксов -ник- или -чик-:

Упражнение 44:

Вставь пропущенные буквы, выдели часть слова с орфограммой.

Неизменяемые суффиксы прилагательных

Суффикс -ов-

Этот суффикс всегда пишется с буквой «и»!

Упражнение 45:

Вставь на месте пропусков -ов-. Покажи, в каких словах это суффикс, а в каких — часть корня.

Суффиксы -чив- и -лив-

Эти суффиксы всегда пишутся с буквой «и»!

Упражнение 46:

Вставь подходящие суффиксы, -чив- или -лив-:

Суффикс -ист -

Этот суффикс всегда пишется с буквой «и»!

Упражнение 47:

  Вставь пропущенную букву:

Упражнение 48:

Словарный диктант

Родительская доброта,

казацкая молодость,

завистливый разбойник,

мучительная ревность,

высота ледника,

деления мерного стаканчика,

крайняя осторожность,

преданность друзей,

состояние летчика,

усидчивость переписчика,

заливистый птенчик,

ореховая мебель,

заботливый лесник,

находчивость моего извозчика,

полковой оркестр.

Упражнение 49:

Чайнворд

  Найди в чайнворде 6 инфинитивов глаголов из упражнения № 36.

3

А

П

р

У

С

Т

О

Д

И

Т

Ь

М

А

С

Т

У

К

Р

О

Д

В

О

Ж

Л

Ю

С

О

К

Д

Е

Л

Д

Е

И

Р

Е

Т

О

Д

И

П

Р

У

Л

Е

Л

Ь

К

Р

Е

И

Д

У

М

У

Ч

А

Т

Ь

Е

3

Д

У

Р

О

В

Д

О

С

Е

Я

Т

Ь

Ю

Р

И

М

С

А

О

С

И

Ж

Л

Ю

3

А

П

3

Е

К

Т

О

Р

М

М

А

Д

О

Р

Т

О

Д

Л

И

Б

С

Ь

Е

К

С

О

Ж

Е

П

Р

У

3

Р

Е

Я

Т

Ь

Ю

3

А

Т

И

С

Т

Р

Е

Т

О

Д

И

П

Р

У

Л

Е

Л

Ь

Р

Ь

Ь

Д

И

Т

Ь

М

А

Д

К

Д

Е

Ю

С

Д

Т

О

р

м

Н

А

Д

Е

Я

т

Ь

С

Я

С

Т

О

П

Р

О

д

С

О

К

А

Р

Д

А

Ж

О

Д

И

П

В

О

3

О

Л

Е

Д

И

М

К

А

3

Р

Е

Я

Т

К

У

Р

О

М

А

Н

Д

И

Я

И

Д

У

М

У

И

Л

Е

Д

И

М

К

Ю

С

О

И

Б

С

Ь

Е

О

К

Р

О

В

Д

И

Т

Ь

М

А

Д

К

Д

Е

Ю

С

О

Правописание О/Ё после шипящих и «Ц» в корне слова

Правило:

  В корне слова после шипящих, пишется «Е», если можно подобрать однокоренное слово, в корне которого ясно слышится «Е» или «Ё».

  Слов, к которым, нельзя подобрать однокоренное слово с «Е» или «Ё», немного, их можно выучить наизусть.

Упражнение 50:

Вставь на месте пропуска ту же букву, что и в однокоренном слове, как показано в образце. Выучи наизусть слова, в корне которых пишется «о».

Упражнение 51:

Вставь в предложения слова, подходящие по смыслу. Выбери их из списка слов для справок.

(В этом упражнении приведено большинство слов, в корне которых после шипящих и «и,» пишется «о». В русском языке есть еще несколько таких слов, но они вряд ли пригодятся тебе: это либо устаревшие, либо бранные слова.

  Ты можешь запомнить слова, приведенные в упражнении, а в остальных случаях писать в корне слова букву «ё».

  Слова для справок: шорты, шов, шорох, шоколад, жокей, обжора, крыжовник, жонглер, шоссе, шофер, шок, шомпол.

  1) Бабушка варит из ... необыкновенно вкусное варенье.

  2) Скачку ведет ... в бело-голубом камзоле под четверым номером.

  3) ... на канате работал с шестью булавами под самым куполом цирка.

  4) Этот щенок — настоящий ..., придется прятать еду более тщательно.

  5) ... грузовика резко затормозил, машину занесло, и она перекрыла дорогу, остановившись почти поперек_____________ .

  6) Свидетель находится в состоянии ..., и допросить его пока невозможно.

  7) Врач сказал, что рана почти зажила и ... можно уже снять.

  8) ... — принадлежность любого ручного ствольного оружия, предназначенная для прочистки ствола после выстрела.

  9) Я проснулся от какого-то резкого звука и прислушался: в соседней комнате раздавался неясный ... .

  10) В начале двадцатого столетия женщинам не разрешалось выступать на теннисных турнирах в ..., они должны были носить юбки.

  11) Одну из главных ролей в фильме «Чарли и ... фабрика» сыграл Джонни Депп.

Упражнение 52:

Соедини линиями однокоренные слова и вставь на месте пропусков соответствующие буквы.

Упражнение 53:

Подбери к каждому данному слову по три однокоренных, как показано в образце. Вставь пропущенные буквы. Помни, что в однокоренных словах буквы в корне должны быть одинаковые.