Сложные правила русского языка за 10 уроков - Наталия Сычева 2012


ЧЕРЕДОВАНИЕ БУКВ В ПРИСТАВКАХ, КОРНЯХ, СУФФИКСАХ

В некоторых, приставках корнях и суффиксах гласные и согласные чередуются. Однако таких случаев не слишком много, правила их написания легко запомнить.

Приставки ПРЕ/ПРИ

Правило:

  Написание приставок, пре-/при- зависит от их значения. Чтобы не ошибаться, запомни значения этих приставок.

Упражнение 54:

Соедини линиями слово со значением, в котором употреблена приставка. Если не понимаешь значения слова — загляни в словарь. Чтобы не запутаться, делай соединительные линии разного цвета.

Упражнение 55:

Распредели слова по двум столбикам: с приставкой и без приставки. Не дай себя обмануть — некоторые слова только делают вид, что имеют приставки пре- или при-.

  Предостаточно, президент, преемник, преграда, прискакать, придорожный, прекрасный, пресечь, прикосновение, привилегия, прервать, придумать, предать (друга), придать (выбранную форму), приближенный, презент, предатель, превозмочь, президиум, привычка, превращение, превысить, примыкание, призирать (заботиться о ком-либо), презирать (недостойного человека), приспособиться.

С приставкой

Без приставки





Как ты думаешь, почему в словах, оказавшихся в столбике «без приставок», мы можем выделить только корень и окончание?

Чередование З/С в приставках

Правило:

  В приставках воз/вос (вз/вс); из/ис; низ/нис; раз(роз)/рас(рос); чрез/черес перед глухими согласными пишем, на конце приставку «С», обозначающую также глухой звук. Перед звонкими — обозначающую звонкий, звук «З». Глухие согласные: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Упражнение 56:

Подчеркни после пропуска глухие согласные. Вставь перед подчеркнутыми согласными букву «с», в остальных случаях вставь букву «з».

Образуй от каждого слова в упражнении однокоренной глагол.

Образец:

воззрение —> воззриться

расстояние —> настоять

Упражнение 57:

Обведи светлые буквы, выдели приставки, подчеркни двумя чертами букву, следующую за приставкой.

Упражнение 58:

Диктант. Проверь себя и объясни графически выделенные орфограммы.

  Узкие, длинные, узорчатые то ли листья, то ли щупальца облепляли скафандр, но стоило мне оторвать отросток, приставший к стеклу шлема, как передо мной рас чистилась едва заметная тропинка. Видимо, это все-таки было своеобразное животное, щупальца которого расступились, почувствовав боль. Надо полагать, необходимую для поддержания жизни воду на этой иссушенной планете живые организмы могут добывать, только имея огромную площадь и собирая те странные влажные выделения, которые вчера на рассвете расцветили всю поверхность во всевозможные оттенки красного: от розового до коричневого.

Упражнение 59:

Вставь пропущенные буквы. Не забудь, что могут быть пропущены двойные согласные. Выдели одним цветом неизменяемые приставки, а приставки с чередованием — другим. Выдели корни, в которых пропущены буквы.

Из Дариала ..тправились мы к Казбеку. Мы увидели Троицкие ворота (арка, образованная в скале взрывом пороха) — под ними шла некогда дорога, а ныне пр..текает Терек, часто меняющий свое русло.

Недалеко от селения Казбек п..р..ехали мы через Бешеную балку, овраг, во время сильных дождей пр..вращающийся в яростный поток.

Мы круто п..днимались выше и выше. В это время услышал я глухой грохот. Я ..глянулся и увидел в стороне груду снега, которая ..сыпалась и медленно съезжала с крутизны. Обвалы здесь не редки. В прошлом году русский и..возчик ехал по Крестовой горе: страшная глыба ..валилась на его п..возку, п..глотила телегу, лошадь и мужика, п..р..валилась через дорогу и п..катилась в пр..пасть со своею добычею. Мы д..стигли самой вершины горы. Здесь п..ставлен гранитный крест. Дальше начинается участок дороги чре..вычайно у..кий и ..пасный, здесь путешественники обыкновенно выходят из экипажа и идут пешком.

Мгновенный п..р..ход от грозного Кавказа к миловидной Грузии во..хитителен. Мы ..пускались в долину. Молодой месяц п..казался на ясном небе. Вечерний во..дух был тих и тепел. Я ночевал на берегу Арагвы, в доме господина Чиляева. На другой день я ра..тался с любезным хозяином и ..тправился далее.

Упражнение 60:

Диктант

Дорога была прекрасная, и мой возница, не придержав лошадей, лихо свернул на подъездную аллею. Тут он от неожиданного зрелища резко натянул вожжи; я, не удержав равновесия, качнулся назад и здорово стукнулся затылком, однако, при виде открывшейся панорамы, бранить извозчика не стал.

Расположенный в конце аллеи двухэтажный дом был превращен в трехъярусный амфитеатр: роль первого яруса исполнял балкон, в качестве второго яруса использовали открытые окна второго этажа, а на скамейках, сделанных на крыше, вокруг мезонина, расселась невзыскательная публика третьего яруса: прислуга и крестьянская детвора.

По преображенному иллюминацией приусадебному парку медленно двигались фигуры в белых балахонах и собирались в полукруг на лужайке перед домом.

Я понял, что мы прибыли к самому началу одного из чрезвычайно любимых дядюшкой представлений домашнего театра. Разыскать его немедленно нечего было и думать: дядюшка никогда не

упускал случая сыграть и непременно приберегал для себя одну из главных ролей. Я понадеялся, что спектакль пройдет без досадных оплошностей. После удачного представления дядюшка всегда пребывал в преотличнейшем расположении духа и, возможно, исполнит мою просьбу. С другой стороны, если пьеса будет испорчена, дядюшка может надолго впасть в меланхолию и не станет даже слушать меня.

Упражнение 61:

Вставь пропущенные буквы. Обрати внимание на то, что в некоторых случаях пропущены двойные согласные.

Золушке было очень весело, и она совсем позабыла о том, что пр..казывала ей волшебница. Она думала, что нет еще и одиннадцати часов, как вдруг часы стали бить полночь. Золушка вскочила и упорхнула, как птичка. Принц бросился за ней, но не смог догнать. Он поднял туфельку, которую она потеряла на лестнице второпях. Принц ра..просил пр..вратников, не видел ли кто, куда уехала принцесса. Но в двенадцать часов все волшебство пр..кратилось: карета пр..вратилась в обыкновенную тыкву, кучер и лошади — в мышей и крысу, ра..бежавшихся по двору, и пр..вратники ответили, что видели только, как из дворца выбежала бедно одетая девушка, больше похожая на крестьянку, чем на принцессу. Золушка пр..бежала домой запыхавшись и едва успела отдышаться, как во..вратились сестры и мачеха.

Сестры ра..казали, что на бал снова пр..езжала пр..красная незнакомка, но в полночь она бросилась бежать, да так поспешно, что уронила с ноги хрустальную туфельку. Принц пр..казал объявить по всему королевству, что он женится на девушке, которой пр..дется по ноге хрустальная туфелька.

Сначала туфельку пр..меряли принцессам, потом герцогиням, потом всем пр..дворным дамам подряд. Но она не годилась никому.

Чередование в корнях слова

Правило:

  Чередование о/a в корнях слов зависит от следующих условий:

Упражнение 62:

Запиши данные ниже слова в таблицу в зависимости от правила, которому подчиняется чередование гласных в корне. Обозначь условия чередования, как это сделано в справочной таблице.

Чередование зависит от состава корня

Чередование зависит от ударения

Чередование зависит от следующего суффикса







  Касание, растение, зарница, поклониться, налагать, выскочка, загореться, прикоснуться, выращенный, озарение, пригореть, предложение, касательная, преклонение, поросший, приложить, зарево, загоревшийся, скакать, прилагательное, отрастить, подскочить, неукоснительно, поросль, уклониться.

Упражнение 63:

Вставь гласные в словах, расположенных во втором столбике, сверяясь с таблицей чередования. Отметь графически условия, от которых зависит выбор гласной.

Упражнение 64:

Вставь на место пропусков нужные буквосочетания, выбирая их из предложенного списка, затем обведи их цветной ручкой или карандашом.

  Буквосочетания: скоч, скак, гор, зар, клон, лага, лож, раст, ращ, рос, каса, кос, твор.

  Слова для справок: подскочить, выскочка, скакать, заскакивать, выскочивший, скакалка, разгореться, пригорать, сгореть, выгоревший, озаренный, заря, озарение, заревой, наклониться, преклонение, уклончивый, уклонение, прилагательное, наложить, сложение, приложить, подрасти, вырастать, выращенный, сращение, поросль, вырос, касательная, прикасаться, касание, прикоснуться, прикосновение, неукоснительно, касательно, коснувшийся, затворить, сотворение, творец, претворить.

Упражнение 65:

  Придумай слова, соответствующие схемам:

Упражнение 66:

Распредели выделенные слова в два столбика: с чередованием гласных в корне — в один, с безударной гласной, проверяемой ударением, — в другой. Подбери проверочные слова и обозначь условия чередования.

  Медленно разг..раться, низко покл..ниться, экзотическое р..стение, потайное отд..ление в чемодане, сл..жное предл..жение, засп..ртовать образец, молодая пор..сль,

оз...ренныи отбл...сками костра, к..стяной наконечник, приг..родная электричка, удобно распол..гаться, в одно к..сание, выр..щенный в неволе экземпляр, подск..чить от неожиданности, усл..жнять задачу, покр...сить стены, ск..кать по кругу, прекл..няться перед мужеством, сг..ревший дом, высоко подск..кивать, разл..жить по порядку, накл..ниться к земле, дробные сл..гаемые.

Запомни исключения:

  Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль. Скачок, скачу, скачущий.

Чередование Е/И в корне слова

Правило:

  Корней с чередованием, гласных Е-И всего 9, и они подчиняются одному правилу чередования: букву И пишем, если за корнем следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется Е.

  Этому правилу подчиняются следующие корни:

Упражнение 67:

  Обведи буквы, напечатанные серым шрифтом.

Упражнение 68:

Заполни таблицу в соответствии с указаниями в заголовках 2-го и 3-го столбцов. Выдели корень, подчеркни чередующуюся гласную одной чертой, а условия чередования — двумя.

Упражнение 69:

Подбери к данным словам однокоренные, так чтобы было очевидно чередование гласных в корнях. Выдели корень и отметь условия чередования.

Соедини линиями однокоренные слова и подчеркни другим цветом пары слов с чередованием в корнях.

примирить (врагов)  примерка

примерять (платье)  мирный

отмерить (материал)  замирание

замереть (мгновенно)  землемер

умирать осенью  смерть

Суффиксы с чередованием гласных

Суффиксы существительных -ИК-/-ЕК-

Правило:

  Проверяй написание по форме родительного падежа:

  ЕК — гласная исчезает (горошек — горошка);

ИК — гласная сохраняется (мячик — мячика).

Упражнение 70:

Поставь существительные в форму родительного падежа единственного числа и вставь пропущенные буквы в соответствии с правилом.

Упражнение 71:

Образуй от данных существительных новые, выбирая нужный суффикс: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Обрати внимание на чередование согласных к-ч в корне слова.

Суффиксы существительных -чик-/-щик-

Правило:

  Суффикс -чик- имеет два значения:

  1) образует уменьшительную форму слова, например, мяч мячик;

  2) образует название профессии, например, водопровод водопроводчик. В этом случае с ним сотрудничает суффикс -щик-. Как определить, когда какой суффикс писать? Это несложно: суффикс -чик- пишется после согласных д-т, з-с и ж.

  В остальных случаях пишется суффикс -щик-.

Упражнение 72:

Образуй от данных слов названия профессий или определения людей по действию с помощью суффиксов -чик-/-щик-, выбирая суффикс в соответствии с правилом.

О/ё/е в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий, причастий

Правило:

  В суффиксах, и окончаниях существительных, прилагательных и наречий и в окончаниях причастий после шипящих и «Ц» под ударением всегда пишется — «О», без ударения — «Е».

  Исключения: существительных. Дирижёр, стажёр и т. п. Наречие ещё.

Упражнение 73:

Выдели часть слова, в которой пропущена буква. Поставь ударения. В безударных суффиксах и окончаниях напиши «е», под ударением — «о».

Угостить калач..м, холщ..вый мешок,

распорядиться багаж..м, идти со свеч..й,

накрыться рогож..й, выйти на крыльц..,

замахнуться палиц..й, обронить кольц..,

взять рыж..го котенка, раскрыть струч..к,

работать палач..м, покормить бельч..нка,

задержать пробегавш..го мальчика.

Упражнение 74:

Образуй от данных слов новые с помощью суффиксов -онк- ,-онок-, -ок-.

Упражнение 75:

Обведи слова, выделяя только суффиксы -ок- и -онок-. Поставь в словах ударения.

  Бочонок, галчонок, пирожок, волчонок, сачок, ручонка, сапожок, стручок, сморчок, зайчонок, кулачок, бережок, порожек, замочек, горошек.

Упражнение 76:

  Просклоняй следующие существительные: ключ, нож, гараж, плечо.

  Под ударением в окончании пиши «о», без ударения «е».

Упражнение 77:

  Составь предложения со следующими наречиями:

  свежо ...

  горячо ...

  хорошо ...

  ещё ...

Окончание глаголов после шипящих и «Ц»

Правило:

  Если слово является глаголом или образовано от глагола — в суффиксах и окончаниях:

  после шипящих пиши «Ё».

  Печём, печёт, стрижём, стрижёт.

  Размежёвывать —> размежёванный —> размежёвка.

  Размягчить —> размягчённый —> размягчённость.

  После «Ц» в глаголах и в словах, образованных от глагола, под ударением, пишется «О», без ударения — «Е»!

  Танцевать, но вытанцовывать.

Упражнение 78:

  Проспрягай следующие глаголы:

Упражнение 79:

Построй от данных глаголов словообразовательную цепочку: глагол —> причастие —> существительное.

Упражнение 80:

Выдели суффикс в словах, подчеркни гласную в суффиксе.

  Печёнка, тушёнка, мочёный, золочёный, наточенный, сколоченный, стриженый, смещённый, увлечённый, сплочённый, учёный, решённый.

Составь с данными словосочетаниями предложения. Запомни правописание этих грамматических омонимов.

  Ожег (глагол) руку, ...

  ожог (существительное) руки. ...

Упражнение 81:

Обозначь часть слова, в которой пропущена буква. Вставь пропущенные буквы, отмечая в скобках часть речи. Применяй правила правописания о/ё, соответствующие этой части речи. Подумай, почему не после всех слов с пропущенной буквой добавлены скобки, в которых следует указать часть речи.

Упражнение 82:

Распредели слова с пропущенными буквами в соответствующий столбик таблицы и вставь пропущенные буквы.

  Разбить окно мяч..м, бухгалтерский отч..т, великий уч..ный, резать лазерным луч..м, жж..ный сахар, обожж..м глину, деш..вый материал, толч..ное стекло, грош..вое издание, подстриж...м овец, парч..вое платье, перелиц.ювать пиджак, пританц..вывать от радости, охраняется сторож..м, алыч..вый компот, испеч..м пирог, потрясающая отреш..нность, груш..вое варенье, ж..лтый сач..к, упрощ..нный вариант, забавный барсуч..нок, горная реч..нка, известный дириж..р, охотничий рож..к, ещ...не затуш..ванный, тихий ш..рох, ш..рстка лисенка, говорить общ.., ж..кейский шлем.

корень

Е (есть чередование с «е» или «ё»)



О (нет чередования с «е» или «ё»)


суффикс

Е безударные суффиксы + суффиксы слов, образованных от глагола, + суффикс -ёр-



О (суффиксы под ударением)


окончание

Е (безударные окончания + все окончания глаголов)



О (ударные окончания, кроме окончаний глаголов)


Упражнение 83:

Закрепляющий словарный диктант

  Бережем наследие, открыть ключом, шелковый платок, слышен цокот копыт, облицовывать кафелем, горячо обнять, свернуть с шоссе, большое открытие, рубиться отцовским мечом, подобрать замерзшего грачонка, закрытое лицо, выкорчёвывать пни, стрижем рыжего мальчонку, ученое звание.