Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение изученного в 5 - 8 классах
Устная и письменная речь

Диагностическая работа

Туманы

Под берёзами и осинами подмосковного чернолесья лежат похожие на жёлтые крапинки листья. Но вовсе не они предупреждают нас о приближении осени. Вестники осени — туманы.

Красоту туманов, превращавших знакомый мир в фантастический, я полюбил с детства. Вспоминаю и вечерние нежно-голубые туманы, расстилающиеся повсюду: на лугах, над озёрами и речками. И ночные, пронизанные лунным светом (они кажутся серебряными), и утренние, бледно-розовые, окрашенные зарёй.

Как-то спозаранку, подходя к сосновому бору, я увидел фиолетовый туман. Он, поднявшись с земли, широкой лентой перепоясывал лес, повиснув в нескольких метрах от земли. А над ним, словно густозелёные облака, замерли шапки сосен. Но вот туман медленно продвигается вверх, скрывает верхушки деревьев, а затем всплывает над ними и исчезает в лазурном небе.

Однажды я неожиданно оказался в густой непроницаемой пелене. Впереди ничего не было видно, а по бокам, словно высоченные стены, смутно вырисовывались сосны. Постепенно туман таял, оседал росой на траве, кустах, деревьях. Земля и воздух становились бодрыми, свежими, помолодевшими.

152 слова

(По А. Перегудову)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы в предложениях последнего абзаца. Определите типы сказуемых, обозначьте способы их морфологического выражения. Найдите односоставное предложение в составе сложного, определите его вид. Отметьте предложение, осложнённое рядами однородных членов.

2. Отметьте в предложениях третьего абзаца обособленные обстоятельства. Напишите, чем они выражены.

3. Выпишите из последнего предложения слова, в которых все согласные звонкие.

4. Объясните общую орфограмму в словах неподвижные, неожиданно, непроницаемой.

5. Замените слова спозаранку, высоченные стилистически нейтральными синонимами.

Мини-диктанты

    № 1

Спокойное величие гор. Вокруг множество цветов: иван-чай, густо росший по насыпи, тысячелистник, ромашка, сочевичник уже со стручками, иван-да-марья. Над головой испуганным котёнком пронзительно кричит коршун, кружась и высматривая добычу. Из трещины камня выглядывает ящерица. На камне мох, на нём ещё белая брусника.

(По Н. Верзакову).

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте неполные предложения: простое неполное предложение и в составе сложного.

2. Найдите предложение, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами. Напишите, чем они выражены.

3. Выпишите имена существительные, образованные способом сложение основ.

4. Выпишите из второго и третьего предложения наречия.

5. Выпишите из текста слово, написание суффикса в котором соответствует правилу: в форме первого лица глагола этот суффикс не чередуется с -У- / -Ю-, а остаётся неизменным.

    № 2

— Ты знаешь, сколько сыновей у Байкала?

— Триста тридцать три...

— Ты прав, столько рек ему приносят воду. А сколько у Байкала дочерей?

— Совсем мало.

— Сколько же?

— Одна Ангара. Она вытекает из Байкала и спешит к Енисею- реке.

— А куда бежит Енисей?

— Прямо-прямо в океан.

(По М. Сергееву)

Задания:

1. Определите форму речи (устная, письменная), тему данного текста. Подберите заголовок в соответствии с темой.

2. Пронумеруйте предложения. Подчеркните грамматические основы третьего предложения, укажите виды сказуемых и способы выражения подлежащих. Охарактеризуйте простые предложения в составе сложного с точки зрения наличия второстепенных членов.

3. Выпишите из первой реплики диалога (из первого предложения) местоимения.

4. Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями. Графически объясните написание.

5. Выпишите синонимы из шестого и седьмого предложений. Подчеркните безударные проверяемые гласные в словах, подберите проверочные слова.

Диктант-предложение

Пушкин, мечтавший о тех временах, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», с поистине братской дружбой относился ко всем народам России, интересовался их жизнью, историей, бытом, культурой, отображая, запечатлевая затем всё увиденное и истинно народное в своих лучших произведениях.

(По Б. Трубецкому)

Задания:

1. Подчеркните главные члены предложения, определите, простое оно или сложное.

2. Отметьте в предложении слова, являющиеся цитатой. Определите способ оформления цитаты.

3. Подчеркните как члены предложения все обособленные обстоятельства, напишите, чем они выражены, отметьте однородные обстоятельства.

4. Определите способ связи в словосочетаниях о тех временах, всем народам, в своих произведениях. Определите, к какой части речи относятся зависимые слова.

5. Определите стилистическую окраску слов распри, поистине, запечатлевая. Подберите к ним стилистически нейтральные синонимы. Определите способ образования слова поистине.

Объяснительный диктант

1) От колыбели через всю жизнь проносили мы певучее, сверкающее самоцветами русское слово. (С. Сергеев-Ценский.) 2) Растопляемые водой и солнцем снега оседали, рыхлели, дымились. (Н. Смирнов.) 3) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (Д. Лихачёв.) 4) Язык наш и разум дают жизнь человеческой душе, человеческой личности. (Г. Михайлов.) 5) Абросимов, выкупленный крепостной крестьянин, обладал незаурядными способностями к языкам. (Г. Кублицкий.) 6) Как истинный гений, Ньютон не придавал своим открытиям особого значения. (Л. Орлова.) 7). Орфей, сын одной из муз, своим чудесным пением очаровывал не только богов и людей, но даже диких зверей, деревья и скалы. (Д. Буслович.) 8) Наше национальное богатство — это родная русская речь, которая звучит на огромных пространствах, от океана до океана. (С. Сергеев-Ценский.) 9) День был туманный, безветренный, с бледным, точно подводным светом. (Д. Мережковский.) 10) Грекова тянуло к Сивашу, к этому странному творению природы, полуморю, полуболоту, отделявшему тёплый Крым от скудной равнины. (А. Знаменский.) 11) Язык — средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества. (В. Аннушкин.) 12) Как гений, Гоголь, конечно, должен быть «на дружеской ноге» с другим гением — Пушкиным. (С. Сергеев-Ценский.) 13) Измождённые, голодные, мы всё же взбирались по крутому горному скату, уже покрытому холодным сумраком. (Н. Смирнов.) 14) Пушкин интересовался не только устным народным творчеством, но и национальной литературой. (Б. Трубецкой.) 15) Мои собеседники, уроженцы здешних мест, вспоминали передаваемые из уст в уста легенды и сказания из жизни великого полководца, приводили его поговорки и прибаутки. (В. Грусланов.) 16) Ничего на свете нет красивей, чем в лесу, во глубине России, ландыш, наклонённый к ручейку. (Е. Маркин.)

Задания:

    1. Объясните постановку знаков препинания.

    2. Отметьте предложения, связанные с темой «Язык. Речь».

    3. Укажите, чем осложнено каждое предложение.