Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение изученного в 5 - 8 классах
Монолог, диалог

Диагностическая работа

Я шёл по опустошённому осеннему лесу. Под ногами была затвердевшая от первого заморозка земля. Где-то сиротливо каркали невидимые вороны. Я не спеша вышел на опушку. Передо мной покатым косогором стелилось озябшее поле. Крыши деревеньки высовывались из-за косогора, на котором прочно стояли могучие двухэтажные стога. Казалось, что я нахожусь не в тридцати километрах от Москвы, а за тысячи вёрст, что живу не в двадцатом веке, а лет двести назад.

Свежий, сухой воздух бодрил, а душу наполняло беспричинное ощущение счастья. И вдруг сама собой в голове возникла первая строчка: «У природы нет плохой погоды...» Не успел я изумиться этому явлению, как следом родилась вторая: «Всякая погода — благодать...» Неудержимо поползли следующие строки: «Дождь ли, снег... Любое время года надо благодарно принимать».

Я удивился. Честно говоря, мне показалось, что строфа недурна. И вдруг случилось необъяснимое: строчки возникали одна за другой. Не прошло и двадцати минут, как стихотворение сочинилось само, не обращая на меня никакого внимания.

Я быстро повернул домой, бормоча строки, так как боялся, что стихотворение забудется. Войдя в дом, я немедленно перенёс всё на бумагу.

175 слов

(По Э. Рязанову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение). Определите, какой вид речи используется: монолог или диалог. Озаглавьте текст.

2. Отметьте предложения, в которых используется цитирование. Объясните постановку знаков препинания. Сделайте схемы предложений.

3. Отметьте в третьем абзаце вводную конструкцию.

4. Выпишите из второго предложения слова с оглушением согласного. Покажите графически, в какие морфемы входят эти согласные. Отметьте в этих словах все орфограммы.

Мини-диктанты

    № 1

Догорали дни московского бабьего лета. Белые плотные облака недвижно стояли на синем небе. Золото осенних клёнов расцвечивало Коломенское и склоны Нескучного сада. В воздухе реяла паутина, а по ночам холодные лунные тени летящих облаков тревожно проносились по дорожкам сонных московских садов.

(По А. Чаянову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, рассуждение, описание) и стиль текста (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложное предложение, определите количество основ. Найдите в этом предложении неоднородные определения, выделите окончания, объясните написание.

3. Найдите глагол, написание суффикса в котором соответствует правилу: 1) в форме прошедшего времени глагола сохраняется суффикс инфинитива, от которого образована эта глагольная форма (первый вариант); 2) в форме первого лица глагола суффикс не чередуется с -У- / -Ю-, а остаётся неизменным (второй вариант).

4. Выпишите из второго предложения по одному словосочетанию с грамматической связью согласование, управление, примыкание.

5. Какое выразительное средство используется в первом предложении (первый вариант); в третьем предложении (второй вариант)?

    № 2

— Ты знаешь, что такое озеро?

— Это много-премного воды...

— А море?

— Это если слить вместе много-премного озёр.

— А что такое океан?

— Это если слить вместе много-премного морей.

(М. Сергеев)

Задания:

1. Определите, какой вид речи используется: монолог или диалог; какая форма речи используется: устная или письменная. Определите тему текста и озаглавьте в соответствии с темой.

2. Выпишите из текста местоимения. Определите синтаксическую функцию первого местоимения в первом предложении.

3. Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Выделите корень. Подберите и запишите проверочные слова.

4. Подберите синонимы к словам знаешь, слить.

5. Выпишите из текста слова, в которых все согласные глухие (первый вариант), звонкие (второй вариант).

Диктант-предложение

«Как он представляет себе море? — подумал я о сынишке. — Как он представляет себе глубину и бескрайность моря? Как он представляет себе этот город? Что такое для него Москва? Ведь он ещё ничего не знает».

(По В. Аксёнову)

Задания:

1. Отметьте в предложении слова автора (комментирующую часть) и прямую речь. Сделайте схему предложения. Определите, какой вид речи (монолог или диалог) и форма речи (устная или письменная) используются в прямой речи. Отметьте вопросительные предложения.

2. Найдите в предложении однородные члены; подчеркните их как члены предложения.

3. Выпишите из предложения местоимения.

4. Выпишите из предложения слово, в котором обозначение конечного согласного приставки на письме продиктовано правилом: перед глухим согласным пишется С, а перед звонким — 3.

5. Выпишите слова, в которых все согласные мягкие.

Объяснительный диктант

1) Однажды пришло ко мне письмо от отца, который сообщил мне радостную весть, что мой брат разрешает мне навестить его. (В. Шефнер.) 2) Живопись, с точки зрения выдающегося французского художника Матисса, должна нести людям радость, доставлять наслаждение, должна отвлечь уставшего человека от жизненных трудностей. (Н. Калитина.)

    3) Дедушка нёс тяжеленный мешок, думал дедушка: «Кто бы помог?»

Сзади него шли Вадик и Рома, дошли до самого дедова дома.

— Вам не помочь донести мешок?

— Снять помогите! — сказал старичок.

(О. Григорьев.)

4) Этнографы считают, что толокно было одним из самых употребительных народных кушаний с XVI по XVII век. (И. Лутовинова.)

5) Пушкин когда-то сказал, что следовать мыслям великого человека поучительно и доставляет большое наслаждение. (Б. Трубецкой.)

6) Фёдор Антонович, хозяин дома, спросил меня:

— Ты любишь читать?

— Угу.

— А что ты теперь читаешь?

— Виктора Гюго.

— Дать тебе «Гулливера»?

— Я читал.

— А «Робинзона Крузо»?

— Тоже читал.

— Ну а вот это?

Он достал с полки томик Эдгара По.

— Возьми с собой, но только обходись с книжкой бережно, не пачкай.

Я шёл домой с томиком По под мышкой и думал: «Какой интересный человек! Как не похож он на всех наших знакомых!» (Н. Кузьмин.)

7) «Белый вождь! — сказал индеец. — Радостно мне приветствовать тебя, великого начальника, и твоих людей на земле наших предков». (Ю. Давыдов.)

8) Всемирно известный арктический путешественник Нансен подружился с аборигенами Гренландии, восхищался их миролюбием, гостеприимством, поразительной приспособляемостью к суровой природе. (Г. Кублицкий.)

9) — Откуда ты, молодость?

    — Я отовсюду!

    — Кем будешь ты миру?

    — Днём завтрашним буду.

    (Р. Гамзатов.)

10) Ночью ребятишки увидели один и тот же сон: на разъезд въехала запряжённая четвёркой белых лошадей розово-синяя карета с серебряным верхом. (А. Батурина.)

11) Александр Македонский был чрезвычайно честолюбив (больше всего на свете он ценил славу) и говорил своим товарищам- сверстникам: «Мальчики, пока мы вырастем, мой отец одержит все победы и ничего не оставит на нашу долю». (М. Гумилевская.)

12) У творческой личности есть одна резко бросающаяся в глаза особенность: она всю жизнь растёт, идёт от простого к сложному, берёт для решения задачи одна труднее другой и не изнашивается, не стареет. (С. Сергеев-Ценский.)

13) Главная беда заключается в том, что канцелярская речь по своей ядовитой природе склонна отравлять и губить самые живые слова. (К. Чуковский.)

14) Ах, Мухтар,

    Ах, Мухтар,

    Добрая собака!

    Ты, Мухтар, очень стар,

    Но красив, однако. (М. Лисянский.)

15) У писателя И. А. Гончарова рождается крылатая фраза: «Как прекрасна жизнь, между прочим, и потому, что человек может путешествовать!» (Г. Кублицкий.)

Задание:

Охарактеризуйте высказывания с точки зрения формы (устная или письменная) и вида (монолог, диалог) речи.