Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение изученного в 5 - 8 классах
Стили языка

Диагностическая работа

Растения нашего сада

Мы занимали небольшой пряничный домик в два этажа с высокой черепичной крышей и прелестным садиком, полным цветов. Перед ним рос постоянно цветущий конский каштан, который был в пять раз выше дома. Чтобы увидеть всё дерево целиком, от земли до кроны, нужно было отойти на сто метров, да и то начинала кружиться голова, а домик тогда казался совсем маленьким, просто игрушечным. Цветы напоминали маленькие восковые деревца, в известном порядке рассаженные по всей кроне. Ствол дерева был почти чёрный, можно сказать, совершенно чёрный, что ещё сильнее подчёркивало восковую розоватость соцветий.

Возле дома росло также несколько кустов сирени, цветущей поразительно щедро и красиво. Мы не уставая восхищались оттенками её кистей: густо-фиолетовыми, лилово-розовыми, воздушными и при этом такими плотными, что хотелось взять в руку и подержать, как гроздь винограда.

Вокруг, за низким заборчиком, выложенным из чугуннобагрового кирпича, было также много цветущей жимолости и коротко остриженного боярышника. Посреди газона стояли солнечные часы, которыми, впрочем, никто не интересовался.

155 слов

(По В. Катаеву)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, рассуждение, описание) и стиль текста (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный). Укажите, при помощи какого слова второе предложение текста связано с первым по смыслу.

2. Подчеркните грамматические основы в предложениях первого абзаца. Найдите сложное предложение, в составе которого есть односоставные, определите их вид. Напишите, чем осложнено четвёртое предложение.

3. Определите, какое выразительное средство используется в словосочетаниях пряничный домик, прелестный садик, воздушные оттенки, чугунно-багровый кирпич.

4. Замените словосочетание черепичная крыша, построенное на основе связи согласование, на синонимичное словосочетание, построенное на основе связи управление.

5. Выпишите из первого абзаца слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.

Мини-диктанты

    № 1

Золотая осень! День тёплый, солнечный, на небе ни облачка. Разноцветные клёны, жёлтые берёзы и каштаны с огромными листьями, тоже подёрнутыми желтизной. И только вётлы, посаженные вдоль дороги, стоят совсем зелёные. Подстриженные низко, у самого ствола, они, если бы у них не было отдельных длинных ветвей, на которых мелко трепещут листья, казались бы плотными зелёными шарами.

(По С. Могилевской)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание или рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный).

2. Пронумеруйте предложения. Подчеркните грамматические основы четвёртого и пятого предложений. Определите типы сказуемых.

3. Найдите в тексте простые односоставные назывные предложения. Отметьте осложнённое предложение. Напишите, чем оно осложнено.

4. Выпишите из текста причастия, определите вид и время.

5. Выпишите из второго предложения слова, в которых все согласные мягкие.

    № 2

Я спросил мать и сестру Чехова:

— Скажите, Антон Павлович плакал когда-нибудь?

— Никогда в жизни, — твёрдо отвечали обе.

(По И. Бунину)

Задания:

1. Определите стиль текста (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Охарактеризуйте текст с точки зрения формы (устная или письменная) и вида (монолог, диалог) речи.

3. Подчеркните грамматические основы предложений. Напишите, чем выражены главные члены предложений. Определите вид сказуемых. Отметьте и объясните все орфограммы в сказуемых.

4. Напишите, чем осложнено первое предложение текста.

5. Выпишите из текста наречия. Определите их синтаксическую функцию. Отметьте все орфограммы.

Диктант-предложение

Ландыш майский (в переводе с греческого это означает «лилия долин, цветущая в мае») — хорошо известное многолетнее травянистое растение из семейства лилейных с белыми колокольчиками- цветками, собранными в однобокую кисть, обладающими сильным приятным запахом.

(По Н. Ковалёвой)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание или рассуждение) и стиль предложения (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный).

2. Подчеркните главные члены предложения. Определите вид сказуемого.

3. Напишите, чем осложнено предложение. Объясните знаки. Отметьте неоднородные определения.

4. Отметьте в предложении термины. Отметьте и объясните орфограммы в них.

5. Выпишите из предложения причастия, определите вид и время. Объясните написание суффиксов и окончаний причастий.

Объяснительный диктант

1) Язык — это не только мощное орудие культуры, не только важнейший фактор духовного развития нации, но и активная форма национального творчества, национального самосознания. (В. Виноградов.) 2) Цветами красноречия выстлан путь к любой карьере. (А. Чехов.) 3) Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, а не уважать оной есть постыдное малодушие. (А. Пушкин.) 4) Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём... (И. Срезневский.) 5) Москва всегда легко и органично включала в свой пейзаж новое и при этом не теряла традиционного облика. (В. Муравьёв.) 6) Вкус к слову, уменье понимать красоту русского языка нужно воспитывать с детства. (С. Сергеев-Ценский.) 7) Филологически прекрасно образованный, тонкий знаток языка и блестящий стилист, Анатоль Франс очень любил изучать словари. (Л. Крысин.) 8) Поголубели розовые гребешки облаков, тучи наваливались тёмной синью и чернели всё больше и больше. (А. Батурина.)

9) Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создаётся определённый образ жизни. (В. Аннушкин.) 10) Нравственный облик Александра Васильевича Суворова, величайшего полководца, истинного народного героя, становится всё ярче в памяти потомков. (М. Жукова.) 11) Великий грек Эсхил, прославленный и увенчанный ещё при жизни, считал лучшим в себе служение патриотическому гражданскому долгу. (А. Пистунова.) 12) Гуси и утки, словно обрадовавшись обильному снегопаду, звучно гоготали и крякали, клевали пушистую белизну снега своими твёрдыми красными носами. (М. Годенко.) 13) «Книги — память людская. От людей и праха не осталось, а как жилось-былось им на белом свете, известно. Книги поведали», — так часто говорила бабушка. (А. Батурина.) 14) Морошка — ближайший родственник малины, однако это не кустарник, а многолетнее травянистое растение. (В. Петров.) 15) На сентябрь навалилась грузная студёная роса, простужая нагретые августом пойменные луга, рождая на свет густые клейкие туманы, что стоят стеной весь день. (В. Исаев.) 16) Язык является средством сбора, хранения и передачи информации, живой связью поколений. (В. Журавлёв.) 17) Фонетика — раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка.

Задание:

Отметьте высказывания, в которых используется публицистический стиль, v (галочкой); художественный стиль — * (звёздочкой), научный стиль — ** (двумя звёздочками). Укажите номера предложений, которые связаны с темой «Язык, Речь».

Простое предложение и его грамматическая основа