Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение изученного в 5 - 8 классах
Простое предложение и его грамматическая основа

Диагностическая работа

Невелик был старинный город Тана, зато боек и многолюден. Не всякая столица могла сравниться с ним пестротой и многообразием лиц, шумом базаров и богатствами. Стоял Тана на левом берегу многоводной реки Дон, подарившей ему название (некоторые народы всё ещё называют Дон древнегреческим именем Танаис). Построен был город на возвышении, окружён каменной стеной. Улицы в нём были пыльные, узкие, зато базары просторны. Дома в нём были не только деревянные, но также глиняные и белокаменные. Лес сплавляли сюда по Дону с далёких русских равнин. Из него строили не только дома, но и небольшие суда.

Это был рыбный город. С весны и до зимних штормов много больших кораблей уходило от его причалов в далёкие страны, увозя в трюмах ящики вяленого леща, сушёной тарани, копчёного сазана, жереха, стерляди, бочки солёной осетрины и чёрной икры.

Был этот город и хлебным. Отсюда в заморские государства, где хлеб рос плохо, везли пшеницу и рожь, овёс и ячмень, горох и просо.

146 слов

(По В. Возовикову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы в предложениях первого абзаца. Отметьте простые предложения (первый вариант), сложные предложения (второй вариант). Определите виды сказуемых. Напишите, чем осложнено третье предложение текста.

3. Найдите в тексте простые односоставные предложения, определите их вид. Выполните полный синтаксический разбор предложений (по вариантам).

4. Выпишите из второго предложения второго абзаца отглагольные имена прилагательные. Объясните в них общую орфограмму.

5. Определите способ образования слов заморские, причал, невелик, старинный, многолюден. Отметьте имена прилагательные в краткой форме.

Мини-диктанты

    № 1

Золотые дни бабьего лета, казалось, установились надолго. Солнце на синем пустынном небе, где курлыкают летящие на юг журавли, светит, но не греет, и в тени лежит иней. Воздух чрезмерно синь и крепок своим бодрящим холодком. Колонны террасы, обвитые виноградом, аллеи из клёнов в парке и земля под ними сгорают в багрянце листопада. В зеркале озера отражается белая пристань с лодками, лебедями и статуями. В садах фрукты уже сняты, листья опали, всё здесь после лета как-то уныло и пусто.

(По И. Сургучёву)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Пронумеруйте предложения. Подчеркните грамматические основы предложений. Напишите номера простых предложений. Определите количество основ во втором и шестом предложениях.

3. Укажите номера предложений, в которых есть однородные члены. Подчеркните их как члены предложения.

4. Напишите, какое выразительное средство используется в четвёртом и пятом предложениях.

5. Замените словосочетание аллеи из клёнов, построенное на основе управления, на синонимичное словосочетание, построенное на основе согласования. Определите количество букв и звуков в первом слове.

    № 2

В просторной келье — светлые сосновые стены, приятно пахнет смолой и сушёными травами. В переднем углу — три ряда икон, украшенных бумажными цветами, вышитыми полотенцами, перед иконами зажжены лампадки. Рядом с иконами — лубочные картинки в чёрных рамках: «Страшный суд», «Святая гора Афонская», «Серафим Саровский кормит медведя», «Ступени человеческой жизни». В углу — столик, покрытый белой вязаной скатертью, на нём — сосуд для святой воды, крест и Евангелие, восковые свечи.

(По Н. Кузьмину)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, рассуждение, описание) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Пронумеруйте предложения. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество частей в сложных предложениях. Напишите номер простого предложения, укажите, чем оно осложнено.

3. Отметьте неполные предложения в составе сложных, объясните знаки препинания. Отметьте односоставное предложение в составе сложного, определите его вид.

4. Выпишите страдательные причастия, объясните написание в них Н и НН.

5. Отметьте в тексте имена собственные.

Диктант-предложение

Александр поднялся на цыпочки и рассмотрел в огромном окне кареты, проплывающем совсем рядом, среди пунцового бархата, тканного золотыми цветами, крупную фигуру императрицы, одетой в лёгкую мантию, и под блистающей брильянтами короной увидел круглое большеглазое лицо.

(По О. Михайлову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный).

2. Подчеркните главные члены предложения и определите, простое предложение или сложное.

3. Подчеркните обособленные определения как члены предложения. Укажите, чем они выражены. Напишите, однородные они или неоднородные. Отметьте необособленное согласованное распространённое определение, напишите, чем оно выражено. Объясните знаки.

4. Выпишите слова с удвоенными согласными, подчеркните и объясните орфограммы.

5. Подберите синонимы к словам пунцовый, огромное (первый вариант), блистающий, рядом (второй вариант). Определите, в прямом или переносном значении употребляются в предложении слова проплывающем, лёгкую.

Объяснительный диктант

1) Лес как пышная пятнистая пена, как огромная, на весь мир, рыхлая губка, как животное, которое замерло когда-то в ожидании, а потом заснуло и поросло мхом. (А. и Б. Стругацкие.) 2) Вся эта весёлая толпа людей двигалась очень медленно, люди радостно окликали друг друга, останавливались поторговаться с продавцами сладостей. (М. Москвина.) 3) Неожиданно горы заволокло облаками, начался дикий ливень. (М. Москвина.) 4) По узким улицам длинными бесконечными нитями тянулись караваны нагруженных верблюдов, выступавших неслышно, неспешно и важно. (В. Дорошевич.) 5) Серая вечерняя пелена, как в целлофан, закутала деревья, мачты высоковольтки, превращала прохожих в неясные тени. (В. Шугаев.) 6) Народное благополучие, здравие духовное и телесное, благоденствие, все формы народной жизни связаны с устройством современного языка. (В. Аннушкин.) 7) Несмотря на позднее время, никто, кроме двухлетней Нади, не ложился спать. (В. Чунихин.) 8) Утиные стаи то сбиваются в тесные косяки, то разлетаются веером, то рассыпаются чётками по голубой эмали неба. (А. Перегудов.) 9) Люди относятся к произведениям большого искусства как к самым дорогим святыням. (С. Конёнков.) 10) Поэзия — родная сестра музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра и, наконец, науки. (С. Сергеев- Ценский.) 11) Лёня выхватил видеокамеру, стал снимать картины дождя, записывать звуки струй, барабанивших по листьям бананового дерева. (М. Москвина.) 12) Любить язык — это беречь, знать и развивать его. (77. Скворцов.) 13) Бесконечно далеко вокруг виден синий океан. (Г. Кублицкий.) 14) Сейчас обитель Иоанна Богослова — главный монастырь Рязанской земли. (Б. Вагнер.) 15) Солнце стояло ещё высоко, но уже не жгло. (В. Ляхницкий.)

Задание:

Найдите простые предложения. Подчеркните главные члены этих предложений; укажите, чем они выражены. Напишите, чем осложнены предложения.