Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение изученного в 5 - 8 классах
Предложения с обособленными членами

Диагностическая работа

На другой день, встав пораньше, мы перевалили через косогор и увидели вдали лес — настоящее чудо. Такого ни я, ни Митька никогда в жизни не видели. То, что у нас на юге называют лесом, конечно, совсем не лес, а так, пролески, посадки, заросшие кустарником и чахлыми деревьями. Даже так называемый Большой лес, несмотря на его название, можно исходить вдоль и поперёк в течение часа. К концу лета он светится насквозь, потому что дубы, тонкие, высокие, с редкой листвой, не дают тени. И на всём лежит толстый слой пыли.

Теперь мы видели сплошной чёрный лесной массив, уходящий за горизонт. Он произвёл точно такое же впечатление, какое я испытал, впервые увидев море. Радостно, тревожно, жутковато было на душе. Конечно, это не тайга, не северные леса и не брянские. Но больших я не видел и не представлял. Войдя в лес, я был поражён тишиной, оглушившей меня. Кругом сосны-гиганты, прямые, роскошные! В лесу дышалось легко, свободно, радостно. Несмотря на мороз, пахло сосной.

149 слов

(По М. Колосову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Найдите в предложениях первого абзаца (первый вариант), второго абзаца (второй вариант) обособленные определения и обособленные обстоятельства. Укажите, чем они выражены.

3. Найдите в тексте обособленное и необособленное приложения. Напишите, чем они выражены. Подчеркните их как члены предложения. Найдите и отметьте во втором абзаце обособленные однородные определения. Напишите, распространённые они или нераспространённые.

4. Определите способ образования слов вдали, пролески, впервые. Сделайте морфемный анализ данных слов.

5. Замените сочетание слов вдоль и поперёк одним словом. Как называется это выразительное средство?

Мини-диктанты

    № 1

В такие дни, дни золотой осени, от бодрящего холодка, от крепкого воздуха настроение, несмотря на сложные жизненные обстоятельства, становится бодрым, здоровым и ровным. Спокойно думается о прошлом и будущем. Хочется ходить по листьям, опавшим совсем недавно, хочется искать в садах не замеченные до этого яблоки и слушать курлыкающих журавлей, летящих на юг.

(По И. Сургучёву)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите односоставные предложения, определите вид. Объясните орфограммы в сказуемых.

2. Найдите в тексте обособленные определения, подчеркните их как члены предложения. Напишите, чем они выражены, однородные они или неоднородные. Найдите необособленное согласованное распространённое определение.

3. Найдите в тексте обособленное обстоятельство. Напишите, чем оно выражено. Объясните написание предлога.

4. Найдите в тексте слова, образованные переходом одной части речи в другую.

5. Выпишите из первого предложения многозначные слова. Напишите, в прямом или переносном значении они употребляются.

    № 2

Музы — дочери Зевса, верховного греческого божества, и богини памяти Мнемосины. Они являлись покровительницами поэзии, искусств и наук. Они (Музы) обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ, и на горе Геликон. Человека, испившего волшебных вод Кастальского ключа, богини наделяли великим даром — поэтическим вдохновением. Согласно мифам, муз было девять, и каждая из них покровительствовала какому-либо одному виду искусства.

(По Д. Буслович)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и тему данного текста. Озаглавьте текст по теме.

2. Подчеркните грамматические основы первого и второго предложений. Определите тип сказуемого. Определите, сколько в тексте сложных предложений.

3. Найдите и отметьте обособленные приложения. Каким членом предложения они являются? Объясните знаки препинания. Определите способ связи между словами в каждом приложении.

4. Отметьте в тексте причастный оборот, определите, каким членом предложения он является. Отметьте все орфограммы в причастии, определите его вид и время.

5. Выпишите из первого предложения слова, в которых все согласные твёрдые.

Диктант-предложение

Услыхав несколько раз свою кличку, Куцый потянулся, открывая глаза, лениво поднялся, сделал несколько шагов, выходя из тёмного угла поближе к свету, и, как смышлёный, понимающий дисциплину пёс, при виде незнакомого человека в офицерской форме почтительно вильнул несколько раз своим хвостом.

(По К. Станюковичу)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль предложения (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный).

2. Подчеркните главные члены предложения, определите количество основ.

3. Отметьте обособленные обстоятельства. Укажите, чем они выражены. Отметьте однородные обстоятельства. Объясните знаки препинания.

4. Найдите приложение. Подчеркните его как член предложения. Выпишите из приложения все словосочетания, определите способ связи между словами. Подчеркните и объясните орфограммы в словах, входящих в приложение.

5. Выпишите слово, написание приставки в котором остаётся неизменным, несмотря на то, что при произношении происходит озвончение. Разберите это слово по составу.

Объяснительный диктант

1) Серой гремучей змеёю, бесконечные кольца влача через ил, в тростниках густолиственных тянется Нил. (Л. Мей.) 2) Мы въехали в легендарный гималайский городок Алмора, воспетый Редьярдом Киплингом, и затормозили на краю бездны. (М. Москвина.) 3) Гончаров, требовательный к себе, обычно старался отделывать, отшлифовывать каждую фразу. (Г. Кублицкий.) 4) Лес исподволь наполняет тебя разными бесполезностями, невесомыми, несъедобными, но бесценными. (Н. Сладков.) 5) Самобытность пушкинской лирики находит своё выражение и в изумительном умении поэта создавать исключительно законченные, композиционно завершённые произведения. (Б. Трубецкой.) 6) Художник, недавно приехавший из далёкой Франции, успел рассказать и о заморских диковинках, и о волшебном Париже, и о своём французском учителе. (К. Куликова.) 7) Немецкая принцесса из обедневшего рода, наречённая при крещении в православную веру Екатериной Алексеевной, прибыла в Россию в тысяча семьсот сорок четвёртом году. (К. Куликова.) 8) Алмора — абсолютно древний город, ничуть не изменившийся с тех пор, как был резиденцией древних индийских королей. (М. Москвина.) 9) Одна за другой звёзды проявлялись на чёрном небесном куполе, похожем на московский планетарий. (М. Москвина.) 10) В городском саду на кустах черёмухи наливались крупные ягоды, ещё зелёные, терпкие. (В. Ляхницкий.) 11) Внизу, между соснами, от которых жарко пахло смолой, искрилась Кама. (С. Романовский.) 12) Местность, окружающая Иоанно-Богословский монастырь, и сама по себе необычайно живописна, а сказочной красоты творение древних зодчих делает её и вовсе похожей на сказочное видение. (Б. Вагнер.) 13) Путешествия и экскурсии, основанные на популярных произведениях художественной литературы, стали существенной отраслью «индустрии» туризма во многих европейских странах. (А. Шамаро.) 14) Агенты компании, забираясь в чащобы Гудзонова залива, бессовестным образом выменивали пушнину у охотников-индейцев: за нож — одну бобровую шкуру, за одеяло — восемь шкур, за ружьё — пятнадцать. (Ю. Давыдов.) 15) Небольшой ключ, бивший из расщелины в песчанике, питал водой, протекающий по дну оврага ручей. (По М. Колосову.) 16) Черепичная крыша строения, подновлённая совсем недавно, ярко краснела среди серых кровель соседних домов. (Н. Родичев.) 17) Охватив всю ширь неба, сверкнула молния. (А. Новиков-Прибой.) 18) Охотничья собака, сахалинская лайка, как ошалелая носится взад и вперёд, вспугивая стаи куликов. (М. Фарутин.)

Задания:

1. Подчеркните обособленные определения и обособленные обстоятельства как члены предложения, укажите, чем они выражены.

2. Выпишите номера предложений с обособленными определениями в левый столбик, а с обособленными обстоятельствами — в правый.