Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение изученного в 5 - 8 классах
Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Диагностическая работа

Впервые увиденный город, его улицы или берег моря, очертания гор всегда невольно хочется сравнить с чем-то знакомым. То восклицаешь: «Правда, похоже на Кавказ?» То говоришь: «Посмотрите, друзья, лес совсем как наш, подмосковный!» Однако для города Бразилиа, столицы Бразилии, где мы пробыли несколько дней, я не смогла найти никаких сравнений. Пожалуй, в юности мне таким представлялся первый город на Луне: белые здания, вертикальные линии, уходящие ввысь, огромные причудливые конструкции. В архитектуре столицы, право же, есть что-то от лунных фантазий. Это, например, переплетения горизонтальных линий с вертикальными, устремлёнными в небо, металлические конструкции, условные фигуры двух гигантских воинов, возвышающиеся над Дворцом юстиции. Красиво, конечно, но удивляет, почему архитекторы отказались от национального колорита.

В Бразилиа яркая особенность здешней земли — краснозём. Как только самолёт начинает снижаться, сразу видишь красные холмы, красные полосы и квадраты земли. Они, безусловно, оживляют пустынное пространство вокруг новой столицы. Но эта благодатная почва, к сожалению, страдает жаждой, требует много влаги. Поэтому там, где за землёй не ухаживают (такой краснозём находится за пределами города), виднеется земля, поросшая жёлто-серой травой, выжженная солнцем, и на ней — одинокие низкорослые деревья.

169 слов

(По А. Барто)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы двух первых предложений второго абзаца. Определите типы сказуемых. Напишите, чем они выражены, отметьте и объясните в них все орфограммы.

3. Найдите во втором абзаце односоставные предложения в составе сложных, определите их вид.

4. Отметьте в тексте обращение. Объясните знаки препинания. Охарактеризуйте в слове, являющемся обращением, согласные звуки по глухости-звонкости. Соотнесите количество букв и звуков.

5. Найдите в предложениях вводные слова и вставную конструкцию. Отметьте во вставной конструкции слово, в котором написание приставки зависит от значения. Найдите в первом абзаце союз, имеющий омоним — вводное слово. Отметьте его.

6. Выпишите из первого предложения текста слова, в которых согласный оглушается.

Мини-диктанты

    № 1

Между таёжной дорогой и железнодорожным полотном прерывистой строчкой росли саранки — лесные лилии. Ослепительно белые облака, казалось, не спеша проплывали над ними, чтобы рассмотреть получше. Пассажиры, которым не наскучили быстро меняющиеся виды, успевали, разумеется, заметить высокие стройные стебли с ярко- оранжевыми венчиками и рассыпанными по лепесткам блестящими точками, похожими на веснушки. Даже усталые, прокопчённые машинисты паровозов обращали на них внимание. Если бы эти цветы увидели дети, то они, конечно, заглянули бы внутрь оранжевых венчиков и увидели там, в самой середине, пестики и тычинки с тёмно- коричневыми продолговатыми пыльниками.

(По А. Батуриной)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите, простым или сложным является каждое предложение текста.

3. Найдите в тексте и отметьте вводные слова, определите их значение, объясните знаки препинания. Выпишите вводные слова, являющиеся синонимами, объясните орфограммы в этих словах.

4. Отметьте в тексте однородные и неоднородные определения. Объясните знаки. Выделите окончания в словах, объясните их написание.

5. Замените сочетание слов обращали внимание одним словом. Как называется это выразительное средство?

№ 2

Поздней осенью, когда сад выглядит разорённым и заброшенным, когда в минуты грусти кажется, что жизнь уходит из него, садовод вдруг обнаруживает массу, казалось бы, знакомых лесных «существ». Вот они все, огромные (впрочем, есть и совсем крохотные, эти чуть видны из-под кленового листа), смешные и страшные, похожие на птиц, зверей, допотопных ящеров и ни на что не похожие, и, пожалуйста, не надо уверять меня, что всё это «просто камни».

(По И. Горину)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите, простым или сложным является каждое предложение текста.

2. Найдите и отметьте в тексте вводные слова и вставную конструкцию. Объясните знаки препинания во вставной конструкции. Найдите в ней предлог, объясните его написание.

3. Подберите синонимы к словам уверять, обнаруживает, грусть. Определите способ образования слова допотопный и объясните значение этого слова.

4. Объясните орфограммы в словах словосочетания ни на что не похожие.

5. Выпишите причастия, определите вид и время. Выполните морфемный анализ. Объясните написание.

Диктант-предложение

Александр и Ефимка побывали на колокольне церкви Николая Чудотворца и помогли знакомому звонарю, когда в восемь утра по сигналу Ивана Великого (так называли главный колокол Москвы) весь город отозвался благовестом сорока сороков, оглядели четверо триумфальных ворот, специально воздвигнутых к коронации Елизаветы на Тверской у Земляного вала, в Китай-городе, на Мясницкой и близко от их дома, на Яузе.

(По О. Михайлову)

Задания:

1. Определите тип речи текста-предложения (повествование, описание, рассуждение).

2. Подчеркните главные члены предложения, укажите количество основ.

3. Отметьте вставную конструкцию. Выпишите из неё по одному словосочетанию с грамматической связью согласование, управление, примыкание. Определите виды словосочетаний по главному слову.

4. Что означают слова коронация, благовест, звонарь, триумфальный (триумфальные ворота), словосочетание сорок сороково

5. Отметьте в тексте имена собственные.

Объяснительный диктант

1) Давно уже шла вялая и мокрая зима, и мы, должно быть, все уже устали от неё. (В. Аксёнов.) 2) Ты несёшь на стеблях, остролистник зелёный, сотни маленьких солнц — пламенеющих ягод. (В. Луговской.) 3) Старшая сестра Фредерика Людвика — она уже совсем взрослая барышня, в этом году ей исполнится семнадцать лет — искоса посмотрела на счастливого брата. (С. Могилевская.) 4) Здесь боец-победитель, слабея от ран, юной жизнью заплатит народу за лавровый венок и свободу. (Л. Мей.) 5) Впервые на арене для школьников Москвы — учёные тюлени, танцующие львы, жонглёры- медвежата, собаки-акробаты, канатоходец-слон — всемирный чемпион. (С. Маршак.) 6) Любовь моя, Снегурочка, не стоит горевать! (И. Уткин.) 7) Протяжные переливы гармоники и голоса поющих, казалось, отвлекли старика от тяжёлых мыслей. (Ю. Фанкин.) 8) Ах, ветер! Здорово, дружок-запевала! (П. Беспощадный.) 9) Ох, пора тебе на волю, песня русская, благовестная, победная, раздольная... (Л. Мей.) 10) Каким ветром занесло вас в Охотск, сэр? (Ю. Давыдов.) 11) В доме у Алексея Николаевича Оленина жили две гувернантки- англичанки и француз-гувернёр, воспитывавшие детей, три дальние родственницы-старушки и воспитанница — юная немка Анета Фурман. (М. Гордин.) 12) Появляются сын-студент в холщовой блузе и сапогах, с книжкой в руках, и две девочки-гимназистки, постарше и помоложе, быстроглазые и смешливые. (Н. Кузьмин.) 13) На памятнике Ньютону начертаны слова: «Превзошёл своим умом весь род человеческий...» (Л. Орлова.) 14) Три девочки в траве, три тонких линии, одна из них была подобна лилии. (Г. Эмин.) 15) Вокруг озёр — улыбок тундры — плотно встаёт высокая и острая осока. (Ю. Давыдов.) 16) По дубравам, перистым от папоротника, среди берёз, каменных дубов и сосен мы въехали на голый склон, скользкий от выжженной травы. (М. Москвина.) 17) Освобождённый от изучения ранее освоенных им предметов, молодой актёр Фёдор Волков много времени отдавал чтению книг. (К. Куликова).

Задания:

1. Напишите номера предложений, в которых есть обращения (первый вариант); вводные слова, вводные и вставные конструкции (второй вариант).

2. Объясните постановку знаков препинания во всех предложениях.

Диктант-загадка

Как называется эта птичка?

Утренний клёв окончился. Поплавки недвижно белели среди тёмно-зелёных лопухов кувшинок. Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее удилище, сложила крылья и оказалась... птичкой.

Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, тёмные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета, спинка, настолько яркая, что во время полёта блестит совершенно так же, как переливается на изгибах освещённый солнцем изумрудно-голубой атлас.

Но пышный наряд не шёл ей. В её облике было что-то скорбное, печальное. Птичка замерла на удочке неподвижным комочком. Она зябко втянула в плечи голову и опустила на зоб длинный клюв. Короткий, едва выступавший из-под крыльев хвост тоже придавал ей какой-то сиротливый облик. Сколько я ни следил за ней, она ни разу не пошевелилась, не издала ни единого звука. Казалось, она уронила что-то на дно и теперь, опечаленная, летает над рекой и разыскивает свою потерю.

(По Е. Носову)

Подсказка: в слове четыре слога. Два первых слога найдёте в четвёртом слове третьего предложения, если расположите буквы так: 1— 9 — 8 — 4. Второй слог равен второму слогу слова уронила. Третий слог состоит из первой ноты и буквы, равной суффиксу, который есть в словах птичка, комочком. Всего 9 букв.

    Ответ: зимородок.

Контрольные диктанты

    № 1

В тереме расписном

Осенний свет, яркий и лучистый, рассеян по всему городу. В садах рдеют клёны и яблоки, в парках над Волгой красуются берёзы и дубы, поражая разнообразием и насыщенностью красок. По всему Заволжью румянятся вязы, а за ними, как зарево, пылают уходящие во все стороны леса.

Лес — картинная галерея с осенними пейзажами — встречает обилием красок и света. Свет этот, яркий, украшающий всё вокруг, струится отовсюду: и с мраморных облаков, и с земли, усыпанной листьями, и с ослепительных белых стволов, напоминающих резную слоновую кость.

Наконец из-за облаков показывается солнце, и осенний свет достигает предельной яркости, не только слепящей, но и радующей глаза.

Ветра по-прежнему нет, и в этой тишине, звенящей, торжественной, слышатся все звуки, даже самые тихие. Вот на ёлке, на самой её вершине, цокает белочка — пушистая попрыгунья, тоже будто любующаяся осенним лесом. А внизу, у самых корней этой ели, похожей на старинную башню, переливно, нежно, словно флейта, поёт речка, отражая в студёной прозрачной воде пламенеющие осины.

Эта осень — поистине праздник света и красок.

164 слова

(По Н. Смирнову)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы в предложениях первого абзаца. Определите количество основ. Отметьте простое предложение.

2. Найдите в тексте и отметьте все приложения. Укажите, распространённые они или нераспространённые; обособленные они или необособленные.

3. Отметьте в тексте все обособленные определения. Напишите, чем они выражены. Отметьте однородные обособленные определения.

4. Отметьте в тексте уточняющие обстоятельства. Подчеркните все орфограммы в этих обстоятельствах.

5. Замените словосочетания слоновая кость, осенний свет, построенные на основе согласования, на синонимичные словосочетания, построенные на основе управления. Определите, в каком из этих слов все согласные глухие.

    № 2

Горизонт на востоке разгорался всё ярче и ярче в лучезарном блеске громадного зарева, сверкая золотом и багрянцем. Небо там горело в переливах и сочетаниях самых волшебных ярких цветов, подёрнутое выше, над горизонтом, нежной золотисто-розовой дымкой. А на противоположной его стороне ещё трепетал предрассветный сумрак, там еле мигали едва заметные редкие звёзды.

Наконец солнце медленно, будто нехотя выплыло из-под горизонта, жгучее и ослепительное. И мгновенно всё вокруг осветилось, ожило, точно пробудившись от сна, и сбросило с себя таинственность ночи, приняв прозрачную ясность и определённость.

Вокруг синел океан, окаймлённый со всех сторон голубыми рамками высокого бирюзового купола, по которому кое-где носились маленькие белоснежные перистые облачка прихотливых узоров. Они нагоняли друг друга, соединялись, вновь расходились и исчезали, тая в воздушном эфире. По-прежнему весёлый и ласковый, океан почти бесшумно, с тихим однообразным рокотом катил свои могучие волны с серебристыми верхушками, слегка и бережно покачивая маленький корвет. Океан почти пуст, куда ни взгляни. Только справа белеют, резко выделяясь в прозрачном воздухе, паруса трёхмачтового судна, идущего одним курсом с «Соколом», который заметно нагоняет своего попутчика.

169 слов

(По К. Станюковичу)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официальноделовой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Укажите в первом абзаце слово, которое связывает по смыслу второе предложение с первым. К какой части речи оно относится?

3. Отметьте в последнем абзаце обособленные определения (первый вариант); обособленные обстоятельства (второй вариант). Напишите, чем они выражены.

4. Определите способы образования слов золотисто-розовый, предрассветный, наконец, определённость. Отметьте слово, которое может являться как наречием, так и вводным словом.

5. Выпишите из первого абзаца слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.