Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Сложное предложение. Культура речи
Понятие о сложном предложении

Мини-диктанты

    № 1

Тёмные, почти чёрные берега. Тёмное зеркало реки. Спокойное небо и на нём огромная зеленоватая луна. Её отражение волшебной дорожкой пересекает кажущуюся неподвижной воду. Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного полотна. Каждый, кто хоть раз его видел, никогда его не забудет. Речь идёт о картине А. И. Куинджи «Ночь на Днепре».

(По Л. Михеевой)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложное предложение, напишите, сколько в нём грамматических основ. Укажите, какой частью речи выражены в нём подлежащие.

3. Найдите и отметьте односоставные предложения. Определите их вид. Отметьте в односоставных предложениях однородные члены, подчеркните их как члены предложения. Найдите в односоставном предложении неоднородные определения.

4. Какие выразительные средства используются во втором и четвёртом предложениях?

5. Подберите синонимы к словам неподвижный, покой; антонимы к словам тишина, спокойный, тёмный. Найдите в пятом предложении многозначные слова. В каком значении они использованы: в прямом или переносном?

    № 2

    Для большинства людей словарь — это справочник, в котором при необходимости можно найти те или иные сведения о том, как пишется слово, что оно значит, как употребляется. В отличие от других книг, которые можно взять в библиотеке или у приятеля, словарь надо иметь: ведь это справочник, и хорошо, когда он постоянно под рукой.

(По Л. Крысину)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официальноделовой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст в соответствии с темой.

2. Подчеркните главные члены предложений. Определите количество грамматических основ в каждом предложении. Выполните синтаксический разбор первой части первого предложения текста как простого предложения, определите вид сказуемого в нём. Отметьте односоставные предложения в составе сложных, определите их вид.

3. Определите, к каким частям речи относятся слова сведения, значит, употребляется, постоянно, приятель. Подберите к ним синонимы. Подберите антонимы к словам большинство, взять, хорошо.

4. Каким выразительным средством являются сочетания слов те или иные, под рукой? Замените каждое из них одним словом.

5. Выпишите глаголы в форме настоящего времени с безударными личными окончаниями. Графически объясните написание окончаний.

Диктант-предложение

Когда мы вернёмся,

Разлуку изъяв из груди,

Мы вам улыбнёмся,

Мы скажем, что всё позади.

      (Ю. Визбор)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения. Посчитайте количество основ. Охарактеризуйте третье простое предложение с точки зрения наличия второстепенных членов.

2. Напишите, чем осложнена первая часть сложного предложения.

    3. Отметьте в тексте метафору.

    4. Выпишите из предложения слова с оглушением согласного.

5. Объясните орфограммы в словах вернёмся, скажем, разлука. Подберите к ним синонимы.

Объяснительный диктант

1) Не буду описывать вам свои впечатления от этого прекрасного города, в котором очутился я впервые. (В. Шефнер.) 2) Григорий Шелихов видел море всяким: ревущим, свирепым, бьющимся в скалы с пушечным грохотом, яростно разбивающим суда. (Ю. Фёдоров.) 3) Разреженный воздух на высоте почти трёх километров над уровнем моря, куда поднялись путешественники, затруднял дыхание. (Г. Кублицкий.) 4) По струнам гитары, сделанной из распиленного пополам кокосового ореха, индусы водят бамбуковой тростью, и она издаёт всего два звука: один похож на мяуканье кошки, другой — на медвежий рёв. (М. Москвина.) 5) Более чем две тысячи лет назад на Крымском полуострове господствовали скифы — могучее и воинственное племя. (Из сборника «Легенды Крыма».) 6) Молодая столица была основана Петром как город-порт, как выход на мировые пути. (Н. Анциферов.) 7) Каждому встречному дереву радуйся, кланяйся солнцу, приветствуй дожди. (И. Елагин.) 8) Стояла тёплая, ласковая осень, но в воздухе, как и летом, звенели комары, тучами колыхалась назойливая мошкара. (С. Гарин.) 9) В одной из московских квартир, в семье старых москвичей — профессора Пуришева и его сына-архитектора — среди разных собраний книг, гравюр и игрушек находится удивительная коллекция ёлочных украшений. (И. Уварова.) 10) Не бывало на свете преподобного князя мудрее в миру, и в войне, и в совете... (Л. Мей.) 11) Столяр знал много историй, однако не все они были нам понятны и интересны. (Н. Москвин.) 12) Берестяным ковшиком дети по очереди вычерпывали из лодки воду, а она всё не кончалась, будто в днище бил родник. (С. Романовский.) 13) Мы с утра до вечера бродили по городу, и мне вдруг захотелось купить для Лёни соломенную шапку, отороченную бордовым бархатом и золотой тесьмой. (М. Москвина.) 14) Одни геологи считают, что это озеро имеет ледниковое происхождение, а другие — что вулканическое. (М. Москвина.) 15) В жизни обычно сдержанный, взвешивающий каждое слово, не терпящий пустословия, на сцене великий актёр Фёдор Волков давал волю своим эмоциям. (К. Куликова.) 16) В начале лета начали созревать плоды: вишни и черешни, яблоки и груши, персики и абрикосы. (Из сборника «Легенды Крыма».) 17) Скифские воины, сильные и мужественные, готовы были в любую минуту сесть на коней и отправиться в поход на врага, который угрожал их отечеству. (Из сборника «Легенды Крыма».) 18) Всегда уравновешенный, спокойный, немного замкнутый, Фёдор Волков всё своё время отдавал театру. (К. Куликова.)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений.

2. Отметьте номера простых предложений (первый вариант); сложных предложений (второй вариант).

3. Отметьте эпитеты в 1, 2, 5, 8, 15-м предложениях.