Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Сложное предложение. Культура речи
Союзные и бессоюзные сложные предложения

Мини-диктанты

    № 1

К утру ветер совсем стих. Небо очистилось от туч, и на нём высыпало множество ярких мерцающих звёзд. Луна, круглая, как буханка белого хлеба, висела прямо над нами. Её обрамлял большой круг, похожий на радугу, только без ярких красок; одни жёлтые оттенки играли и переливались. Было красиво и немного страшно: такой круглой и жёлтой радуги вокруг луны я не видел никогда.

Когда же взошло солнце, луна сначала поблекла, а потом совсем исчезла, словно растаяла в синеве неба.

(По М. Колосову)

Задания:

1. Определите стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите подлежащее, выраженное словосочетанием. Отметьте сложные предложения с союзной связью (первый вариант); с бессоюзной связью (второй вариант). Найдите простое предложение в составе сложного (первый абзац), в котором используется обратный порядок слов.

3. Найдите и отметьте в тексте обособленные определения. Напишите, чем они выражены. Отметьте неоднородные определения.

4. Найдите в предложениях сравнения, отметьте их.

5. Определите способы связи слов в словосочетаниях совсем стих, жёлтой радуги, очистилось от туч.

    № 2

Говорят, что Эдисоном надо родиться, что талант — это счастливый дар случая, вроде лотерейного билета. Достался выигрышный — повезло, пользуйся, не достался — ничего не поделаешь. Однако в жизни, к нашему общему благу, бывает и по-другому. Порою человек сам выковывает свой талант, подтверждая этим оптимистический взгляд на природу способностей, по которому каждый индивид — кладезь задатков. В какой области он проявит себя наиболее заметно, ярко, зависит от него самого, его личной заинтересованности, жизненных обстоятельств, общественной потребности.

(Г. Дмитрин, В. Короткий)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество простых предложений в составе сложных. Отметьте сложные союзные предложения (первый вариант); бессоюзные сложные предложения (второй вариант). Найдите простое предложение, выполните его синтаксический разбор.

3. Найдите односоставные предложения в составе сложных, определите их вид.

4. Найдите в тексте деепричастный оборот, подчеркните его как член предложения. Отметьте в нём слова с оглушением согласных. Определите вид деепричастия, выполните его словообразовательный и морфемный анализ. Выпишите из деепричастного оборота словосочетание со способом связи согласование.

5. Определите количество букв и звуков в словах ярко, общественный, поделаешь.

Диктант-предложение

Рассвет

Вот полосой зеленоватой

Уж обозначился восток;

Туда тепло и ароматы

Помчал со степи ветерок;

Бледнеют тверди голубые;

На горизонте всё черней

Фигуры, словно вырезные,

В степи пасущихся коней...

      (А. Майков)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения, определите количество основ.

2. Напишите, с помощью союзной или бессоюзной связи соединены части сложного предложения.

3. Напишите, чем осложнена вторая часть сложного предложения.

4. Выпишите из предложения слова с непроверяемыми безударными гласными. Подчеркните орфограммы.

5. Выпишите из предложения причастие, определите его вид и время; сделайте морфемный анализ. Подчеркните в этом слове орфограммы, объясните их.

Объяснительный диктант

1) Капитан флота Крузенштерн знал, что кораблю с военным флагом следует оказывать уважение. (Ю. Давыдов.) 2) Весёлый смех детей, как в роще пенье птиц, звучит в том домике, в нём нет угрюмых лиц. (А. Майков.) 3) Ранним утром, примерно за час до восхода, наш гид разбудил нас и сказал, что пора собираться в дорогу. (М. Москвина.) 4) На Камчатке холмы зелены до зимы, на Камчатке в лесах есть ещё чудеса, ещё ждут берега у песчаной косы, ещё сочны луга от вечерней росы. (А. Суханов.) 5) В заключение нашей беседы Вася спросил, нет ли у меня каких-либо заявлений и пожеланий. (В. Шефнер.) 6) Розовый отблеск потух, и в комнате стало темно. (Д. Мережковский.) 7) Илья был как ходячая книга: из него так и сыпались сказки, разные случаи, приключения. (К. Макаров.) 8) Проверено: вороны без ошибок считают до четырёх! (Б. Михайлов.) 9) Распускались рябины, черёмухи и смородина в нашем садике, где у нас были свои любимцы. (Д. Мамин- Сибиряк.) 10) Экспедиционным отрядам поручалось найти таинственную страну Офир, где добывали сокровища для царя Соломона. (Г. Кублицкий.) 11) Каждый выбирал для себя занятие по собственному вкусу: одни паяли, другие сверлили, третьи вырезали фигурки из жести. (С. Довлатов.) 12) Солнце светило довольно ярко, однако северный ветер не предвещал потепления. (М. Фарутин.) 13) Киевский летописец Нестор очень хорошо понимал важность создания азбуки для славян: он приписывал ей даже Божественное происхождение. (С. Сергеев- Ценский.) 14) Лес опять тенист и зелен, и шумит в его вершинах. (А. Майков.) 15) Луг росист, цветёт сирень... (А. Майков.) 16) Цветут сначала ландыши, потом шиповник: всему есть своё время цвести. (М. Пришвин.)

Задание:

Запишите номера сложных предложений, в которых используется бессоюзная связь (первый вариант); союзная связь (второй вариант).