Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Сложное предложение. Культура речи
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Мини-диктанты

    № 1

Осень наступала медленно, спокойно, как царица, восстанавливающая себя на прародительском престоле. Мёртвые листья, словно опять желая вернуться на свои старые места, на деревья, кружились по воздуху, встревоженные, похожие на голубей, а с востока, с Каспийского моря, тянуло холодом.

Но иногда осень, эта стареющая царица, милостиво улыбалась: к середине октября, например, выпали чудеснейшие дни со светлым, тёплым солнцем, с ясными, спокойными далями, с синим небом, с паутиной, переливающейся в золотых лучах радужными, живыми, как ртуть, красками.

(По И. Сургучёву)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официальноделовой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений и укажите их количество. Определите, союзная или бессоюзная связь между частями сложных предложений, какие знаки препинания- используются: разделительные или выделительные.

3. Отметьте простое предложение. Напишите, чем оно осложнено.

4. Найдите во втором абзаце приложение, напишите, распространённое оно или нераспространённое, обособленное или необособленное, чем выражено.

5. Выпишите из последнего предложения имена прилагательные. Отметьте имя прилагательное в форме простой превосходной степени. Отметьте имена прилагательные, которые употребляются в переносном значении. Придумайте и запишите словосочетания с этими именами прилагательными, употребив их в прямом значении.

    № 2

Вечерняя заря зажигала полнеба, и тут же утренняя заря зажигала вторую половину неба. И всё сущее в этом мире как бы очищалось в тихом, спокойном огне. Птицы парили бесшумно, словно бы не прилагая никаких усилий для своего полёта, а звери, как и человек, выбрав место повыше, в тихом изумлении смотрели на встречу двух зорь. И только волки, которым заря всегда подаёт какой-то великий знак, поднимали кверху морды и принимались выть. Что их заставляло так настойчиво возвышать свой голос, который, казалось, исходит из самой глубины их существа?

(По Н. Шундику)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Пронумеруйте предложения. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите, союзная или бессоюзная связь используется в сложных предложениях. Объясните знаки препинания. Запишите номера сложных предложений с разделительными знаками препинания (первый вариант), с выделительными знаками препинания (второй вариант). Найдите простое предложение, сделайте его синтаксический разбор.

3. Найдите в тексте и отметьте вводное слово. Определите его значение. Придумайте предложение, использовав это слово в качестве члена предложения.

4. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне. Обозначьте корень. Графически объясните написание корня.

5. Какое выразительное средство используется в первом предложении?

Диктант-предложение

И пускай гроза где-то рыскает,

Мне с тобой она не страшна,

Среднерусская, сердцу близкая,

Подмосковная сторона.

      (Ю. Визбор)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения. Определите, союзная или бессоюзная связь используется между частями данного предложения.

2. Найдите в предложении обращение, выпишите из него по одному словосочетанию со способами связи согласование и управление.

3. Отметьте в предложении местоимения, определите падеж.

4. Выпишите слово, образованное сложением основ. Отметьте в нём все орфограммы, объясните их.

5. Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Выделите корень. Подберите проверочные слова.

Объяснительный диктант

1) При санатории имелся пункт велопроката, и скоро я выучился ездить на велосипеде. (В. Шефнер.) 2) Из окна моего гостиничного номера видна железнодорожная насыпь, мост через реку, по которому только что зелёной ящерицей прошмыгнула электричка. (М. Годенко.) 3) Ещё не показалась розовая солнечная корона над сопкой, а бабушка весёлой песней стала будить нас. (А. Батурина.) 4) Если человек захочет увидеть смешное, он это увидит даже в капле воды. (С. Сергеев.) 5) Он очень страдал, и страдание возвеличивало его в собственных глазах. (В. Шугаев.) 6) Пока скворцы выкидывают из домика воробьиный мусор, общительный воробей мчится на поиски нового жилья. (Б. Михайлов.) 7) Все беды человека от его языка, а хорошее слово — половина счастья. (Пословица.) 8) Весь облит серебром потонувший в тумане залив; синих гор полукруг наклонился к цветущей долине, и чуть дышит листва кипарисов, и пальм, и олив. (С. Надсон.) 9) Мороз стоял сильный, но мы его не чувствовали благодаря тёплым шубам и одеялу из мохнатой киргизской овчины, а главное, конечно, благодаря своему настроению. (Д. Мамин- Сибиряк.) 10) Ещё цветут орехи и ольхи, и их золотые серёжки ещё и сейчас дымятся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело: они живут, но их время прошло. (М. Пришвин.) 11) Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий — следить за спором, который ведётся умелыми и умными спорщиками. (Д. Лихачёв.) 12) Могучие ели сошлись тесно, с голых нижних ветвей свисали седые бороды лишайников, а земля была покрыта толстым мягким слоем мха, из которого вылезали папоротники. (Кир Булычёв.) 13) Кто не падал, тот не поднимался. (Пословица.) 14) Ковалевский много раз убеждался, что первейшая национальная добродетель черногорца — храбрость. (Г. Кублицкий.) 15) Кругом пестреет лес зелёный; уже румянит осень клёны, а ельник зелен и тенист; осинник жёлтый бьёт тревогу; осыпался с берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу... (А. Майков.) 16) Весной, когда шли дожди, степь оживала, овраги и долины наполнялись живительной влагой, ярко зеленели растения и тянулись к ласковому солнцу, пели птицы, радовались люди. (Из сборника «Легенды Крыма».)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество основ в предложениях 8, 9, 10, 12, 15, 16.

2. Укажите номера предложений, в которых: 1) используется как союзная, так и бессоюзная связь между частями; 2) используется выделительный знак между частями сложного предложения.