Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Сложное предложение. Культура речи
Интонация сложного предложения
Мини-диктанты
№ 1
До явки в полк оставалось несколько дней, и юный Суворов отправился осмотреть город, который дядя вызвался ему показать.
Александр привык к Москве, к её разнообразию и неправильностям, бесчисленным золотым куполам, вольготно раскинувшимся дворцам вперемежку с деревенскими постройками, к её улицам, выложенным брёвнами или досками, её громадности и азиатской пестроте. Петербург же не мог не поразить его обилием камня, чёткими архитектурными линиями, открытыми площадями и речными просторами. В молодой столице всё напоминало о её могучем основателе, всё было обязано своим рождением кипучей деятельности преобразователя России.
(По О. Михайлову)
Задания:
1. Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте текст в соответствии с темой или главной мыслью.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложные предложения, определите, союзная или бессоюзная связь использована между частями этих предложений. Покажите особенности интонации сложных предложений графически (составьте схемы). Определите виды сказуемых в первом предложении текста, подчеркните в этих словах проверяемые безударные гласные, подберите проверочные слова. Укажите, чем выражено подлежащее в первой части этого предложения.
3. Напишите, чем осложнено второе предложение. Выпишите из него причастия, укажите их вид и время. Определите синтаксическую функцию, которую они выполняют. Подчеркните все орфограммы в причастиях и объясните их.
4. Выпишите слово преобразователя, подчеркните орфограммы, объясните написание. Определите способ образования этого слова, разберите его по составу.
5. Выпишите из последнего предложения эпитеты, напишите, к какой части речи они относятся. Подчеркните в словах безударные гласные, проверяемые ударением, подберите проверочные слова.
№ 2
По мнению современных лингвистов, венгерский язык относится к так называемой финно-угорской ветви уральской семьи языков. Из всех существующих языков планеты он, безусловно, наиболее близок к тому, на котором говорят манси и ханты. Схожи и фонетика, и грамматика, однако в современном венгерском языке много иноязычных слов, в том числе славянского, германского и тюркского происхождения.
(По Г. Кублицкому)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Выберите заголовок, наиболее точно отражающий тему: Язык великого народа; Венгерский язык; Особенности венгерского языка.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложные предложения, определите, союзная или бессоюзная связь в них используется. Составьте схему каждого сложного предложения, показывая особенности интонации графически.
3. Отметьте в тексте вводное слово и вводную конструкцию, определите их значение. Найдите в тексте союз, у которого есть омоним — вводное слово. Приведите пример использования этого вводного слова.
4. Определите способы образования слов происхождение, финно-угорский, современный. Выполните морфемный анализ первого слова. Отметьте и объясните орфограммы в словах.
5. Выпишите действительное причастие настоящего времени, отметьте и объясните орфограммы в нём.
Диктант-предложение
Двойным зелёным строем
вдоль узкого просёлка,
под снежной шапкой дремлет
и сосенка, и ёлка;
осина коченеет
и дрогнет от мороза,
и вся в слезах алмазных
плакучая берёза.
(Л. Мей)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста-предложения (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный).
2. Выделите основы сложного предложения; определите количество частей. Какие знаки (выделительные, разделительные) используются между частями сложного предложения? Определите, какую функцию выполняет союз в каждом случае. Графически покажите особенности интонации данного предложения.
3. Найдите в предложении однородные члены, подчеркните их как члены предложения. Отметьте неоднородные определения.
4. Найдите в предложении метафоры и олицетворение и отметьте их.
5. Выпишите из предложения глаголы, определите их морфологические признаки. Выделите окончания, объясните их написание.
Объяснительный диктант
1) Однажды началась сильная гроза с ливнем, продолжалась она целый день. (В. Шефнер.) 2) Бабушка увернула фитиль в лампе, дунула, и комната погрузилась в темноту. (Л. Батурина.) 3) Журавлям нельзя отказать в храбрости и уме, перехитрить этих птиц очень сложно. (Л. Орлова.) 4) Прогрохотала по булыжной мостовой огромными колёсами арба, которую тянул маленький шустрый ослик. (С. Сергеев.) 5) Со времени возвращения Серёжи прошёл месяц, но он не торопился раскрывать своей души перед отцом и вообще избегал высказываться, хотя при случае не скрывал, что смотрит на многое совсем не так, как отец и сестра. (К. Станюкович.) 6) До горизонта простиралась необитаемая равнина, там среди низкорослых деревьев и кустарников паслись огромные стада диких слонов. (Г. Кублицкий.) 7) Румяный парус там стоит, что чайка на волнах ленивых, и отблеск розовый бежит на их лазурных переливах. (А. Майков.) 8) К плоской вершине горы, где находился замок, вела одна-единственная тропинка, которая сплошь заросла лесом. {Из сборника «Легенды Крыма».) 9) Знаменитый режиссёр В. И. Немирович-Данченко говорил, что жизнь в театре — это цепь преодоления препятствий. (Ю. Завадский.) 10) Выдающийся режиссёр Г. А. Товстоногов высказал парадоксальную мысль, что классика — это современная пьеса, но только события её происходят в прошлом. (Ю. Завадский.) 11) Интереснее всего для нас, подростков, был рынок на Трубной площади, между Цветным и Сретенским бульварами; это был популярный птичий базар, где шла бойкая торговля певчими птицами, голубями, собаками, ежами и прочей живностью, и рынок этот чрезвычайно привлекал жителей древней столицы. (Б. Пуришев.) 12) На дворе совсем смерклось; длинная аллея, которая от ворот вела к дому, потеряла уже ясные очертания, высокие деревья, точно заснув, слились в одно большое, чуть прозрачное пятно... (И. Сургучёв.) 13) Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью, однообразием небогатых красок, должно быть, за первобытное одиночество и дикость, свойственные ей, я не променяю её на картинную яркость юга, назойливо лезущую вам в душу. (И. Ефремов.) 14) В лесу только что было темно и сыро, и вдруг Алиса с Медведем вышли на открытое место и увидели освещённый закатным светом старинный каменный замок с высокими башнями по углам, окружённый рвом с водой. (Кир Булычёв.) 15) Львы отличаются от остальных кошек тем, что живут не семьями, а большими группами — так называемыми прайдами. (Л. Орлова.)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений; определите, союзная или бессоюзная связь используется между их частями; определите количество частей в каждом предложении.
2. Составьте схемы предложений 2, 3, 8, 9, графически показывая особенности интонации.
Диктант-загадка
Любимый цветок Жан-Жака Руссо
Вряд ли существует на свете другое растение, которое получило такую известность и пользовалось в своё время такой славой, как небольшой, скромный, синий, с твёрдыми, блестящими, как у брусники, листьями лесной цветок.
Чтобы сорвать этот цветок и полюбоваться им, в конце XVIII столетия отправлялись на опушки лесов и садов молодые и старые, горожане и горожанки, придворные кавалеры и дамы, высшие государственные сановники, министры и даже сами короли.
И всё почему? Потому что это был любимый цветок Жан-Жака Руссо.
Женевцы, решив увековечить память соотечественника, воздвигли ему на живописном островке среди озера прекрасный памятник и окружили его тем, что было особенно дорого Руссо при жизни — дикорастущими цветами, так любимыми знаменитым мыслителем. Ими-то женевцы и засадили как всё подножие памятника, так и окружающие его клумбочки.
И вот с тех пор всякий, кто бывает в Женеве, посещает остров Руссо (а для иностранного туриста это обязательно) и любуется этим цветком. Не знать цветка Руссо в Швейцарии считается недостатком образования.
(По Н. Золотницкому)
Подсказка: В слове 3 слога: первый слог берём из слова брусника, соединив первую, последнюю и вторую буквы; второй слог найдёте в слове воздвигли, если из середины его корня взять две буквы; третий слог — в слове сановник — 3, 4 и 8-я буквы. Всего 8 букв.
Ответ: барвинок.
Контрольные диктанты
№ 1
Как только мы приехали в Японию, нас предупредили, что из-за густой облачности нам вряд ли удастся увидеть Фудзияму, знаменитую гору Японии, которую местные жители называют просто Фудзи. Честно говоря, я уже не очень хотел этого. Столько было ожидания, что я боялся, что разочаруюсь.
Мы уже забыли про Фудзияму, поднимаясь ввысь в вагончике канатной дороги и наблюдая другие, более доступные горы, покрытые хвойным лесом, как вдруг мой товарищ воскликнул: «Фудзи!» Я обернулся и даже не смог ничего сказать, настолько был потрясён.
Она была видна вся и занимала полнеба. Она была белая и большая среди зелёных и небольших гор. Удивительно, что она открылась нам сразу вся и так внезапно.
Что-то было в этой горе, что невозможно передать словами. Симметрия её и тройная вершина гармонизировали всю округу, а может быть, и всю страну. Это было то, что для нас, русских, представляет Волга.
Второй раз мы видели Фудзияму, когда ранним утром вылетели из аэропорта домой. «Боинг» разрезал облака, Япония скрылась, и только снежная, розовая от вставшего солнца Фудзияма, возвышаясь над облаками, долго провожала нас.
168 слов
(По В. Аксёнову)
Задания:
1. Озаглавьте текст в соответствии с темой или главной мыслью. Определите тип речи (повествование, рассуждение, описание), который используется в выделенных предложениях. Отметьте во втором предложении антонимы, определите, однокоренные они или разнокоренные.
2. Подчеркните грамматические основы предложений первого и последнего абзаца текста. Отметьте сложные предложения, определите количество основ. Определите, союзная или бессоюзная связь используется в них.
3. Найдите в четвёртом абзаце простое предложение, напишите, чем оно осложнено. Отметьте в нём местоимения. Найдите в этом предложении слова с непроверяемыми безударными гласными, подчеркните орфограмму.
4. Найдите во втором абзаце слово с чередованием гласных в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.
5. Подберите синонимы к словам боялся, наблюдая, знаменитая (первый вариант), внезапно, невозможно, открылась (второй вариант).
№ 2
Много веков насчитывает история арфы — одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она ещё на заре человеческой цивилизации и поэтому стала прародительницей всех струнных инструментов.
Произошло это, возможно, так. Однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издаёт нежный мелодичный звук. Он проверил своё впечатление, и звук понравился ему ещё больше. Тогда он решил натянуть рядом ещё одну тетиву, покороче, и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.
Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам прибавлялись всё новые и новые, но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме, а в Средние века она получила широкое распространение в Европе. Особенно славились ирландские арфисты, которые исполняли свои сказания-саги под аккомпанемент маленькой переносной арфы. Её изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.
Постепенно арфа стала аристократическим инструментом, её даже стали украшать золотом, перламутром, мозаикой. Играли на ней, как правило, женщины. Волшебным инструментом называли арфу поэты, очарованные её нежными звуками.
178 слов
(По Л. Михеевой)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы в предложениях второго абзаца (первый вариант); третьего абзаца (второй вариант). Укажите сложные предложения, определите количество основ. Отметьте, союзная или бессоюзная связь используется в каждом случае.
2. Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Определите, какой порядок слов в нём использован: прямой или обратный. Докажите свою точку зрения, изменив порядок слов.
3. Найдите и подчеркните в первом абзаце обособленное приложение; в третьем абзаце — обособленное обстоятельство. Напишите, чем они выражены.
4. Выпишите из первого абзаца наречия. Соотнесите в них количество букв и звуков. В каком из этих слов все согласные звуки звонкие и твёрдые; все твёрдые; все мягкие?
5. Выпишите из последнего абзаца слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Подчеркните в них орфограммы.