Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Сложносочинённые предложения
Понятие о сложносочинённом предложении

Мини-диктанты

    № 1

Фёдор Бутурлин незамеченным ушёл с надоевшего бала и, кутаясь в плащ, скрылся в осеннюю холодную темноту.

Было сыро, и луна всё чаще застилалась громадами надвигающихся на неё туч. Не прошло и получаса, как Фёдор, попав под струи тяжёлого осеннего дождя, уже жалел, что слишком поспешно покинул дворец Разумовских.

Порывы ветра не раз сносили с его головы чёрную шляпу, а развевающийся плащ, казалось, перестал быть защитой от дождя. Водяные потоки заливали камзол, и Фёдор с трепетом соображал, во что обратится его наружность через час подобного испытания.

Путаясь в темноте в переулках, он был несказанно обрадован, когда перед ним внезапно блеснули ярко освещённые окна какого-то дома.

(По А. Чаянову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложносочинённые предложения. Укажите разряды сочинительных союзов. Найдите в сложносочинённом предложении простое односоставное предложение, определите его вид.

3. Подчеркните обособленные обстоятельства. Напишите, чем они выражены. Определите в первом по порядку обстоятельстве способ связи между словами.

4. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.

5. Подберите стилистически нейтральные синонимы к словам наружность, поспешно (первый вариант), скрылся, несказанно (второй вариант).

    № 2

Какой простор открывался с горы! Даже хотелось глубже, свободнее дышать. Далеко, но словно бы на ладони, лежало окаймлённое валом скифское городище, а правее виднелись насыпь и лес. Прямо за плёсом стояли в густой зелени белые дома заречной, меньшей, половины города с несколькими гнёздами аистов на крышах, а за домами и садами желтели спелые поля. Слева, дальше за плотиной, широко разливалась река, напоминая озеро, и простиралась она до самого подножия холмов, образующих линию горизонта.

(По С. Подгорному)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложносочинённые предложения. Укажите разряды сочинительных союзов. В первом сложносочинённом предложении отметьте наречия, подчеркните их как члены предложения. Найдите в этом предложении слова, образованные бессуффиксным способом. К какой части речи они относятся?

3. Найдите простое односоставное предложение, определите его вид. Сделайте полный синтаксический разбор этого предложения.

4. Определите, в прямом или переносном значении используется в тексте слово густой (густая зелень). Подберите к нему синоним.

5. Отметьте в последнем предложении слова, в которых букв больше, чем звуков.

Диктант-предложение

Воля Суворова, великого полководца, и в ученье, и в бою направленная к одной цели, к победе, как по волшебству, передавалась войскам, а непрерывные успехи под его руководством вселяли в солдат, бывших крепостных крестьян, уверенность, решимость и неисчерпаемую энергию.

(По О. Михайлову)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения. Определите разряды всех союзов.

2. Напишите, чем осложнена первая часть предложения (первый вариант); вторая часть предложения (второй вариант).

3. Объясните написание НЕ в словах непрерывные, неисчерпаемую. Подчеркните и объясните все орфограммы в этих словах. Выполните морфемный разбор этих слов.

4. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью согласование, одно со связью управление.

5. Выпишите из предложения причастие, определите его вид и время. Отметьте все орфограммы в слове.

Объяснительный диктант

1) Мачты стройных галер поднялись, как леса, и, как чайки, трепещут крылом паруса на зыбях отдалённого порта. (Л. Мей.) 2) Дом был покрашен голубой краской, дверь была зелёной, дорожка, ведущая к дому, подметена, по сторонам её — две небольшие клумбы с маленькими анютиными глазками. (Кир Булычёв.) 3) Взобрались братья на синюю гору, поднялись к голубому небу, и взорам их открылась величественная картина. (Из сборника «Легенды Крыма».) 4) Народная мудрость гласит, что пешеход, хорошо знающий дорогу, всегда обгонит всадника, скачущего не туда. (С. Зигуненко.) 5) Вдруг из-за горизонта выглянуло солнце, и мрачное, серое море вспыхнуло ослепительными красками, заискрилось, заиграло, и чайки разом снялись с воды. (Ю. Фёдоров.) 6) Только изредка хан едва заметным движением пухлых пальцев отдавал приказания, и тогда придворные послушно склонялись перед ним, а гибкие воины в панцирях из потемневшей буйволовой кожи, бесшумно пятясь, выскальзывали из шатра. (Б. Изюмский.) 7) Ассамблеи — вечера отдыха для дворян — проходили в зимние месяцы, а с наступлением тепла Пётр Первый обычно собирал придворных на праздники в Летнем саду. (Ю. Овсянников.) 8) Город спит, окутан мглою, чуть мерцают фонари... (А. Блок.) 9) В отроческие годы Булгаков открывает для себя Гоголя, которого отныне будет боготворить всю жизнь, а заодно по- мальчишески отчаянно переживает романтические приключения героев Фенимора Купера. (В. Лакшин.) 10) При императоре Александре I во время маскарадов во дворце было обыкновение спрашивать имя того, кто первый входил в маскарад, и у последнего, кто его покидал; имена этих господ на другое утро докладывали императору. (В. Лелина.) 11) Спускается ночь, и только свет луны освещает террасу, кусты сирени, милые и грустные лица девушек. (В. Лихачёв.) 12) За соседним монитором сидел человек, о возможности присутствия которого здесь я и помыслить не мог. (Н. Климонтович.) 13) Лишь незабудок сочных бирюза кругом глядит умильно мне в глаза, да оживляют бедный мир болотный порханье белой бабочки залётной и хлопоты стрекозок голубых вокруг тростинок тощих и сухих. (А. Майков.) 14) Все дополнения к костюму дворянки были очень красивыми: перчатки и чулки делали из бархата, шёлка, прошивали золотом. (М. Короткова.) 15) Два небольших окна глядят в старинный сад, где между голых ветвей на фоне ясного неба чернеют гнёзда грачей. (В. Гиляровский.) 16) Днём слетаются на весеннюю дорогу кормиться все весенние птицы; ночью, чтобы не вязнуть до ушей в зернистом снегу, по дороге проходят звери. (М. Пришвин.)

Задание:

Подчеркните грамматические основы предложений. Напишите номера сложносочинённых предложений.