Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Сложносочинённые предложения
Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях
Мини-диктанты
№ 1
Один из прибывших на корабле римлян с интересом окинул взором широко раскинувшиеся перед ним многочисленные строения и храмы незнакомого города. Город этот вздымался по склону голубеющей горы. Слева возвышался над дубовой рощей величественный храм, и его шесть белоснежных колонн словно повисали в воздухе. Справа, тоже на некотором возвышении, стоял храм, посвящённый богине Церере, и рядом с ним виднелась многоколонная базилика. Там находился алтарь Рима. К первому храму вела змееобразная тропа, вымощенная белыми плитами, а ко второму — каменная дорога. По ней в этот час медлительные, утомлённые жарой волы тащили на скрипучих колёсах повозку, нагруженную глиняными амфорами.
(По А. Ладинскому)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложносочинённые предложения. Укажите разряды сочинительных союзов. Определите смысловые отношения между частями: 1) одновременность, последовательность, причина; 2) чередование, взаимоисключение; 3) сопоставление, противопоставление.
3. Найдите в тексте простое предложение, осложнённое однородными определениями и обособленным определением. Напишите, чем они выражены. Отметьте в этом предложении слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Запишите проверочные слова.
4. Выпишите из текста слова, образованные сложением основ.
5. Слова величественный, многочисленный, утомлённый, нагруженный, каменный, многоколонный, посвящённый, вымощенный, глиняными разделите на группы с одинаковыми орфограммами. Сколько у вас получилось групп? Объясните написание НН в каждой группе.
№ 2
В нашем доме не было дорогого старинного фарфора, зато было широкое русское гостеприимство, милая улыбка молодой хозяйки и живой весёлый нрав отца.
Мама была превосходной хозяйкой. Её кулинарные изделия пользовались заслуженным успехом. Это были московские пироги, блины, куличи и пасхи разного вида и вкуса, и в их приготовлении мама была настоящим мастером.
По субботам собирались у нас ближайшие друзья, родственники и знакомые, и назывались такие вечеринки субботниками. Мы балагурили за чайным столом, музицировали и пели.
(По Б. Пуришеву)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложносочинённые предложения. Укажите разряды сочинительных союзов. Определите смысловые отношения между частями (одновременность, последовательность, причина; чередование, взаимоисключение; сопоставление, противопоставление). Напишите, чем осложнена вторая часть первого сложносочинённого предложения. Отметьте в нём неоднородные определения.
2. Выпишите из текста имя прилагательное в форме простой превосходной степени. Объясните орфограммы в слове.
3. Отметьте в первом и втором предложениях эпитеты. Напишите, какие из этих слов употреблены в переносном значении.
4. Определите способы связи слов в словосочетаниях старинный фарфор, улыбка хозяйки, её изделия.
5. Определите способ образования слов знакомые (собирались знакомые), приготовление. Объясните орфограммы во втором слове.
Диктант-предложение
Кажется, солнце держалось в этот день на небе гораздо дольше, чем ему полагалось по календарю, но всё же оно село, укрылось в далёких и таинственных районах города, и голые ветви деревьев резко обозначились на голубовато-зелёном небе, и лишь тогда мы вернулись в наш дом, заманчиво пахнущий сдобными пирогами, в этот скрипучий уютный ковчег, плывущий среди весеннего моря.
(По В. Аксёнову)
Задания:
1. Определите стиль текста-предложения (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный).
2. Подчеркните грамматические основы предложения. Пронумеруйте части сложного предложения, укажите количество основ. Докажите, что предложение сложносочинённое. Определите смысловые отношения между частями.
3. Напишите, чем осложнена каждая часть предложения.
4. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Объясните написание слов.
5. Наш дом — ковчег, плывущий среди весеннего моря. Как называется это выразительное средство?
Объяснительный диктант
1) Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной. (И. Бунин.) 2) День весь из золота, а ночь — из серебра. (И. Лялечкин.) 3) В вершине Медвежьего лога ещё лежит снег, а на берегу Енисея, ниже протоки, громоздятся льдины. (В. Ляхницкий.) 4) Земля зазеленела по берегам реки, и на эту пологую землю пришло половодье и затопило её. (С. Романовский.) 5) Сосны и берёзы взбегают по крутым склонам гор, но, вероятно, не хватает им силёнок добраться до вершины, взлететь на каменистый, ослепительно белый гребень. (М. Сергеев.) 6) Солнце выпивает туман в распадке, и он становится всё слабее и прозрачнее, и тогда, как на фотобумаге, опущенной в проявитель, начинает постепенно появляться внизу, за деревьями, какое-то строение. (М. Сергеев.) 7) Все дни немецкого наступления на Севастополь напряжение не уменьшалось ни на час, зато увеличивалась уверенность в победе. (Е. Петров.) 8) По обеим сторонам шоссе то рожь стоит стеной, с длинным тяжёлым колосом, то зеленеют плантации сахарной свёклы, кукурузы, картофеля, кормовых трав. (Ю. Грибов.) 9) Погода как летняя (в полдень семнадцать градусов в тени), но по ночам холодно. (И. Гончаров.) 10) В современной французской деревне то мелькает крикливая реклама да пестрят вывесками кафе, то гудят автомобили да кричат суетливые туристы. (Н. Калитина.) 11) Небо млело от жары, и яркие метеоры чертили по нему свой' след. (Г. Кублицкий.) 12) Столетние дубы зеленели по склонам холмов, да в густом подлеске орешника перекликались птицы. (Г. Кублицкий.) 13) Главную вершину кедра то мороз повредит, то медведь отломит. (А. Смирнов.) 14) Взбирается на кедр за орехами юркий зверёк бурундук, также спешат к любимому лакомству медведи, кабаны, куницы. (А. Смирнов.) 15) Давно прошли первые заморозки, и никаких грибов уже нет, кроме опят. (А. Гурулёв.) 16) Идёшь по лесу и радуешься теплу и свету, и в тебе нежность к этим берёзам, и уже не чувствуешь себя в лесу пришлым горожанином. (А. Гурулёв.)
Задания:
1. Отметьте сочинительные союзы, связывающие простые предложения в составе сложного.
2. Определите смысловые отношения между частями сложного предложения (одновременность, последовательность, причина; чередование, взаимоисключение; сопоставление, противопоставление).