Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Сложносочинённые предложения
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами
Мини-диктанты
№ 1
Подходила осень, она обдавала первым морозцем всё вокруг. Крепкий бодрящий дух стоял в дубовом лесу, и журавли в небе звали гортанными криками лететь за собой. До чего же уныло, тоскливо кричат улетающие журавли!
(По Ю. Фанкину)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложносочинённое предложение, определите разряд сочинительного союза. Определите смысловые отношения между частя-
ми этого предложения (одновременность, последовательность действий, причинно-следственные отношения).
2. Найдите наречия в последнем предложении. Определите их синтаксическую роль, способ образования.
3. Выпишите из первого предложения слова с оглушением согласного. Обозначьте морфему, в которой происходит оглушение.
4. Выпишите из текста причастия, определите их вид и время. Выделите в причастиях корень, объясните написание безударных гласных в корне.
5. Определите значение слова крепкий, подобрав к нему синоним. В прямом или переносном значении употребляется это слово в предложении?
№ 2
С детства любил Тимофей, уйдя в лесную чащу, слушать переклички птиц и шум деревьев или глядеть, как в поднебесье спешат друг за другом тучи-странницы. А теперь, в юности, всё это заменил Тимофею мир книг и рукописей. Он вошёл в этот чудесный мир, и обступили Тимофея герои, чужие жизни, и уже не листья деревьев шелестели, а звучали человеческие голоса, и не тучи проносились над ним, а столетия проплывали, и открывались новые, невиданные просторы, и не было им конца и края.
(По Б. Изюмскому)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложносочинённое предложение, определите количество частей в нём. Укажите смысловые отношения между частями этого предложения (одновременность, последовательность действий, причинно-следственные отношения). Отметьте в тексте сочинительные союзы, использующиеся: 1) для связи частей сложносочинённого предложения; 2) при однородных членах.
2. Отметьте в первом предложении обратный порядок слов.
3. Найдите простое предложение, напишите, чем оно осложнено.
4. Отметьте в первом предложении слова с приставками, не изменяющимися на письме. Выделите приставки.
5. Столетия проплывали. Какое выразительное средство использовано в этом словосочетании?
Диктант-предложение
Над башней кружевной, летящей в небеса, всё тот же дождь грибной и света полоса, и вьются надо мной столетий голоса.
(А. Ревич)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложения. Определите разряд сочинительного союза. Напишите, какую функцию он выполняет в каждом случае.
2. Определите, односоставным или неполным является первое простое предложение в составе сложного. Напишите, чем оно осложнено.
3. Найдите в предложении эпитет. В прямом или переносном значении используется слово?
4. Выпишите из предложения местоимения. Определите их морфологические признаки. К какой части речи относится слово всё в этом предложении?
5. Выпишите из предложения слово, в котором все согласные мягкие.
Объяснительный диктант
1) Я ходил по дорогам России изъезженным, и твердил я великих поэтов стихи... (А. Дольский.) 2) Самой красивой окраской отличаются тропические морские звёзды, особенно виды, живущие среди коралловых рифов, однако и морские звёзды северных морей тоже очень красивы. (Л. Орлова.) 3) Но под пустой и жалкой суетой он жив, огонь поэзии святой, и тьма его, как прежде, не объяла. (В. Солоухин.) 4) Культура выражает себя через язык, и хорошая речь может основываться только на культуре. (В. Аннушкин.) 5) В разных городах число башен в кремле было разным, но обязательно были въездные башни. (М. Короткова.) 6) На одних башнях кремля устанавливали часы с боем и вестовой колокол, а на других размещались колодцы, оружейные склады. (М. Короткова.) 7) Окна распахнуты, и сквозь них виден наш двор. (В. Мальков.) 8) То ли вьюга завывает за окном, то ли волки затянули свою протяжную песню. (Ю. Зенкевич.) 9) Я не был знаком с Алексеем Кондратьевичем Саврасовым, но я преклонялся перед его талантом. (В. Гиляровский.) 10) Динка шла по лесу от своей сосны, и деревья вокруг стояли старые, могучие, и вдруг они расступились, и на небольшой солнечной поляне она увидела тонкие сосёночки, будто подружки в хороводе. (Т. Михеева.) 11) Из-за сада поднималась огромная круглая луна, и на землю ложились причудливые длинные тени. (М. Колосов.) 12) И слышу рокот лир и голоса влюблённых, и вижу дряхлые руины над водой, и в чёрных небесах, звездами окроплённых, великих призраки проходят чередой. (Г. Иванов.) 13) И почиет наш князь Александр Благоверный над синей Невою, и поют ему вечную память волна за волною, и поют память вечную все побережья ему... (Л. Мей.) 14) Море было неспокойно, и волны, набегая на берег, падали тяжко, разбиваясь в брызги, шипели зло, скатываясь с камней. (Ю. Фёдоров.) 15) Лёд крепкий под окном, но солнце пригревает. (М. Пришвин.) 16) Скрипучее вольтеровское кресло было выдвинуто на середину, и в нём, очень прямо, горделиво подняв красивую седую голову, сидел старик. (Е. Дулова.)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. Укажите номера сложносочинённых предложений с соединительными союзами. Укажите смысловые отношения (одновременность, последовательность действий, причинно-следственные отношения) между частями этих предложений.