Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Сложносочинённые предложения
Сложносочинённые предложения с разделительными союзами
Мини-диктанты
№ 1
Мы облазили весь бор, собирая землянику. Мы находили её где-нибудь на влажных травянистых полянах, или она могла оказаться по краям оврагов и ям. Она тихо горела из-под куста, и мы присаживались и начинали собирать её, медленно продвигаясь на коленках, стараясь не давить.
Маленькие стебли не держат тяжёлой земляники, и она словно опустила голову в траву, но вся поляна светится от её горячего света. Потом руки наши ещё несколько дней немыслимо пахнут одним ласковым запахом, лесной этой земляникой.
Ягода растёт и на тропе рядом с нашей палаткой, но мы её не берём. Пусть растёт. Она общая, она для украшения.
(По А. Приставкину)
Задания:
1. Пронумеруйте предложения. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) использован в третьем предложении (первый вариант); в четвёртом предложении (второй вариант).
2. Укажите номера сложносочинённых предложений, отметьте предложение с разделительным союзом. Определите смысловые отношения (чередования, взаимоисключения) между частями этого предложения. Выполните синтаксический разбор второй части этого предложения.
3. Найдите в тексте деепричастные обороты, определите их синтаксическую функцию. Найдите в деепричастном обороте глагол в форме инфинитива, определите способ связи между деепричастием и инфинитивом в этом обороте.
4. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.
№ 2
С начала года московская зима потеплела, январские морозы прошли. На Тверской санки и возки прыгают по мокрым ухабам под окрики кучеров. По бокам бульваров расползлись уже чёрные жидкие тропинки, зато у Пречистенских ворот во всю площадь, до самого Каменного моста, сияют ещё непроходимые сугробы. Зелёный медный фонтан чуть виден, а за площадью вдали кремлёвские главы и башни синеют пустынно над сонным Замоскворечьем.
Теперь, в девятом часу утра, поднявшись по Пречистенке, редко можно встретить людей. Это или засидевшийся в гостях чиновник пробежит по мёрзлому тротуару, или две-три говорливые бабы- торговки в тулупах протащат на салазках кадки с разносолами: капустой и огурцами. И опять безлюдно.
(По Б. Садовскому)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.
2. Отметьте сложносочинённые предложения, укажите предложение с разделительным союзом; определите смысловые отношения между частями этого предложения. Найдите в этом предложении приложение, напишите, обособленное оно или необособленное. Напишите, чем осложнено второе простое предложение в составе сложного.
3. Подчеркните грамматические основы предложений второго абзаца. Отметьте простые односоставные предложения, определите их вид. Укажите, какое из этих предложений является осложнённым, напишите, чем оно осложнено.
4. Замените словосочетания медный фонтан, кремлёвские башни, построенные на основе согласования, на синонимичные словосочетания со связью управление. В каком из этих слов безударный гласный в корне не проверяется ударением?
5. Определите способы образования слов разносолы, безлюдно (первый вариант), вдали, протащат (второй вариант). Подберите к ним синонимы.
Диктант-предложение
Вода весной или коварная, или ей в большом своём деле весеннего половодья не до того: она как будто плеснёт на ходу и бежит, а, глядишь, после её спада на лугу озерко осталось без всякого стока, и в озерке этом крошечном, в чистой мелкой его воде у всех на виду плещется щука — большая рыбина среди луга...
(По М. Пришвину)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложения, пронумеруйте части предложения, укажите количество основ. Отметьте сочинительную связь между частями предложений. Укажите разряды сочинительных союзов и смысловые отношения между частями, соединёнными этими союзами.
2. Найдите в предложении и отметьте обособленное распространённое приложение.
3. Определите способы образования слов спад, половодье, весенний. Объясните орфограммы в этих словах. В каком из этих слов все согласные звуки глухие?
4. Напишите, к какой части речи относятся слова на виду, на ходу.
5. Подберите синонимы к словам осталось, коварная, крошечный (первый вариант), бежит, чистый, большая (второй вариант).
Объяснительный диктант
1) Под гитару пело лето, а теперь оно молчит. (А. Дольский.) 2) Не то зима такая тёплая, не то весна такая по-зимнему холодная. (Ю. Зенкевич.) 3) Шёл тёплый дождь грибной, и золотой туман дрожащей пеленой к продрогшим льнул холмам. (Ю. Визбор.) 4) Стрекозы синие колеблют поплавки, и тощие кругом шныряют пауки, и кружится, сребрясь, снетков весёлых стая иль брызнет в стороны, от щуки исчезая. (А. Майков.) 5) Из низко нависших туч то моросил мелкий дождь, то сыпались хлопья мокрого снега. (В. Ляхницкий.) 6) Чуть зазеваешься, и тебя, молодого провинциала, или потопчет бесшабашный всадник, или под карету угодишь, или двинет оглоблей возка ошалелый деревенщина, привёзший в город солёные огурцы, квашеную капусту, мочёные яблоки. (Ю. Нагибин.) 1) При Павле I все военные должны были появляться на публике только в мундирах своих полков, а штатские — в губернских дворянских мундирах или старинных кафтанах. (М. Короткова.) 8) И голос соловья в саду звучит и блещет, и ласточек семья под кровлею щебечет, и пчёлы шумною гирляндою летят к цветущим яблоням, в твой благовонный сад... (А. Майков.) 9) То ли это дождь моросит, то ли мелкие снежинки на землю падают. (Н. Поликарпова.) 10) В океане самое большое животное — кит, а на земле нет никого больше слона. (Л. Орлова.) 11) Вся расцвеченная Театральная площадь то движется вперёд, то она вдруг останавливается. (В. Гиляровский.) 12) Тысячу лет назад на Нижнем Приднепровье распространила своё влияние Киевская Русь, и здесь стали возникать славянские поселения. (Н. Дроздов, А. Макеев.) 13) Стекло на золотых часиках исчезло, а вместо минутной, секундной и часовой стрелок возник небольшой вертикальный золотой указатель в середине циферблата с великолепными, чистейшей воды
изумрудами. (Л. Лагин.) 14) Тибул то шёл очень медленно, то вдруг пускался почти бегом, осторожно переступая и распрямив руки. (Ю. Олеша.) 15) В городских воротах стояли стражники, и каждый проходивший должен был отдать им что-нибудь: кусок хлеба или луковицу. (В. Ян.) 16) Сначала моржонка кормит моржиха, а потом он сам добывает себе корм. (Н. Дурова.)
Задание:
Укажите номера сложносочинённых предложений с разделительными союзами и смысловые отношения между частями, соединёнными этими союзами.