Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Орфография. Пунктуация

Мини-диктанты

    № 1

Театр — неповторимое искусство, фиксировать которое практически невозможно. Как бы вы ни записывали спектакль, всё равно любая сцена в записи будет звучать и восприниматься не так, как она звучит и воспринимается непосредственно в театре, где между сценой и залом возникает неповторимая атмосфера, которую никак не передашь даже при помощи самой современной техники. Поэтому пусть великолепный спектакль останется легендой.

(По Ю. Завадскому)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите количество основ. Определите виды сложных предложений. Отметьте в предложениях указательные слова, определите, к каким частям речи они относятся.

3. Отметьте однородные сказуемые, определите их вид. Найдите глагольные формы с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.

4. Отметьте во втором предложении частицы НИ и НЕ, объясните выбор написания.

5. Выпишите из текста слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

№ 2

Знаете ли вы, что в Австралии насчитывается около пятидесяти видов кенгуру? Забавна история названия этого животного. Когда европейцы впервые высадились на континент, то первое, что они увидели, были кенгуру. Пришельцы попытались узнать у аборигенов, как они называют этих животных. Один из европейцев указал на кенгуру и спросил: «Что это за животное?» «Кенгуру!» — ответил тот. Только гораздо позже стало известно, что на языке местных жителей слово «кенгуру» значит «не понимаю». Абориген просто не понял вопроса. Однако название так и закрепилось за этим симпатичным животным.

(По Л. Орловой)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите количество основ. Определите виды сложных предложений. Определите способ связи между придаточными в третьем предложении. Сделайте схему этого предложения.

3. Найдите предложения с прямой речью. Отметьте прямую речь и слова автора. Найдите в этих предложениях слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова.

4. Выпишите из текста несклоняемое существительное. К какому роду оно относится? Подчеркните и объясните орфограмму в этом слове.

5. Найдите предложение, в котором есть два слова с непроизносимыми согласными в корне. Выпишите эти слова, подберите проверочные.

Диктант-предложение

Когда всеобщая настанет тишина

и в куполе небес затеплится луна,

кидая бледный свет на портики немые,

на дремлющий гранит, и воды голубые,

и мачты чёрные недвижных кораблей,

как я завидую, зачем в душе моей

не та же тишина, не тот же мир священный,

как в лунном сумраке спокойствие Вселенной!

      (А. Майков)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите количество основ. Определите виды' придаточных и способ связи между придаточными. Сделайте схему предложения.

2. Найдите в предложении обособленное обстоятельство, напишите, чем оно выражено. Отметьте в нём слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова.

3. Выпишите слово, написание которого соответствует правилу: в имени прилагательном пишется НН, если основа имени существительного, от которого образовано имя прилагательное, оканчивается на Н.

4. Найдите в тексте сравнение. Напишите, чем оно выражено.

5. Выпишите из текста местоимения.

Объяснительный диктант

1) Вьюгой обрушились неба глубины, пляшет пурга, в чаду ледяном красным огнём полыхают рябины — восемь рябин у меня под окном. (В. Павлинов.) 2) Почёт и труд рядом живут. (Пословица.) 3) Как быстро время протекло: уже январь не за горами. (Н. Ушаков.) 4) Проснулся я рано утром, окно распахнул — в каждой росинке уже ожидалось солнышко, птицы высвистывались друг перед дружкой, в небе облака, как корветы старинные с парусами белыми, розовыми. (К. Макаров.) 5) Пимен, старик-монах, в келье монастыря всю жизнь пишет летопись, и он абсолютно счастливый человек. (С. Виноградова.) 6) Сначала погромыхивало над деревней на дальнем берегу, белая молния отвесно прорезала там огромную фиолетовую тучу, вонзалась за горизонтом в землю. (Ю. Бондарев.) 1) Я часто видел, как наши солдаты, не зная языка, подолгу беседовали с немецкими крестьянами. (Ю. Грибов.) 8) Вечерняя заря обливает золотом весь горизонт; зажигаются звёзды, прежде всего Юпитер и Венера. (И. Гончаров.) 9) Чувство родного языка не столько врождённое, сколько приобретаемое каждым из нас с юных лет и на протяжении всей жизни. (Л. Скворцов.) 10) Трёхмерная волна — штука серьёзная, она рождается на мелководье, потому что рельеф дна влияет на движение волн. (В. Потресов.)

Задания:

1. Объясните постановку знаков препинания.

2. Подчеркните все орфограммы в выделенных предложениях.

Диктант-загадка

Что это за дерево?

Ах, степной городок, как хорош ты бываешь весной, весь в кипени цветения садов, с чудной игрой теней на белых хатах!

Особенно люблю это милое твоё дерево. Его я сравниваю с золушкой: ведь на него мало кто обращает внимание. И действительно, что может быть привлекательным в этом дереве с неровным, шершавым стволом и колючими ветвями? Но без него нельзя представить этой земли! Гибкое, неприхотливое, оно способно расти где угодно: и на косогоре, и в овраге, и у реки. Когда всё голо и молчаливо, оно трепетным шелестом своих стручков-язычков без устали что-то втолковывает шальному зимнему ветру. Когда же ночью, задумчивый, идёшь мимо него, крупные звёзды, как глаза, пронзительно смотрят на тебя сквозь тонкий рисунок его причудливо переплетённых ветвей. Но придёт май, оно распустит свои мягкие, как девичьи пряди, листья, и пока всё вокруг скучновато-зелено, на нём, привнося лёгкую праздничность, как белые банты, забелеют гроздья соцветий, которые, как снегом, благоухающими лепестками будут осыпать улицы и прохожих.

(По В. Миловатскому)

Подсказка: название дерева состоит из двух слов. В первом слове 3 слога: первый и второй слоги берём из слова белых, поставив в форму единственного числа женского рода; третий слог совпадает с личным местоимением 1-го лица единственного числа. Второе слово — из 4 слогов: 1-й — первая буква междометия из начала 1-го предложения; 2-й — сочетание двух первых букв из повторяющегося подчинительного, союза последнего предложения; 3-й — 1-я и две последние буквы из 12-го слова 1-го предложения.

Ответ: белая акация.

Контрольные диктанты

    № 1

Посетив Петергоф, нетрудно догадаться, насколько естественно вписался Большой дворец в окружающий его пейзаж. Главный фасад обращён к морю, со стороны которого дворец выглядит огромным и величественным из-за того, что расположен на возвышении. По склону к морю раскинулся прекрасный сад с двумя фонтанами, построенными великим архитектором Растрелли. Южный фасад производит намного более скромное впечатление, хотя тоже очень красив. Не уступают Большому дворцу и другие дворцы Петергофа: Монплезир, стоящий прямо на берегу моря, Марли, знаменитый своими интерьерами, павильон Эрмитаж, из окна которого открывается потрясающая панорама Финского залива.

Подлинным украшением Петергофа являются многочисленные фонтаны и каскады, которых здесь насчитывается более ста. Шестьдесят четыре из них объединены в удивительный «Большой каскад», украшенный по ступенькам барельефами с сюжетами из античной мифологии. Очень красив в яркие солнечные дни грандиозный фонтан «Самсон», изображающий бесстрашного библейского героя, раздирающего пасть льву.

Хотя Петергоф подвергся, к сожалению, сильнейшим разрушениям в годы Великой Отечественной войны, хотя многое оказалось для нас потерянным навсегда, он был и остаётся одним из значительнейших российских архитектурных шедевров.

162 слова

(По П. Политову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в данном тексте. Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы последнего предложения текста. Определите типы придаточных частей и способ связи между ними. Сделайте схему предложения.

3. Выпишите из второго абзаца слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Подчеркните орфограмму.

4. Выпишите из первого абзаца слова, образованные бессуффиксным способом.

5. Отметьте в тексте имена собственные.

    № 2

О лето! О солнце! О золотой предвечерний час после жаркого дня! Как солнечная пыль, золотыми точками толкутся мошки в тени вётел. Нагретый за день песок ласкает ноги. Мы срываем большие листья лопуха и делаем из них себе зелёные колпаки. На пальцах остаётся лопушиная вата и горьковатый запах лопушиного сока.

Река под склоняющимся солнцем сверкает и искрится так, что глазам больно. Противоположный берег — в прохладной тени от деревьев, в струях течения качаются коленчатые стебли водяного перца с розовыми висячими серёжками, мелкие места у берега затянуты зелёной плёнкой ряски.

Подрастая, мы каждый год открывали на реке всё новые, неведомые раньше владения. Выше плотины река была очень широкой. Переплыть реку за мельницей было достижением, которым отмечался важный рубеж детства. На лодке мы забирались всё выше по реке, всё дальше от города. Заедешь в такое место рано утром — до ночи не увидишь ни одного живого человека. Мы специально искали такие места, где могли чувствовать себя робинзонами.

(По Н. Кузьмину)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Найдите во втором и третьем абзаце сложные предложения, укажите количество простых предложений в них, определите вид сложных предложений.

3. Отметьте в предложениях первого абзаца однородные члены, подчеркните их как члены предложения.

4. Выпишите из последнего абзаца слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.

5. Определите стилистическую окраску слов рубеж, достижение, неведомые. Подберите к ним стилистически нейтральные синонимы.