Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Синтаксис
Мини-диктанты
№ 1
Мне нередко приходилось ходить на судах по Баренцеву морю. И каждый раз я поражался изменчивости вод: то они были серыми, отпугивающими, то светлыми, с манящей голубизной, весенним солнечным настроением. В одном море оставалось неизменным: это было его таинственное молчание. Сколько же тайн хранится под толщей воды?
(По В. Пикулю)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложные предложения, определите их вид. Найдите в сложном предложении однородные сказуемые, определите их вид.
2. Найдите простое односоставное предложение, определите его вид.
3. Выпишите причастие, определите его вид и время; сделайте морфемный анализ этого слова. Подчеркните и объясните орфограммы.
4. Определите способы связи слов в словосочетаниях поражался изменчивости, его молчание, солнечным настроением. Какое выразительное средство используется в сочетании слов солнечное настроение?
5. Выпишите из первого предложения по одному словосочетанию со способами связи согласование, управление, примыкание.
№ 2
Я уверен в том, что собирание марок не праздное, а весьма полезное занятие, так как, перелистывая альбом, собиратель непрестанно соприкасается с земным миром и его поразительным многообразием, включая природу и людей, климатические пояса, историю, политику, науку и культуру, искусство и спорт. Марки — это своеобразное зеркало, отражающее ход мирских дел, смену политических лидеров и драматических событий. К тому же марки — это образцы графики, поскольку к их созданию зачастую имели отношение талантливые художники.
(По Б. Пуригиеву)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте его.
2. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите количество основ. Определите в первом предложении виды придаточных и способ связи между ними. Сделайте схему этого предложения.
3. Отметьте в тексте обособленные обстоятельства и обособленное определение. Напишите, чем они выражены.
4. Выпишите из текста формы слова марка, определите формы числа и падежа. Найдите в тексте две группы однокоренных слов, выделите в них корень.
5. Отметьте предложение, в котором используется противопоставление.
Диктант-предложение
И неба синего раздолье вижу я,
и жаворонок в нём звенит на полной воле,
а колокольчиков бесчисленных семья
по ветру зыблется в необозримом поле...
(А. Майков)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложения, укажите количество основ. Определите вид сложного предложения.
2. Выполните синтаксический разбор первой части предложения. Определите, прямой или обратный порядок слов используется в ней.
3. Колокольчиков бесчисленных семья. Определите, какое это выразительное средство.
4. Выпишите из третьей части предложения по одному словосочетанию со способами связи согласование и управление.
5. Выпишите из предложения слова с непроверяемыми безударными гласными. Подчеркните орфограммы.
Объяснительный диктант
1) В дни разлуки дальней письменная весть — самое большое из всего, что есть. (В. Кубанев.) 2) День облачный, ветреный, и ветер проносит по улице пыль и листья. (И. Бунин.) 3) Дымятся белым туманом стволы берёз, шуршит под ногами усохшая трава, синеет тёплое небо над жёлтой рощей. (А. Гурулёв.) 4) Когда я познакомился с Алексеем Николаевичем Толстым, он был уже известен: первые же опубликованные рассказы привлекли к нему внимание. (И. Эренбург.) 5) Было так: из тьмы глубокой, огненный взметнув клинок, луч прожектора протоку пересёк наискосок. (А. Твардовский.) 6) День был солнечный, но было прохладно. (Г. Данилова.) 7) Рублёв, как и другие художники Древней Руси, никогда не подписывал свои произведения, поэтому вопрос об авторстве в каждом конкретном случае не раз вызывал споры учёных. (Н. Розанова.) 8) Алексей Николаевич Толстой говорил мне, что, когда кончится война, он поедет на год в Париж, поселится где-нибудь на набережной Сены и будет писать роман... (И. Эренбург.) 9) Сонный туман на лугах серебрится, чёрный камыш отсырел и дымится, ветер шуршит камышом. (И. Бунин.) 10) Туман в Париже прозрачен, весь город будто выстроен из голубых теней... (А.Н. Толстой.) 11) Глушь стала ниже и светлее, в кустах свалялася трава, и, под дождём осенним тлея, чернеет тёмная листва. (И. Бунин.) 12) Выйдя первой на улицу, мама определяет по приметам, известным ей, какой будет сегодня день, и по большому секрету, как взрослой, сообщает мне свои наблюдения. (Г. Тайбарей.) 13) Будучи ещё в Германии, я послал в Россию правила стихосложения, по которым и ныне все стихотворцы поступают с успехом, и российская поэзия пришла в доброе состояние. (М. Ломоносов.) 14) Наслушавшись рассказов о красоте Пальмиры, я готов был перенести все тягости путешествия, чтобы увидеть воочию этот прекрасный город. (А. Ладинский.) 15) Встреча с огромным, невиданным каноэ Колумба совсем не напугала аборигенов, но подходить к нему близко они не желали, хотя моряки всячески пытались привлечь к себе их внимание: они показывали свои стекляшки, не производившие, однако, никакого впечатления на индейцев. (М. Гумилевская.) 16) На опушке леса, совсем недалеко от нашей дачи, была сосна в форме лиры, мы её всегда показывали приезжим. (Б. Пуришев.) 17) Куда бы ни приходили римляне, всюду они приносили с собой секрет не боящегося времени цемента и рецепты сыроварения. (А. Ладинский.) 18) Многие животные умеют отлично рыть ходы под землей, но, пожалуй, самый знаменитый землерой — это крот, млекопитающее животное из отряда насекомоядных. (Л. Орлова.) 19) Черниговский князь Игорь не пошёл в поход на половцев вместе с великим князем Киевским, а спустя некоторое время решил идти сам, вместе с братом своим Всеволодом. (В. Фаворский.) 20) Моряки плыли в открытом море долго, и ничего не было вокруг, кроме волн и неба, и ночных звёзд, и голубой далёкой дымки горизонта. (М. Гумилевская.) 21) Был яркий апрельский день, когда свет солнца кажется по-летнему горяч, небо кажется особенно синим, а безлистые ветви деревьев видятся почти зелёными, так сильно набухли на них почки. (С. Могилевская.) 22) Ближе к перевалу тропа втиснулась меж двух сосен: слева сжимали её толстые корявые сосны, за которыми круто вниз уходил частый, низкорослый ольшаник; справа — чёрные, тупые изломы скалы, кое-где грозившей огромными многопудовыми кулаками в пластырях из шерстяного зелёного мха. (В. Шугаев.) 23) Дорога была почти нехоженой и неезженой, мы просто догадывались о ней по кустам, по торчащему из-под снега бурьяну, который чаще всего растёт на обочинах, по старым следам колёс на оголённых местах, на взгорках. (М. Колосов.) 24) Дорога сползает по пригорку к мостику и полого идёт на подъём, скрываясь в березняке, за которым темнеет край вспаханного поля. (Ю. Бородкин.) 25) Должен сознаться, что я не всё понял в письме своего талантливого брата, но главное для меня стало ясно: он твёрдо вступил на путь науки, и теперь я могу быть за него спокоен. (В. Шефнер.) 26) Так как я считался старательным студентом техникума, то после окончания третьего курса мне дали бесплатную путёвку в санаторий, который находился в ста двадцати вёрстах от Ленинграда. (В. Шефнер.) 27) Вскоре я очутился на поляне, посреди которой стояла изба, окружённая огородом. (В. Шефнер.) 28) Выступая в поход, путешественники знали, что, если они не придут к назначенному сроку на западное побережье, в воздух поднимутся поисковые самолёты. (Г. Кублицкий.) 29) Поход через ледяной купол, уроки жизни, которые Нансен получил у эскимосов, укрепили в нём уверенность, что ему станет посильным новое, куда более сложное дело в арктической пустыне. (Г. Кублицкий.) 30) Указывая спутнику на странную форму одного низкорослого шелковичного дерева в саду, мимо которого они проходили, учитель заметил, что не только у каждого дерева, но и у каждого из листьев особенная, единственная, более нигде и никогда в природе не повторяющаяся форма, как у каждого человека — своё лицо. (Д. Мережковский.)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений, определите количество основ в каждом.
2. Определите вид каждого сложного предложения.