Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Морфология

Мини-диктанты

    № 1

Выйдя из дома посадника, Тимофей зашагал к берегу Волхова. По реке неторопливо скользила ладья, впереди неё белой цепочкой плыли утки. Казалось, они вели за собой ладью против течения. На берегу суетились белощёкие, в чёрных шапочках лесные птички, из осиновых зарослей доносился издали приглушённый рёв лосей.

Высокое новгородское небо, как и Волхов, непрестанно меняло свой лик. То проплывали в нём не спеша лёгкие облака в причудливых завитках, то внезапно беспощадной стеной вырастали зловещие чёрные тучи. Сейчас оно казалось спокойным, задумчивым, и в его сероватой голубизне беспечно плескались стрижи.

(По Б. Изюмскому)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид. Выпишите из них наречия.

3. Найдите в тексте сравнения, выраженные именем существительным в форме творительного падежа. Выполните морфологический разбор глагола из первого предложения второго абзаца.

4. Выпишите из текста слова, написание приставки в которых зависит от значения. Объясните выбор приставки.

5. Определите способы образования слов беспощадной, беспечно (первый вариант), зашагал, белощёкие (второй вариант). Сделайте морфемный анализ этих слов.

    № 2

Был шестой час на исходе чудесного августовского утра.

Солнце быстро поднималось в бирюзовую высь безоблачного неба, обещая жаркий день. Оно заливало ярким блеском и эти зеркальные севастопольские бухты, далеко врезавшиеся в берега, и стоявшие на рейде многочисленные военные корабли, фрегаты и шхуны Черноморского флота, и весь город, красавец Севастополь, который поднимался над морем в виде амфитеатра и сверкал своими церквами, домами и домиками среди зелёных садов, бульваров и окрестных хуторов.

(По К. Станюковичу)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложное предложение, определите количество основ и вид придаточного предложения. Найдите в главной части сложного

предложения однородные дополнения, подчеркните их как члены предложения; напишите, чем они выражены, и определите морфологические признаки этой части речи.

3. Выпишите из текста имя числительное. Выполните его морфологический разбор.

4. Выпишите из первого и второго предложения имена существительные, образованные бессуффиксным способом. Определите их род, число, падеж.

5. Отметьте в главной части сложного предложения метафору.

Диктант-предложение

Отступая в глубину тайги, мы не сразу расстались с морем; мы то спускались, то опять поднимались, теряли солнце и опять встречались с ним, как бы переживая новый восход, а бывало ещё и так, что берег моря, изрезанный бухтами, загромождённый камнями, проливчиками, давал для солнца всё новые ширмы, отчего каждый раз при новом восходе являлись нам всё новые и новые фигуры.

(По М. Пришвину)

Задания:

1. Определите стиль текста-предложения (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный).

2. Подчеркните грамматические основы текста-предложения, пронумеруйте части, укажите количество основ. Определите вид сложного предложения. Найдите односоставное предложение в составе сложного, определите его вид; отметьте в нём наречия.

3. Найдите причастные обороты. Определите их синтаксическую роль. Подчеркните и объясните орфограммы в причастиях. Определите их морфологические признаки.

4. Определите способы образования слов сразу, восход (первый вариант), переживая, проливчиками (второй вариант). Разберите эти слова по составу, укажите морфологические признаки. Определите, в каком слове происходит оглушение согласного.

5. Найдите и выпишите антонимы.

Объяснительный диктант

1) Красивое вытачивается в процессе большого труда. (С. Сергеев-Ценский.) 2) За Троицком к дороге плотно подступают берёзы, сосны, в низинах берега извилистой таёжной реки украшает тёмно-зелёная ель; промелькнут кружева полей — и снова лес, лес, лес... (Е. Суворов.) 3) Димка маленький, белоголовый, подвижный; все зовут его Буратино, нос у него, конечно, нормальный, но сам он худой, как будто из трёх лучинок сложенный, и весёлый, и немножко вредный. (А. Гурулёв.) 4) Вчера, когда ветер был особенно сильным, рухнула в море с крутого берега старая разлапистая сосна. (А. Гурулёв.) 5) Дорога в Австралию дальняя, поэтому Никита приготовил большой бутерброд с колбасой и сыром, чтобы подкрепиться в пути, взял компас, чтобы не заблудиться, сел на велосипед и поехал. (Д. Сергеев.) 6) Когда началась война, папа ушёл на фронт, а мы переехали в эту Деревню, в Кандаур, где жила папина сестра. (Г. Михасенко.) 7) В прошлом году, весною, как только началась навигация на Байкале, команда одного буксирного парохода на пристани Турка купила медвежонка; назвали его Миша. (И. Молчанов-Сибирский.) 8) Молодой человек из Англии, лекарь по имени Джон, с детства мечтал о путешествиях в дальние страны, читал о них книги, изучал языки, тренировался в плавании и верховой езде, стрельбе из пистолета и лука. (В. Нефедьев.) 9) По левую руку стоит тёмный хвойный лес, а по правую — весёлый берёзовый, насквозь белым солнцем пронизанный; и в нём звонко перекликаются разные птицы. (А. Семёнов.) 10) Летит дорога серпантином, ей н и конца ни края нет. (А. Коваль-Волков.)

Задания:

1. Объясните постановку знаков препинания.

    2. В выделенных предложениях определите части речи.