Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Словообразование

Мини-диктанты

     № 1

Лодка то медленно, то быстро скользит вдоль уснувших улиц Петрограда. Спит величавое Адмиралтейство со своими нимфами и героями, загрезившими призрачно на рассвете. В светлой вышине похолодевший шпиль стынет серебряной иглой. Молчаливо дремлет Летний сад, прямолинейное создание самодержавного властителя. Сам он — в гробнице Петропавловского собора, а бронзовый его двойник взлетел над Невой на коне, который попирает мощными копытами усмирённого навеки змея. Безмолвны Петровы липы; не шелохнётся их дремотная листва. Прислушиваются сквозь сон стерегущие их мраморные боги — трофеи победоносного Суворова из покорённой Варшавы.

(По Б. Садовскому)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официальноделовой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Найдите в тексте сложные предложения, напишите, сколько в них частей, определите вид сложных предложений. Найдите в сложном предложении союзное слово, определите, к какой части речи оно относится, подчеркните его как член предложения.

3. Отметьте в тексте приложения, определите, обособленные они или необособленные. Подчеркните их как члены предложения. Отметьте в приложениях слова, образованные сложением основ. Сделайте их морфемный анализ.

4. Определите способы образования слов рассвет, навеки, взлетел, создание. Разберите эти слова по составу.

5. Отметьте в предложении все имена собственные.

    № 2

На закате море загорелось и слилось с запылавшим небом. Озолотились тёмно-зелёные сады невских островов, и адмиралтейская игла вспыхнула вдали, как огонь, над петербургской громадой.

(По Б. Садовскому)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите сложное предложение и определите его вид.

2. Выполните синтаксический разбор простого предложения.

3. Выпишите из текста слово с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание корня.

4. Определите способ образования слов запылавшим, петербургской. Выпишите из предложения слова, образованные бессуффиксным способом, сложением основ, приставочно-суффиксальным способом.

5. Найдите в тексте сравнение и отметьте его. Напишите, чем оно выражено.

Диктант-предложение

Знаю я, что мне необходимо,

мне не нужно долго вспоминать:

я хочу любить и быть любимым,

я хочу, чтоб не болела мать,

чтоб на нашей горестной планете

только звёзды падали с небес,

были все доверчивы, как дети,

и любили дождь, цветы и лес,

чтоб траву, как встарь, косой косили,

каждый день летали до Луны,

чтобы женщин на руках носили,

не было болезней и войны,

чтобы дружба не была обузой,

чтобы верность в тягость не была,

чтобы старость не тяжёлым грузом —

мудростью бы на сердце легла...

      (А. Дольский)

Задания:

1. Подчеркните главные члены предложения, укажите количество основ. Определите, какие виды связи между частями используются в этом сложном предложении.

2. Отметьте односоставные предложения в составе сложного, определите их вид. Отметьте простые нераспространённые предложения в составе сложного.

3. Подчеркните в предложении все однородные члены как члены предложения.

4. Определите способы образования слов любимым (быть любимым), необходимо, доверчивы, верность. Выполните морфемный анализ этих слов.

5. Найдите в предложении сравнения и отметьте их. Напишите, чем они выражены.

Объяснительный диктант

1) В умении сочетать богатство и многообразие мыслей с богатством и многообразием стиля, языка видел Пушкин талант и достоинство, художественное мастерство* писателя. (Б. Трубецкой.) 2) Летят перелётные** птицы ушедшее лето искать. (М. Исаковский.) 3) По дороге то и дело встречались* ручьи, поющие одну и ту же песню воды. (Ю. Казаков.) 4) Не беглые, не беглецы, а беженцы; смертельным страхом слово рождено; но не от бегства, а от неизбежности*, наверное, произошло оно. (Г. Еремеев.) 5) Не то цветок, не то снежинка**, горит кукушкин горицвет* — сама улыбка и смешинка*, само веселье и привет. (В. Семакин.) 6) Со дня на день мы ждали, что Джурка ощенится, и у нас будут щенята, похожие на лисят. (К. Макаров.) 7) Казалось, нас мороз морозил ... (В. Фёдоров.) 8) Зинаида Александровна Волконская знала несколько* европейских языков, владела латинским и греческим, училась живописи*, а её музыкальные способности, сильный и редкий по красоте голос были исключительны*. (С. Кайдаш.) 9) Котёнок**, словно ниткой пряжи, играет солнечным** лучом. (В. Фёдоров.)

Задания:

1. Объясните постановку знаков препинания. Укажите номера предложений, в которых есть: 1) формы одного и того же слова; 2) однокоренные слова.

2. Укажите способ образования слов, отмеченных звёздочкой (*).

3. Обозначьте морфемы в словах, отмеченных двумя звёздочками (**).