Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Морфемика

Мини-диктанты

№ 1

Греческая богиня Деметра — одна из главных богинь растительных сил природы, богиня плодородия, покровительница земледелия. Она изображалась в венке из колосьев. Культ этой богини получил наибольшее развитие в земледельческих районах античного мира. В честь Деметры устраивались священные празднества, которые греки окружали глубокой тайной.

(По Д. Буслович)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в данном тексте. Озаглавьте текст.

2. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение, определите вид придаточного, укажите, союзом или союзным словом оно присоединяется.

3. Напишите, чем осложнено первое предложение. Найдите в нём слова, образованные сложением основ. Выполните морфемный анализ слов.

4. Выполните морфемный анализ спов растительных, празднества, наибольшее. Отметьте слово с чередованием гласных в корне. Графически объясните написание.

5. Замените сочетание слов окружали тайной одним словом. Напишите, как называется это выразительное средство. Сделайте морфемный анализ первого слова.

    № 2

Ночью после охоты было очень тяжело возвращаться из леса, но никакая усталость не могла победить радостного сознания, что я был сегодня свидетелем начала буйной весны с цветами и пением птиц.

В безлиственном ещё лесу ивы как люстры, как грёзы, как видения. Примулы, анемоны, волчье лыко, свет капелек на ветвях.

(По М. Пришвину)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в первом абзаце (первый вариант); во втором абзаце (второй вариант). Определите стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений, определите количество простых предложений в составе сложного. Определите вид сложного предложения и вид придаточного в нём.

3. Отметьте односоставное предложение в составе сложного, определите его вид. Сделайте морфемный анализ глагола- сказуемого.

4. Выполните словообразовательный, затем морфемный анализ слов никакая, безлиственном (первый вариант); возвращаться, свидетелем (второй вариант). Отметьте в словах приставки, написание которых зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

5. Отметьте в тексте сравнения. Напишите, чем они выражены.

Диктант-предложение

Чёрная, тёплая ночь, гул колоколов, колокольня в разноцветных фонариках, внутри церкви в подсвечниках тысячи огней, зажигаемые священником, радостные напевы пасхальных богослужений — во всём этом была своя поэзия, поэзия весны и евангельских образов, она трогала душу.

(По Н. Кузьмину)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста-предложения (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный).

2. Подчеркните грамматические основы текста-предложения. Определите вид сложного предложения.

3. Напишите, чем осложнена первая часть предложения. Выпишите из неё по одному словосочетанию со способами связи согласование, управление.

4. Определите способ образования слов разноцветных, подсвечниках, радостные, напевы. Выполните морфемный анализ этих слов.

5. Замените сочетание слов трогала душу одним словом. Как называется это выразительное средство? Разберите первое слово по составу.