Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Лексикология (лексика) и фразеология

Мини-диктанты

    № 1

Однажды майским вечером, когда конь и всадник возвращались Калиновым лугом, им встретился рабочий табун. Солнце быстро садилось, над росными травами курился туман, и кони катились лавиной, вытягивая шеи, и ржали громко и призывно, как могут ржать только рассёдланные кони. Мальчишки-табунщики кричали изо всех сил и свистели, хлопали ременными кнутами, и весь этот красно-рыжий, белый, пегий, вороной поток мчался неизвестно куда, и земля волновалась и дрожала, словно под её тёмной кожей перекатывались и играли тугие мускулы.

(По Ю. Фанкину)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Определите виды придаточных. Напишите, чем осложнена каждая часть последнего предложения. Отметьте в последней части последнего предложения слова в переносном значении.

2. Подберите синонимы к словам катились, тугие, быстро (первый вариант); антонимы к словам громко, рассёдланные, неизвестно (второй вариант).

3. Найдите в последнем предложении фразеологизм, объясните его значение, заменив одним словом. Определите его синтаксическую функцию.

4. Выпишите из текста местоимения.

5. Весь этот... поток мчался... Напишите, как называется это выразительное средство.

     № 2

В мифе об Орфее рассказывается, что певец нежно любил нимфу Эвридику, и, когда та умерла, ужаленная змеёй, он отправился за ней в Аид — царство теней. Его песни растрогали повелительницу этого царства Персефону, и она позволила Эвридике следовать за мужем, но с условием, что Орфей не увидит её до того, как они достигнут земли. У врат Аида Орфей не устоял перед соблазном оглянуться, и Эвридика исчезла для него навсегда.

(По Д. Буслович)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официальноделовой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений, определите количество простых предложений в составе сложных; определите виды сложных предложений. Определите виды придаточных. Сделайте схему первого предложения.

3. Отметьте в тексте обособленное приложение. Определите способ связи слов в этом словосочетании. В каком из слов все согласные звуки твёрдые?

4. Подберите синонимы к словам рассказывается, отправился, растрогали, позволили (первый вариант), следовать, достигнут, исчезла, навсегда (второй вариант).

5. Не устоял перед соблазном. Как называется это выразительное средство?

Диктант-предложение

Откуда-то с визгом и лаем

к нам бросился в ноги щенок,

он ждёт, что его приласкаем,

и радостно вьётся у ног.

      (А. Ревич)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения, определите количество простых предложений в составе сложного; определите вид сложного предложения.

2. Найдите односоставное предложение, определите его вид. Определите вид сказуемого в нём, укажите способ образования этого слова. Объясните все орфограммы в сказуемом.

3. Отметьте в предложении однородные обстоятельства. Охарактеризуйте звуки в этих словах по глухости-звонкости.

4. Подберите синонимы к словам бросился, ждёт, радостно. Сделайте морфемный анализ этих слов.

5. Выпишите из предложения многозначное слово. Укажите количество букв и звуков в нём.

Объяснительный диктант

1) У Джурки морда узкая, хвост большой, пушистый, и сама она вся рыжая, огнистая. (К. Макаров.) 2) Ночь тёмная, ни зги не видно, только молния вдруг обливает нестерпимым блеском весь залив и горы. (И. Гончаров.) 3) Если читатель прочтёт научную работу и не обратит внимания на то, хорошо или плохо она написана, значит, она написана хорошо. (Д. Лихачёв.) 4) Не случайно друг А. С. Пушкина поэт П.А. Вяземский в период становления русского литературного языка нового времени обращал свой взгляд к русским летописям как источнику книжных богатств, бесценным кладовым нашей речи. (Л. Скворцов.) 5) Отсутствие ясно осознанной цели — вот ахиллесова пята всех администраторов. (М. Салтыков-Щедрин.) 6) Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. (Пословица.) 7) Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные, необозримые просторы родной русской природы. (И. Соколов-Микитов.) 8) В июле мы вставали по утрам ни свет ни заря и уходили в лес за ягодами. (Ю. Зенкевич.)

Задание:

    Объясните постановку знаков препинания. Найдите в предложениях синонимы, антонимы, фразеологизмы. Отметьте их.