Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Фонетика и графика

Мини-диктанты

    № 1

Как-то утром я шла по Большой Полянке и увидела огромную толпу. Оказалось, что здесь только что открылся громадный книжный магазин и что эта толпа — читатели. Что может быть лучше такой толпы?

(По А. Барто)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложноподчинённое предложение, определите виды придаточных и способ связи между ними. Сделайте схему предложения. Определите вид односоставного предложения в составе сложного, определите вид сказуемого и охарактеризуйте предложение по наличию второстепенных членов.

2. Отметьте в тексте вопросительное предложение. Требует ли этот вопрос ответа? Как называются такие вопросительные предложения? Напишите, чем выражено подлежащее, определите вид сказуемого в этом предложении.

3. Выпишите из текста словосочетания с именем существительным в роли главного слова и местоимением в роли зависимого слова. Определите способ связи между словами.

4. Выпишите из первого предложения слова, в которых звуков больше, чем букв (первый вариант); из второго — слова, в которых звуков меньше, чем букв (второй вариант). Выпишите из второго предложения слова, в которых все согласные звуки звонкие.

5. Найдите в первом и втором предложении синонимы. Подберите к ним антоним.

№ 2

Гремел гром, и шёл дождь, и сквозь дождь лучило солнце, а потом раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. Тогда из какой-то щели высунул голову и шевельнул усом первый рак.

(По М. Пришвину)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложные предложения, определите количество простых предложений в их составе и вид сложных предложений. Отметьте нераспространённые предложения в составе сложных. В каком из этих предложений все согласные звуки в словах звонкие?

3. Напишите, чем осложнено последнее предложение.

4. Выпишите из третьего предложения слово, в котором все согласные звуки мягкие. Соотнесите количество букв и звуков в словах дождь, солнце, края, время, водой.

5. Определите способы связи слов в словосочетаниях первый рак, потом раскидывалась, высунул голову.

Диктант-предложение

Отрадно жарким летним днём припасть губами к живой прохладной струе ручья, а напившись, посидеть в холодке под ореховым кустом, слушать шум воды и глядеть, как бежит ручеёк, то сверкая под солнцем, то прячась в густых зелёных зарослях дягиля, буйно разросшегося по его течению.

(По Н. Кузьмину)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения, определите количество простых предложений в его составе и вид сложного предложения. Отметьте односоставное предложение, определите его вид. Найдите в этом предложении слова с оглушением согласных, разберите эти слова по составу; покажите графически, в каких морфемах происходит оглушение согласного.

2. Отметьте в тексте обособленные обстоятельства и обособленное определение. Укажите, чем они выражены.

3. Подберите синонимы к словам буйно, глядеть (первый вариант), отрадно, сверкая (второй вариант). Отметьте наречия, определите способ их образования.

4. Выпишите из предложения по одному словосочетанию со способами связи примыкание, согласование, управление.

5. Соотнесите количество букв и звуков в словах ручья, глядеть (первый вариант), сверкая, зелёных (второй вариант). В каких словах есть безударные гласные, проверяемые ударением? Подберите к ним проверочные слова.

Объяснительный диктант

1) Звонче жаворонка пенье, ярче вешние цветы, сердце полно вдохновенья, небо полно красоты. (А. К. Толстой.) 2) Ещё последний снег в долине мглистой на светлый лик весны бросает тень, но уж цветёт душистая сирень, и барвинок, и ландыш серебристый. (К. Бальмонт.) 3) Утро встало тусклым, в воздухе висела оседавшая на щеках морось, но весенний лес, более чем в любую иную пору оживлённый голосами птиц, был и сейчас полон жизни. (В. Чернышёв.) 4) Минут пять рядом со мною бежала куропатка и взлетела только тогда, когда я вздумал её погладить. (Вас. Немирович- Данченко.) 5) Лес был тих и спокоен, и бдительные его стражи-сойки нежили под солнцем своё яркое оперение. (Ю. Бондарев.) 6) Прошли времена, а река всё течёт, она своенравный свой характер не меняет. (В. Миловатский.) 7) Гончаров считал, что, для того чтобы путешествовать с наслаждением и пользой, надо пожить в стране и хоть немного узнать жизнь народа, вглядываться, вдумываться в неё. (Г. Кублицкий.) 8) Я привыкну вставать на рассвете в этой синей лесной стороне, чтоб деревья, как малые дети, улыбаясь, тянулись ко мне. (О. Дмитриев.)

9) На небе ни клочка лазури, в степи всё гладко, всё бело, один лишь ворон против бури крылами машет тяжело. (А. Фет.) 10) С полевой межи, из-под самого моего носа, взмывают в воздух с характерным сухим потрескиванием крыльев небольшие голубые стрекозки, которых вспугнул мой неосторожный шаг. (В. Романенко.) 11) Когда я хожу пешком, чувствую, что крепну, а когда несусь на автомобиле, замечаю, как убывают мои силы. (М. Годенко.) 12) С низкого серого неба сеялась слепая морось, беззвучно опускалась на оцинкованные крыши, которые лоснились от влаги. (С. Варченко.) 13) Вдруг неожиданно, прямо с опушки открылся крутой правый берег Ветлуги, показалось дома на склоне, шпиль старинной колокольни. (Ю. Грибов.) 14) С кривых ветвей свисает снег лохматый, посёлок спит, земля белым-бела. (Л. Вышеславский.) 15) Уж близко весна: в полдень с крыш начинает падать звонкая капель, ноздреватый снег оседает с тихим шорохом. (М. Колосов.) 16) Клубника — ягодка весёлая, лёгкая, и, хоть и прячется в травке, под листьями, собирать её нетрудно. (Т. Михеева.) 17) Во время походов дети получают массу новых впечатлений, они наблюдают и постигают законы природы, понимают её отдельные явления непосредственно на практике: в лесу, в поле, на берегу реки. (Н. Рухленко.)

Задания:

1. Объясните постановку знаков препинания. Отметьте сложные предложения с разными видами связи. Сделайте к ним схемы.

2. В предложениях 1 — 8 отметьте значком v буквы Е, Ё, Ю, Я, обозначающие мягкость предшествующего согласного (первый вариант); значком vv — буквы Е, Ё, Ю, Я, обозначающие два звука (второй вариант).

3. В предложениях 9 — 17 отметьте значком х буквы Б, В, Г, Д, Ж, 3, обозначающие глухие согласные звуки (первый вариант); значком х х — буквы Б, В, Г, Д, Ж, З, обозначающие звонкие согласные звуки (второй вариант).