Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Сложные предложения с различными видами связи
Повторение

Мини-диктанты

    № 1

Суда приближались к Новгороду. Наконец все увидели купола Георгиевского собора. Когда подплыли ближе к городу, он распахнулся во всей красе: с крепостью, обнесённой каменной стеной, с башнями у въездов, с церквями на Ярославовом Дворище, с посадами и слободами, подступающими к широкому кольцу монастырей. От въездных ворот уходили в неоглядную даль дремучие леса новгородских владений.

У пристани, протянувшейся бесчисленными причалами, стояли, как будто набирали силы, корабли, гружённые новгородскими щитами и кольчугами: они готовились отплыть в Швецию и Германию, и ветерок лениво полоскал серые, слегка приспущенные ветрила.

Повсюду слышалась речь купцов из Андалузии, Александрии и Венеции. Казалось, что со всего света пожаловали гости в Великий Новгород!

(По Б. Изюмскому)

Задания:

1. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (публицистический, официально-деловой, научный, разговорный, художественный) используются в данном тексте.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложные предложения, определите их вид. В многочленном сложном предложении с разными видами связи укажите, какие виды связи в нём использованы. Определите вид придаточного предложения в нём. Объясните постановку знаков препинания.

3. Отметьте в тексте все обособленные определения. Напишите, чем они выражены.

4. Выпишите из текста слова, написание приставки в которых зависит от значения, выделите в них общую орфограмму. Сформулируйте правила, соответствующие написанию каждого из этих слов.

5. Определите способы образования слов бесчисленными, повсюду, Новгород (первый вариант), посадами, новгородскими, подплыли (второй вариант). Выделите в словах приставки, укажите те, написание которых не зависит от произношения и значения. Отметьте случаи оглушения согласных в словах.

    № 2

Все дороги ведут в Рим. Недаром в этот невиданно богатый город спешат купцы и проповедники, странствующие ораторы и бродячие артисты, торопится на гремящей тележке императорский легат, скачет на лошади центурион, едет на ослике благочестивый паломник, пешком шествует непризнанный философ. К услугам путешествующих устроены на дорогах харчевни и постоялые дворы, гостиницы и таверны, и даже существуют путеводители, в которых отмечены достойные внимания достопримечательности городов, а также расстояния между населёнными пунктами.

(По А. Ладинскому)

Задания:

1. Определите стиль текста (публицистический, официально-деловой, научный, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Пронумеруйте предложения. Подчеркните грамматические основы всех предложений. Определите количество основ в сложных предложениях. Определите их вид.

3. Составьте схему многочленного предложения с разными видами связи. Укажите союзное слово, напишите, к какой части речи оно относится. Объясните постановку знаков препинания. Определите вид придаточного предложения. Определите виды сказуемых в многочленном предложении, напишите, чем они выражены, объясните написание этих слов.

4. Выпишите из текста устаревшие слова (историзмы). Отметьте в них безударные непроверяемые гласные.

5. Найдите в тексте высказывание, которое является афоризмом (крылатыми словами). Отметьте в нём слово с оглушением согласного. К какой части речи относится это слово?

Диктант-предложение

Мы пришли на берег реки и, казалось, попали сразу же в страну с тёплым климатом: бурно кипела жизнь, пели все птицы, бекасы и дупеля токовали так, будто Конёк-горбунок скакал в темнеющем воздухе, токовали тетерева, почти возле нас дали свой трубный сигнал журавли; словом, тут было всё наше любимое, и даже утки сели напротив нас на чистую воду.

(По М. Пришвину)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения, посчитайте количество основ. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного. Определите, какие виды связи между простыми предложениями в нём использованы. Найдите придаточное предложение, определите его вид.

2. Отметьте простые предложения в составе сложных, в которых есть вводное слово. Выполните синтаксический разбор третьего простого предложения в составе сложного. Выпишите из него словосочетание, определите способ связи между словами. К какой части речи относится зависимое слово?

3. Выпишите из предложения частицы.

4. В каких значениях используются в предложении слова кипела, тёплым, чистую: в прямом или переносном?

5. Замените словосочетание берег реки, построенное на основе управления, на синонимичное словосочетание, построенное на основе согласования. Подчеркните безударные гласные, проверяемые ударением, подберите проверочные слова. В каком из этих слов происходит оглушение согласного? В какую морфему он входит? В каком из этих слов все согласные мягкие?

Объяснительный диктант

1) И махали нам белки хвостами, и кивали олени рогами, и забрался на ёлку медведь, чтобы сверху на нас поглядеть. (А. Кондратьев.) 2) Хрустальный колокольчик дарю я вам, мой друг, когда проснётесь ночью, будите ваших слуг. (С. Маршак.) 3) Придут друзья — обрадуемся встрече, на стол поставим пушкинские свечи, чтоб свет во тьме, как прежде, не погас! (В. Солоухин.) 4) Где зелень, там птицы, звери, и люди спешат пригнать сюда свои стада. (Г. Кублицкий.) 5) Сквозь листву мы видели: то прилетит птица каких-то немыслимых размеров, вооружённая длинным клювом, с костяным наростом на голове, явно хищная, то откуда-то возникнет целая стая обезьян. (М. Москвина.) 6) Но скоро станет мрак белёсым, проступят дальние стога, и солнце, выйдя из-за леса, зажжёт февральские снега. (В. Солоухин.) 7) Уже немало сердце отстучало, исписан и исчёркан весь листок, ошибок — воз, но этот путь жесток, и ничего нельзя начать сначала. (В. Солоухин.) 8) Идут дожди, и лето тает, как будто не было его. (Б. Окуджава.) 9) Влажный ветер, налетая порывами, неистово рвал белоснежные плащи тевтонцев с нашитыми красными мечами и крестами, и чудилось: бьют крыльями хищные окровавленные птицы. (Б. Изюмский.) 10) Приходящий в Москву люд расселялся отдельными селениями по роду занятий: огородники селились на удобных для огородничества землях, гончары — возле глины, кузнецы, оружейники и другие мастера, чьё ремесло связано с огнём, расселялись возле воды, по берегам рек, чтобы было чем тушить ненароком вспыхнувший пожар. (В. Муравьёв.) 11) Мать была украинкой, и её обеды всегда были щедрыми: она варила борщи, делала галушки в сметане, во время поста кормила нас вкусными супами. (А. Варламов.) 12) Земля, разрыхлённая муравьиной работой, сверху покрылась брусникой, а под ягодой зародился гриб, который, мало-помалу напирая своей упругой шляпкой, поднял вверх над собой целый свод с брусникой и наконец, совершенно белый, полностью показался на свет. (М. Пришвин.) 13) Вдалеке пенились зелёные кроны ракит, скрывая белёные дома, а с кургана можно было увидеть, как на самом окоёме светится золотая маковка Куликова столба. (Ю. Фанкин.) 14) Завечерело, неожиданно пришёл вечер, как это обычно бывает ранней весной в Крыму. (С. Сергеев-Ценский.) 15) В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты, и когда эти кусты переходишь, то на полянке тебя встречает твой гриб. (М. Пришвин.) 16) Костя шёл впереди, за ним бежал на поводке Лобзик, а я шёл сзади, и в руках у меня был чемоданчик, где лежали все вещи, которые мы приготовили для представления. (Н. Носов.) 17) Легендами окружено имя гениального Паганини: его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил (первая половина девятнадцатого века), не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке. (Л. Михеева.) 18) Ещё только светало, а Пётр уже вскочил с лавки, на которой спал, накрывшись тулупчиком. (А. Н. Толстой.) 19) В студенческие годы Нансен был чемпионом Норвегии по конькам, многократным призёром лыжных гонок, и, когда ему исполнилось двадцать лет, он ушёл в свою первую экспедицию в арктические моря. (Г. Кублицкий.) 20) Я волновался, и, если бы мне пришлось говорить, я, наверно, не смог бы сказать ни одного слова. (Н. Носов.) 21) Алик не может сдержать свою радость, когда выигрывает в шахматы, но когда проигрывает, он готов на себе волосы рвать от досады. (Н. Носов.)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите количество основ.

2. Определите виды связи между простыми предложениями в составе сложных.

3. Определите разряды союзов, отметьте союзные слова. Подчеркните сочинительный и подчинительный союзы, расположенные рядом в многочленном сложном предложении с разными видами связи. Объясните постановку запятых между ними.

4. Определите виды придаточных в предложениях 1, 2, 4, 10, 13, 14, 16.

Диктант-загадка

Как называется эта книга?

Восемнадцатилетний Александр Селькирк, с детства мечтавший о морях и океанах, покинул родную Шотландию и отправился в далёкое плавание.

На судно напали французские пираты, и юного моряка взяли в плен, из которого ему удалось бежать. Однако вскоре с ним происходит новая беда: во время очередного путешествия он оказывается на пустынном островке, находящемся в 600 километрах от Чили. Моряк надеется, что ему не придётся долго находиться на острове и что первый же корабль, зашедший сюда за пресной водой, заберёт его.

Но проходят месяцы, годы (более четырёх лет Селькирк проводит на необитаемом острове), а долгожданный корабль всё не появляется. Внешне Селькирк очень изменился: руки отшельника огрубели, у него отросли длинные волосы, он стал похож на первобытного человека.

31 января 1709 года Селькирк заметил в океане далёкую точку, оказавшуюся шхуной «Дьюк», спасшей несчастного путешественника.

Вернувшись в Шотландию, он становится чуть ли не самым популярным человеком во всей Англии: его приглашают в аристократические дома Лондона, о нём пишут все газеты. Знаменательной для Александра Селькирка стала встреча с английским журналистом и памфлетистом Даниэлем Дефо: тот рассказал о приключениях отшельника поневоле в своей новой книге.

Назовите эту книгу.

(По Ю. Ракову)

Подсказка: название состоит из двух слов. Первое слово имеет три слога: первый (две буквы) в начале 12-го слова первого предложения; второй слог найдёте в слове необитаемом, если поставите буквы в следующем порядке: 4, 5, 1; третий слог есть в слове знаменательной — 1, 13, 2-я буквы. Второе слово включает два слога: первый — в слове руки, если расположить буквы так: 3, 1, 2 + 30.

Ответ: Робинзон Крузо.

Контрольные диктанты

    № 1

Мы находимся в одном из знаменитых национальных парков Танзании. Гид обещает показать нам самую необычную достопримечательность этого парка — «львов, развешанных по деревьям».

Через несколько километров мы попадаем в разреженную древесно-кустарниковую саванну с изящными силуэтами зонтичных акаций по всему горизонту, а вскоре мы замечаем дерево, на ветвях которого издалека видны жёлтые пятна. Подъехав поближе, мы с удивлением разглядываем семейство львов, расположившихся на отдых в нижней части кроны. Ближе всех к нам оказалась крупная львица. Заслышав шум мотора, она лениво приоткрывает один глаз, на мгновение направляет в нашу сторону уши, но затем львица снова погружается в дремоту. Немного выше её «развесились» молодые, двухлетние и трёхлетние львы (у них ещё не сошёл пятнистый рисунок на боках), а на самой тонкой ветви пристроился симпатичный молоденький львёнок, у которого яркие пятна по всему телу, от ушей до кончиков лап. Ему почему-то не спится, и он изучает нас пристальным взглядом соломенно-жёлтых глаз.

Что заставляет этих грозных властителей саванны забираться на деревья? Возможно, в кронах акаций львы спасаются от нестерпимой дневной жары, может быть, обилие их смертельных врагов, слонов и буйволов, вынуждает их спать как можно выше, или же львы залезают на деревья просто потому, что им это... нравится?

163 слова

(По Н. Дроздову, А. Макееву)

Задания:

1. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) используется в данном тексте. Отметьте слово, при помощи которого соединено по смыслу шестое предложение с пятым. К какой части речи оно относится? Озаглавьте текст.

2. Найдите сложные предложения. Определите, какие виды связи в них использованы; определите разряды союзов. Отметьте союзные слова, напишите, к какой части речи они относятся. Определите виды придаточных предложений.

3. Найдите в тексте простое предложение, осложнённое обособленным определением и обособленным обстоятельством. Напишите названия глагольных форм, которые в них входят. Отметьте в этих словах оглушение согласных, покажите графически, к какой морфеме относятся согласные.

4. Выпишите из последнего абзаца глаголы в форме настоящего времени с безударными личными окончаниями, выделите окончания, объясните написание. Подчеркните в корнях этих слов безударные гласные, подберите проверочные слова. Найдите в последнем абзаце возвратный глагол в форме инфинитива, объясните написание в нём корня.

5. Выпишите из третьего предложения наречия. Напишите, каким способом они образованы. Определите синтаксическую функцию этих слов.

№ 2

Летний день у реки тянется долго, великолепный, сияющий. Тишина. Изредка в омуте плеснётся большая рыба. У берегов шустрыми стайками ходит рыбья мелюзга, водомерки скользят по воде, как конькобежцы, а коромыслики носятся над водой и, грациозно трепеща крылышками, замирают на былинках.

К самому обрыву спускается крупный вековой лес. Когда зацветают в нём высокие черноствольные липы, воздух надолго наполняется густым медовым ароматом и гудением пчёл.

Узловатые дуплистые ивы на песчаном откосе под солнцем кажутся серебряно-голубыми. Они очень старые, и от долгой жизни, прожитой на просторе, каждая из них имеет свой приметный, неповторимый, трогательный облик.

Настаёт вечер. В розовом воздухе начинают носиться стрижи с пронзительным металлическим свистом. Мы садимся в лодку и не спеша едем домой.

В поздний час лунная ночь на реке кажется волшебной. Тишина такая, что если бросить вёсла, то слышно, как стучит кровь в ушах. Иногда из далёкой деревни доносится лай собак. Полосы тумана как будто раздвигают границы берегов, всё кажется необычным, сказочным, а сам туман — розовым.

158 слов

(По Н. Кузьмину)

Задания:

1. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) используется в четвёртом абзаце текста. Во втором абзаце отметьте слово, при помощи которого соединено по смыслу второе предложение с первым. К какой части речи оно относится? Озаглавьте текст.

2. Найдите в тексте сложные предложения. Определите, какие виды связи в них использованы; определите разряды союзов. Определите виды придаточных предложений.

3. Найдите в первом абзаце простое односоставное назывное предложение. Охарактеризуйте его с точки зрения наличия второстепенных членов.

4. Найдите в первом абзаце предложение, которое осложнено однородными согласованными обособленными нераспространёнными определениями. Определите, можно или нельзя проверить безударные гласные в корнях этих слов. Являются ли эти слова эпитетами? Какое из этих слов является причастием? Определите его вид и время; объясните написание суффикса.

5. Найдите в первом абзаце сравнение, напишите, чем оно выражено. Определите способ образования имени существительного, которое входит в сравнение, отметьте в нём все орфограммы, определите, в какой морфеме происходит оглушение звука.