Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Сложные предложения с различными видами связи
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Мини-диктанты
№ 1
Восход солнца в Индии — это святое, это любимейшее зрелище, развлечение, которому нет равных, медитация, грандиозное мероприятие, момент физического и духовного возрождения индийского народа, и только абсолютно нерадивый, легкомысленный человек может проспать здесь рассвет. Ведь ты просыпаешься, потому что запели птицы и всё ожило вокруг, и ты тоже как будто ожил, воспрянул после сна, поэтому вставай и любуйся солнцем. Будь благодарен новому дню, восхищайся им, иначе зачем ты явился в этот мир?
(По М. Москвиной)
Задания:
1. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) используется в данном тексте. Озаглавьте текст.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложные предложения. Определите, какие виды связи в них использованы. Определите разряды союзов; союзное слово подчеркните как член предложения.
3. Найдите сложное предложение, в котором есть однородные придаточные; определите их вид. Сделайте схему этого предложения, объясните знаки препинания.
4. Найдите в первом предложении ряды однородных членов. Подчеркните однородные члены как члены предложения. Найдите в этом предложении сочетание слов нет равных, замените его одним словом. Как называется это выразительное средство?
5. Объясните значение слов медитация, грандиозный, нерадивый, воспрянул, подобрав к ним синонимы. Определите стилистическую окраску этих слов.
6. Выпишите из текста слова, написание приставки в которых зависит от того, глухой или звонкий согласный следует за приставкой. Определите способ образования этих слов.
№ 2
Мой взгляд теряется в торжественном просторе...
Сияет ковыля серебряное море
В дрожащих радугах, незримый хор певцов
И степь, и небеса весельем наполняет,
И только тень порой от белых облаков
На этом празднике, как дума, пролетает.
(А. Майков)
Задания:
1. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (публицистический, официально-деловой, научный, разговорный, художественный) используются в данном тексте.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложное предложение, определите, какие виды связи в нём использованы. Составьте схему этого предложения. Выполните синтаксический разбор первого простого предложения в составе сложного. Какой порядок слов в нём используется: прямой или обратный? Подчеркните в словах этого предложения непроверяемые безударные гласные.
3. Найдите в тексте однородные дополнения, подчеркните их как члены предложения, объясните знаки при однородных членах.
4. Найдите и отметьте в тексте эпитет, метафоры и сравнение.
5. Выпишите из текста слово, в котором происходит оглушение согласного в двух случаях.
Диктант-предложение
Птичек носится яркая стая;
осторожно сучки раздвигая,
слон тяжёлою поступью мерно бредёт;
на коврах из цветов и из ягод
змеи нежатся, свившись упругим кольцом,
и сквозь тёмную зелень зубчатым венцом
выдвигаются куполы пагод.
(Л. Мей)
Задания:
1. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите, какие виды связи между простыми предложениями в нём использованы.
2. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного. Напишите, чем осложнены второе и третье предложения.
3. Выпишите из второго простого предложения многозначное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном?
4. Ковры из цветов и из ягод. Напишите, как называется это выразительное средство.
5. Выпишите из текста слова с оглушением согласного. Покажите графически, в какие морфемы они входят.
Объяснительный диктант
1) Маленькие руки мальчика неподвижно лежали на клавишах, а сам он будто вслушивался в музыку, которая звучала в его душе. (С. Могилевская.) 2) Вдали продребезжат трамваи, автомобили пролетят, и, постепенно оживая, былое посещает сад. (Г. Иванов.) 3) Жестоки чувства одиночества и жажды, но страшно, если ты к ним вовсе не привык. (А. Дольский.) 4) Простота дана ребёнку от природы, а взрослому актёру надо пройти жизненный круг, призвав на помощь опыт и талант, чтобы приблизиться к ней. (З. Гердт.) 5) Вот отчалили мы от причала, наш кораблик волна закачала, и подул ветерок в паруса, обещая в пути чудеса. (А. Кондратьев.) 6) Уже немало сердце отстучало, исписан и исчёркан весь листок, ошибок — воз, но этот путь жесток, и ничего нельзя начать сначала. (В. Солоухин.) 7) Брат Саша утверждал, что сон, постоянное пребывание вблизи большого количества ульев имеют огромное оздоравливающее значение, так как атмосфера улья идеально стерильна, а прополис губителен для всяких бактерий. (В. Ковалевский.) 8) Каков язык, такова и жизнь, язык — это отражение нашего сердечного состояния. (В. Аннушкин.) 9) Едва занималось утро, медленно светлело небо, и была глубокая, ещё ничем не потревоженная тишина. (А. Перегудов.) 10) На заре стало видно, что если идти дальше, то можно погибнуть: степь лежала чёрная, мёртвая. (А. Н. Толстой.) 11) Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на берегу моря, развлекающимся тем, что иногда отыскиваю камешек, более цветистый, чем обыкновенно, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным. (И. Ньютон.) 12) Воет волк от голода и стужи, голосит по-волчьи на луну, тянет ноту он одну и ту же, как тянули предки в старину. (А. Ревич.) 13) Сила добра заключается в том, что оно не рассчитывает на долгую память, оно бескорыстно, оно не придаёт значения самому себе, а потому оно и значительно, и запоминается на всю жизнь. (О. Кожухова.) 14) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести; двойной глубокой колеёю идёшь, и нет конца пути. (А. Майков.) 15) В детстве у меня в комнате висела огромная карта, и, когда было время, я часами её разглядывал и по ней странствовал. (А. Варламов.) 16) Сначала я думал, что ничего не пойму в учебнике шахматной игры, но когда начал читать, то увидел, что он написан очень просто и понятно. (Н. Носов.) 17) Я читал учебник шахматной игры два дня, а когда пришёл к Алику, то стал выигрывать у него партию за партией. (Н. Носов.)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений, укажите количество основ.
2. Определите виды связи между простыми предложениями в составе сложных.
3. Определите разряды союзов, подчеркните союзные слова как члены предложения.
4. Укажите номера многочленных сложных предложений с разными видами связи, в которых есть сочинительный и подчинительный союзы, расположенные рядом. Объясните постановку запятых между ними.
5. Определите виды придаточных в предложениях 4, 5, 8, 13, 16.