Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Сложные предложения с различными видами связи
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

Мини-диктанты

№ 1

Если вы побываете когда-нибудь в Ярославле, обязательно посетите храм Иоанна Предтечи и внимательно рассмотрите настенные росписи.

По тёплому светлому фону летят грозные архангелы, белые их хитоны чуть холоднее фона, а вокруг них — густое золотое сияние. Но нигде не беспокоит глаз это золото, удивительно легка изумрудно-серая зелень. Какие чудесные краски! Как смело сочетаются лазоревые тона с красивой охрой! Стены эти — тончайшая шёлковая ткань, достойная одевать храм Предтечи.

(По Н. Рериху)

Задания:

1. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) используется в данном тексте. Озаглавьте текст в соответствии с темой.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложные предложения. Определите, в каком из них использованы разные виды связи, определите эти виды связи. Сделайте схему этого предложения. Отметьте в нём неоднородные определения. Определите разряд имён прилагательных; найдите имя прилагательное в форме простой сравнительной степени, определите, в прямом или переносном значении оно употреблено. Найдите неполное предложение в составе сложного.

3. Найдите в тексте простое предложение, осложнённое обособленным определением. Напишите, чем выражено определение. Отметьте в этом предложении случай использования непрямого порядка слов. Найдите относительное имя прилагательное, отметьте и объясните орфограммы в слове.

4. Определите способ связи слов в словосочетании настенные росписи и способы образования этих слов. Объясните все орфограммы в словах. Определите количество букв и звуков в первом слове.

5. Отметьте в тексте эпитеты, подчеркните орфограммы в словах.

№ 2

Раннее утро в лесу. Поднимается солнце, узкие длинные полосы света врываются в лесную чащу, туман отступает, рождая мельчайшие капельки росы, которые серебрят ветви тёмных разлапистых елей, траву и листья. Воздух становится прозрачней, тени ярче, и капельки росы, сливаясь, повисают тяжёлыми чистыми каплями, искрящимися в солнечном луче.

Грустно ранним утром в лесу, грустно и светло. Думается обо всём сразу и в то же время ни о чём, и от этого почему-то чувствуешь себя счастливым.

(По В. Фёдорову)

Задания:

1. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) используется во втором абзаце. Озаглавьте текст в соответствии с темой.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложные предложения. Определите, в каких предложениях использованы разные виды связи, определите эти виды связи. Сделайте схемы предложений.

3. Найдите в тексте сложное предложение, одна из частей которого является односоставным определённо-личным предложением. Выполните синтаксический разбор этого простого предложения.

4. Подберите антонимы к словам ранний, узкий, длинный, тёмный, тяжёлый, счастливый. Объясните орфограммы в словах.

5. Выпишите из второго абзаца слова с непроизносимыми согласными в корне. К каким частям речи они относятся? Выделите корень. Подберите проверочные слова.

Диктант-предложение

Вчера горячие лучи солнца не совсем ещё покончили с новым льдом, и он, тонкий, острый, остался широкой лентой у берегов, и синяя зыбь свободной воды тревожит его, и от этого звук получается похожим на тот, когда ребятишки по тонкому льду радостно швыряют камешки, будто большой стаей птички-щебетуньи летят.

(По М. Пришвину)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения. Определите, какие виды связи между простыми предложениями в нём использованы. Составьте схему предложения. Сделайте синтаксический разбор первой части предложения.

2. Найдите в предложении обособленные однородные нераспространённые определения. Напишите, чем они выражены. Объясните постановку знаков препинания.

3. Выпишите из предложения наречия. В каких из них происходит оглушение согласного?

4. Определите способы связи слов в словосочетаниях большой стаей, зыбь воды, радостно швыряют. Выделите окончания в именах существительных, имени прилагательном, глаголе, объясните написание окончаний. Отметьте слова, в которых букв больше, чем звуков.

5. Найдите в тексте сравнение, напишите, чем оно выражено.

Объяснительный диктант

1) До свидания, звери и птицы, нам придётся на время проститься, может, месяц пройдёт или год, но кораблик назад приплывёт. (А. Кондратьев.) 2) В русский язык в течение веков вошло, конечно, множество слов из языков других народов, но они настолько успели обрусеть, что мы принимаем их уже за свои слова. (С. Сергеев-Ценский.) 3) День был солнечный, но казалось, что небо заволокло тучами, солнце почернело. (А. Леонов.) 4) Был тот самый час, когда день уже иссяк, но вечер ещё не начался, и город, прежде распадавшийся на камни, воздух, улицы и трамвайные линии, обретал внутреннюю цельность. (А. Варламов.) 5) Скоро снег станет водой, на дорогах появятся лужи, а потом побегут, зашумят ручьи. (М. Колосов.) 6) Ни звезды нет на небе, и только берёзы отряхают с листочков предсмертный свой сон, верно, знают, что им посулил уже он морозы. (Л. Мей.) 7) Когда я возвращался с корвета, то увидел одну из тех картин, которые видишь в живописи и не веришь: луна над гладкой водой, силуэт тихо качающегося фрегата, кругом тёмные, спящие холмы и огни на лодках и горах. (И. Гончаров.) 8) Там ива на воды легла, на вервях мачта там уснула, и в глади водного стекла их отраженье потонуло. (А. Майков.) 9) Стало уже совсем темно, на землю опустился туман, и едва-едва виднелись огоньки на берегу, а левого берега и вовсе не было видно. (А. Варламов.) 10) Русский язык, как и язык любого народа, — исторический аккумулятор его культуры: он закрепляет историческую память слова, и культура языка выступает как накопление этой памяти, как неразрывная духовная связь поколений. (Л. Скворцов.) 11) Трогательно смотреть, как природа заботливо убирает два раза в год свой жёлтый сухой и мёртвый костяк: один раз весной она закрывает его от нашего глаза цветами, другой раз осенью — снегом. (М. Пришвин.) 12) Мы смотрели, как солнце, приближаясь к горизонту, ускоряет свой бег, мы видели, как оно делается красным, багровым, пламенным, приобретает невиданные размеры и вдруг касается воды. (А. Приставши.) 13) Я смотрел на листья, и они напоминали мне крылья огромной зелёной бабочки, которая, может, и улетела бы, если б не корешки, вросшие в землю. (В. Солоухин.) 14) До сих пор радуется глаз, трепещет сердце, когда где-нибудь у реки я вижу величавые вётлы, но все они, кажется, уступают в великолепии вётлам моего детства. (Н. Кузьмин.) 15) Тяжело вздыхает море, когда первые порывы ветра прилетают с севера, неся туман и тучи с дождём; поёт оно в ночи таинственными голосами, и вечно над ним высоко в небе горит, поблёскивая голубым пламенем, Полярная звезда. (В. Фёдоров.) 16) За ночь дощатый дачный домик выстудило ветром, на окне колыхалась занавеска, а за ней в полумраке сада было видно, как летят листья и бьются о провода голые ветки рябины. (А. Варламов.) 17) Дома рассажены как попало среди неясных намёков на улицы, но улиц, в прямом смысле слова, не могло быть в Улиссе потому, что город возник в обрывках скал и холмов, соединённых лестницами, мостами и узенькими тропинками. (А. Грин.)

Задания:

    1. Подчеркните грамматические основы предложений.

2. Определите виды связи между простыми предложениями в составе сложных.

    3. Определите разряды союзов, отметьте союзные слова.

    4. Составьте схемы предложений 6, 9, 10, 12, 13, 15, 17.

    5. Определите виды придаточных в предложениях 3, 7, 13, 16, 17.