Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Бессоюзные сложные предложения
Повторение
Мини-диктанты
№ 1
Из Астрахани купеческий караван отплыл погожим утром, под сулящий удачу и радость благовест колоколов. Шли ровно и ходко, потому что в паруса дул тугой юго-западный ветер. Феодосия сроду не плавала по реке даже в лодке, она наслаждалась путешествием, открывающимися окрест видами бескрайних, плоских земель, песчаных, поросших колючим кустарником и нежными блёклыми цветами островов. Ей нравились её хозяева: степенные, пожилые купцы относились к своей спутнице сочувственно, но без обидной жалости, приглашали к обеду со стерляжьей ухой, свежей икрой, рыбными пирогами и солониной. Ей нравилась и корабельная команда: это были весёлые, по-кошачьи ловкие, дочерна загорелые парни. Всё умиляло Феодосию в этом путешествии.
(По Ю. Нагибину)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид связи между простыми предложениями в составе сложных. Найдите бессоюзные сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания. Сделайте интонационные схемы этих предложений.
2. Отметьте простые предложения в составе сложных, которые осложнены несколькими рядами однородных членов.
3. Определите способы образования слов загорелые, дочерна (первый вариант); юго-западный, по-кошачьи (второй вариант).
4. Замените словосочетания рыбные пироги, корабельная команда, построенные на основе согласования, на синонимичные словосочетания, построенные на основе управления. Определите, в каком слове звуков больше, чем букв.
5. Замените слова сулящий, ходко, сроду, окрест, степенные стилистически нейтральными синонимами.
№ 2
Подгоняемый нежным ветерком, корабль нёс свои паруса и бесшумно скользил по Атлантическому океану. Пусто кругом: не видно ни паруса, ни дымка на горизонте! Куда ни взглянешь, всё та же безбрежная водяная равнина, окаймлённая со всех сторон прозрачной синевой безоблачного купола неба. Воздух мягок и прозрачен; от океана неуловимо пахнет водорослями и рыбой.
Пусто кругом.
Изредка разве блеснёт под лучами солнца яркой чешуйкой, словно золотом, перепрыгивающая летучая рыбка, высоко в воздухе про- реет белоснежный альбатрос, торопливо пронесётся над водой маленькая рыбка, спешащая к далёкому африканскому берегу, раздастся шум водяной струи, выпускаемой китом. И опять ни одного живого существа вокруг.
(По К. Станюковичу)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) данного текста. Озаглавьте его.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений. Сделайте схемы бессоюзных сложных предложений.
3. Подчеркните в тексте все обособленные определения как члены предложения. Напишите, чем они выражены. Графически объясните постановку знаков препинания.
4. Определите способы образования слов безоблачный, безбрежный, изредка (первый вариант); бесшумно, неуловимо, подгоняемый (второй вариант).
5. Найдите в последнем абзаце сравнение и отметьте его. Напишите, чем оно выражено.
Диктант-предложение
Перед Бориской расстилалась могучая степь: шелковистыми волнами ходил сизый ковыль, подступал к высокому кургану; весело порхали бабочки-пестрокрыльницы; дымчатый рябчик нырнул и скрылся в густой траве; пронзительно, жалобно прокричала неподалёку незнакомая желтоглазая птичка на высоких ножках и улетела прочь; вслед за ней низко над землёй замелькала зеленоватой грудью и тёмными полосами на крыльях сизоворонка.
(По Б. Изюмскому)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) данного текста-предложения. Озаглавьте его.
2. Подчеркните грамматические основы текста-предложения. Определите количество основ и вид связи между простыми предложениями в составе сложного. Объясните выбор знаков препинания между простыми предложениями в составе сложного. Сделайте синтаксический разбор первого простого предложения.
3. Отметьте простые предложения в составе сложного, которые осложнены однородными сказуемыми. Определите вид глагольных сказуемых, найдите среди них и отметьте глаголы совершенного вида.
4. Выпишите из текста слово с чередованием гласных в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.
5. Определите способ образования слов желтоглазая, сизоворонка. Выполните морфемный анализ слов. Подчеркните орфограммы.
Объяснительный диктант
1) Простодушные берёзки у синеющей воды, на песке, как в жёлтом воске, отпечатаны следы. (Г. Иванов.) 2) Я свернула с шоссе, еду по пустынной дороге, деревья все в инее, позёмка по земле вьётся, спешить мне некуда, смотрю по сторонам, любуюсь. (О. Николаева.) 3) На разогревшемся асфальте солнце растекалось парными, обманчивыми полыньями: это заступали на вахту июньские прокалённые миражи. (В. Шугаев.) 4) Прошло в полном молчании не меньше десяти минут: сын смотрел на картину отца, отец смотрел на лицо сына. (С. Сергеев-Ценский.) 5) Луг росист, цветёт сирень. (А. Майков.) 6) Уроки моего отца, преподавателя литературы Первой московской мужской гимназии, были удивительно занимательны: стараясь заинтересовать нас, он приносил в класс то старую гравюру, то старинную фарфоровую чашку. (В. Луговской.) 1) В морозном тумане белеет Исакий, на глыбе оснеженной высится Пётр. (В. Брюсов.) 8) Прохлада царствует меж этими стенами, лениво бьёт фонтан по мраморным плитам, террасы убраны роскошными цветами... (А. Майков.) 9) Я заметил на полях множество певчих дроздов; они слетали с полей на берёзы и пели; певчий гомон стоял в лесу. (М. Пришвин.) 10) Ветер качнул форточку — плеснуло сырым, свежим, согретым воздухом. (М. Кучерская.) 11) Сутолока бала угнетала Фёдора Бутурлина; его раздражали мигающие свечи канделябров, лакеи, бесшумно разносившие прохладительные напитки, и толпы девушек, скользивших по лаковому полу анфилады парадных комнат. (А. Чаянов.) 12) Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда её обычная чернота просвечивает самой густой и самой сильной зеленью. (М. Пришвин.) 13) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (Пословица.) 14) Синели горные вершины; тумана в золотой пыли как будто плавали вдали и акведуки, и руины... (А. Майков.) 15) Север спит: усыпил его крепкий мороз, убаюкала буйная вьюга... (Л. Мей.) 16) Гремят экипажи, снуют пешеходы, звенят мандолины певцов, взметают фонтаны жемчужные воды в таинственном мраке садов. (С. Надсон.)
Задание:
Подчеркните грамматические основы предложений. Объясните постановку знаков препинания (запятой, точки с запятой, двоеточия, тире) между частями бессоюзного сложного предложения.
Диктант-загадка
Назовите имя
Этот литературный персонаж в совершенстве владел методом дедуктивного мышления, обладал незаурядной памятью, зоркостью, эрудицией. Ему до сих пор пишут письма из разных уголков Земли с просьбой помочь распутать сложное уголовное дело, найти пропавшую дорогую вещь, выразить благодарность инспекторам за искусно проведённое расследование.
В столице Англии существует общество, которое организует маскарадные шествия, костюмированные игры, в мельчайших подробностях воспроизводящие сюжеты рассказов о нём.
Те, кто впервые приезжает в Лондон, спешат посетить музей- квартиру, в которой можно найти любой предмет, хоть раз упоминавшийся в книге Конан-Дойля. На столе — чашки с недопитым чаем, молочник и сахарница. На камине — трубки, перочинные ножики, коробочка из слоновой кости. На полу лежит карта района Дортмута, с помощью которой он распутывал страшную и загадочную историю с собакой Баскервилей. А вот и любимая скрипка! Её он брал тогда, когда хотел отдохнуть от своих головоломных расследований.
(По Ю. Ракову)
Подсказка: имя этого литературного персонажа состоит из двух слов. Первое слово имеет два слога: начало первого (две буквы) в 9-м слове третьего предложения + Р; второй слог найдёте в слове уголок, поставив буквы в следующем порядке: 4, 3, 6. Второе слово включает слово в значении округлая возвышенность с пологими склонами + С.
Ответ: Шерлок Холмс.
Контрольные диктанты
№ 1
В знаменитой библиотеке Петербурга бережно хранится Евангелие, принадлежавшее некогда новгородскому посаднику Остромиру. Внешне Евангелие — прекрасная, переплетённая в кожу книга из 294 пергаментных листов, это толстый том в 35 сантиметров длиной, около 35 сантиметров шириной. На первый взгляд, она мало чем отличается от других старинных книг. Почему же его берегут, как величайшее сокровище? Чем оно прославилось?
В 1056 — 1057 годах некий дьяк Григорий, учёный книжник и замечательный художник, выполнил огромный труд: выводя искусно букву за буквой, киноварью и золотом расписывая заставки и заголовки, украшая рукопись изящными рисунками-миниатюрами, он тщательно переписал для знатного заказчика священную в глазах христиан книгу.
Мастер этот, несомненно, был русским человеком: переписывая по-старославянски (священные книги Древней Руси были написаны на этом языке), он, несмотря на старания, делал ошибки, свойственные русскому. Он иногда заменял славянские буквы русскими. Так эта книга стала памятником не только старославянского, но одновременно и русского языка.
В древности, конечно, было переписано немало и других книг, но дошло до нас только семь из них, и у нас нет памятников письменности древнее Остромирова Евангелия. Естественно, что наука дорожит им как зеницей ока.
Закончив работу, дьяк Григорий в особой приписке сообщил нам и дату окончания работы, и своё имя, а также имя заказчика. Тот при крещении был назван Иосифом, но имел ещё и мирское имя — Остромир. Вот почему самая древняя наша книга называется Остромирово Евангелие.
174 слова
(По Л. Успенскому)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в данном тексте. Озаглавьте текст.
2. Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид. Объясните выбор знаков препинания между простыми предложениями в составе бессоюзных предложений. Сделайте интонационные схемы этих предложений.
3. Отметьте в тексте все вводные слова, вводную и вставную конструкции. Отметьте вводные слова, близкие по смыслу. Выпишите из вставной конструкции все словосочетания со способом связи согласование.
4. Выпишите из текста деепричастия, определите их вид. Отметьте деепричастия, написание суффикса в которых соответствует правилу: в глаголах и глагольных формах пишется суффикс -ЫВА- / -ИВА-, если в первом лице настоящего или будущего времени он сохраняется.
5. Объясните написание Н и НН в словах переплетённый, длина, старинный, учёный, священный, свойственный, написаны, одновременно, письменность.
№ 2
Корабль шёл с полуденной стороны, из-за лиловатого мыса. На некоторое время люди на базаре оставили куплю и продажу, горшки и деревянные сосуды с мёдом и обратили взоры в сторону моря. Продавец птиц, забыв о покупателях, желавших приобрести петуха для праздничного ужина, не отрывал глаз от галеры. Два пастуха в длинных овчинах, пригнавшие из отдалённого селения нескольких овец на продажу, тоже любовались, опираясь на длинные посохи, галерой и, может быть, думали о странной и полной приключений жизни мореходов.
Галера неутомимо разрезала волны, как плуг режет рыхлую пашню, и при виде этого творения искусных человеческих рук морская синева представлялась ещё более пленительной. Уже можно было рассмотреть некоторые подробности корабельного строения: на чёрной галере вдоль длинных боков однообразно и мерно двигались многочисленные красные вёсла; короткая прочная мачта могла выдержать любой напор разъярённых ветров; бронзовый таран выставил вперёд своё жало. По обеим его сторонам на бортах зияли два огромных глаза, назначение которых — устрашать врагов во время морских сражений. На солнце поблёскивали позолотой украшения: к носу галеры был прикреплён трубящий в рог тритон, корму украшал красиво изогнутый чешуйчатый рыбий хвост.
175 слов
(По А. Ладинскому)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) данного текста. Озаглавьте текст.
2. Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид. Объясните выбор знаков препинания между простыми предложениями в составе сложных бессоюзных предложений. Сделайте интонационные схемы этих предложений.
3. Найдите в первом абзаце предложения, которые осложнены обособленным определением и обособленным обстоятельством. Напишите, чем выражены обособленные члены предложения.
4. Замените словосочетания деревянные сосуды, морская синева, корабельное строение (первый вариант); морские сражения, рыбий хвост, бронзовый таран (второй вариант), построенные на основе согласования, на синонимичные словосочетания, построенные на основе управления.
5. Отметьте во втором абзаце сравнение, напишите, чем оно выражено.