Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
Мини-диктанты
№ 1
Однажды в чрезмерно засушливое лето, когда запасы воды у чабанов (так в Крыму в старину назывались пастухи) закончились, сидели они в степи и угрюмо молчали. Надвигалась беда. Не знали чабаны, что им делать. На север пойдёшь — море увидишь. И на юг пойдёшь — к морю попадёшь. Везде вода. Однако попробуй напиться её: она солёная, горькая, к жизни непригодная. И решили чабаны рыть колодец: под землёй обязательно должна быть вода.
(Из сборника «Легенды Крыма»)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) данного текста.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид сложных предложений. Объясните постановку знаков между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений.
3. Отметьте простое нераспространённое предложение (первый вариант); простое неполное предложение (второй вариант).
4. Отметьте простое предложение в составе сложного, которое осложнено вставной конструкцией, объясните знаки препинания. Найдите во вставной конструкции слова, образованные суффиксальным способом.
5. Выпишите из текста глаголы в форме простого будущего времени, второго лица, единственного числа. Выделите окончания; объясните общую орфограмму в них.
№ 2
Наступает сентябрь чудотворный —
Сад покрыт виноградным дождём.
Эти сладкие капли покорно
Мы, как пчёлы нектар, соберём.
Пленено в них дыхание лета,
В них хранится таинственный клад
Из тепла, аромата и света,
Звёздных ливней, журчанья цикад.
Мы положим в хрустальную вазу
Эти гроздья с их летним теплом —
Золотистым сияньем топаза
Виноград засквозит за стеклом.
(Е. Димер)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите сложные предложения, определите их вид. Объясните постановку знаков препинания между простыми предложениями в составе сложного. Сделайте интонационные схемы сложных предложений.
2. Найдите во втором четверостишии однородные члены, подчеркните их как члены предложения, объясните знаки препинания. Найдите среди однородных членов слово, написание которого соответствует правилу: в корне слова после ц пишется и.
3. Выпишите из текста страдательные причастия. Напишите, в полной или краткой форме они употреблены.
4. Замените словосочетания хрустальная ваза, летнее тепло, построенные на основе согласования, на синонимичные словосочетания, построенные на основе управления. Отметьте слово, в котором все согласные звуки звонкие и твёрдые.
5. Найдите и отметьте, в первом четверостишии стихотворного текста эпитет, метафору, сравнение.
Диктант-предложение
Посмотришь на чудный мир Божий — в нём всё прекрасно и премудро: и червь, ползущий по траве, и лев, оглашающий рёвом африканскую степь и приводящий в ужас всё живое и дышащее, и веяние зефира в тихий майский вечер, и ураган, вздымающий песчаную аравийскую пустыню, и светлая речка, отражающая в струях голубое небо, и безбрежный океан, поражающий душу человека чувством бесконечности, и капля росы, блистающая на цветке, и лучезарная звезда, трепещущая в дальнем небе.
(По В. Белинскому)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) данного текста-предложения. Озаглавьте его в соответствии с главной мыслью.
2. Подчеркните грамматические основы текста-предложения. Определите количество основ и вид связи между простыми предложениями в составе сложного. Объясните выбор знака препинания.
3. Напишите, чем осложнено второе простое предложение в составе сложного.
4. Найдите в тексте действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы, объясните их написание. Отметьте в причастиях безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Подберите проверочные слова.
5. Замените сочетание слов приводящий в ужас одним словом. Как называется это выразительное средство?
Объяснительный диктант
1) У рязанского князя, у Юрия Ингоревича, во его терему новорубленом светлый свадебный пир, ликование: сына старшего, княжича Фёдора, повенчал он с царевной Евпраксией и добром своим княжеским кланялся... (Л. Мей.) 2) За всё браться — ничего не сделать. (Пословица.) 3) Свершилось великое чудо: богиня Артемида сжалилась над несчастной девушкой и сохранила ей жизнь, послав вместо неё на жертвенник лань. (Из сборника «Легенды Крыма».) 4) За пчелой пойдёшь — до мёду дойдёшь. (Пословица.) 5) В перламутровом ларце, найденном братьями, лежал костяной меч с надписью: «Поднимешь его — расступится море, опустишь — увидишь дно морское». (Из сборника «Легенды Крыма».) 6) История появления мороженого в России такова: из Китая оно попало в Европу, в Италию, из Европы — в Россию. (М. Короткова.) 7) Коготок увяз — всей птичке пропасть. (Пословица.) 8) Есть терпенье — будет и уменье. (Пословица.) 9) У тавров, живших в Крыму в древности, существовал жестокий обычай: они приносили чужеземцев в жертву богине Артемиде. (Из сборника «Легенды Крыма».) 10) За ум возьмёшься — до дела доберёшься. (Пословица.) 11) Ближнего обидеть — самому в беде быть. (Пословица.) 12) В восемнадцатом веке посуда аристократов имела причудливую форму: супницы были похожи на корабли, соусницы — на лодки, подставки для вина делали в виде фонтанов с различными фигурками. (М. Короткова.) 13) Зерно в колоске — не спи в уголке. (Пословица.) 14) Часы пробили десять — мы заторопились в путь. (В. Фёдоров.) 15) Бояться волка — бегать и от белки. (Пословица.) 16) Будет хлеб — будет и обед. (Пословица.)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. Укажите номера предложений, в которых ставится тире между частями бессоюзного сложного предложения. Составьте интонационные схемы этих предложений.