Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Мини-диктанты

№ 1

Лодка резала тёмную воду, скользили по бортам круглые листы кувшинок, похожие на гладкие кожаные заплатки. Вёсла мерно опускались в воду и поднимались в небо, ведя за собой хоровод прозрачных брызг. Динка сидела на носу и удивлялась: брызги были прозрачные, несмотря на тёмный цвет воды.

(По Т. Михеевой)

Задания:

1. Определите, какой стиль (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) используется в данном тексте. Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений, отметьте сложные предложения; докажите, что они бессоюзные. Обоснуйте выбор знаков препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие) в бессоюзном сложном предложении.

3. Найдите простое предложение, сделайте его синтаксический разбор.

4. Выпишите из текста производный предлог, объясните написание.

5. Определите, в каком значении используется слово резала: в прямом или переносном. Объясните написание суффикса.

    № 2

В истории нам, несомненно, важны не даты: нам интересны люди, их поиск, опыт их жизни. Если за описанием фактов и событий мы видим живого человека, чувствуем, как он радовался, сомневался, уставал, принимал решения, творил, то текст перестаёт быть просто набором данных. Опыт этого человека становится нашим, мы учимся, растём, изменяемся. А изменяться — значит жить.

(По М. Аксёнову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) данного текста. Озаглавьте его.

2. Подчеркните грамматические основы предложений, отметьте сложные предложения. Определите вид связи между простыми предложениями в составе сложного. Обоснуйте выбор знаков препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие) в бессоюзном сложном предложении. Сделайте схемы бессоюзных сложных предложений.

3. Отметьте в тексте вводное слово, определите его значение. Объясните орфограммы в этом слове.

4. Напишите, к какой части речи относится слово данных. Объясните написание.

5. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.

Диктант-предложение

Ты названа не зря берёзовой аллеей:

Берёзки по тебе, толкаясь и смеясь,

Бегут, вершинками на солнце золотясь

И серебром стволов в тени ветвей белея.

      (И. Бушман)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения, определите вид сложного предложения. Объясните постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие) между простыми предложениями в составе сложного.

2. Отметьте во втором простом предложении деепричастия и деепричастные обороты, объясните знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Подчеркните в деепричастиях безударные гласные, проверяемые ударением.

3. Замените словосочетание берёзовая аллея, построенное на основе согласования, на синонимичное словосочетание, построенное на основе управления. Соотнесите количество букв и звуков в слове аллея.

4. Напишите, какие выразительные средства используются в этом предложении.

5. Выпишите из предложения причастие, определите его вид. Объясните орфограммы в слове.

Объяснительный диктант

1) Днём в пустыне можно увидеть колючего молоха, быстро взбегает на склоны сыпучего бархана драконовая агама, изредка промелькнёт вдали крупный варан... (Н. Дроздов, А. Макеев.) 2) Взгляните на ночное небо: каким бесчисленным множеством светил усеяно оно! (В. Белинский.) 3) Идти было приятно: сзади припекало солнце, висевшее над морем, в лицо дул прохладный ветер из ущелья. (В. Аксёнов.) 4) Солнце клонилось к закату: длинному майскому дню подошло время заканчиваться. (Кир Булычёв.) 5) Осени пир к концу уж приходит: блекнут яркие краски. (Г. Иванов.) 6) Погода (это часто бывает в Карелии) стала быстро портиться: подул резкий ветер, лохматые облака скрыли солнце, заморосило. (О. Шестинский.) 7) Пришвинская философская проза на всех действует благотворно: она очищает, просветляет душу. (С. Конёнков.) 8) В этом парке росли самые интересные виды трав, здесь звенели самые красивые жуки, пели самые искусные птицы. (Ю. Олеша.) 9) Мы не раз убеждались: на охотничьих привалах костёр и горячий чай очень хорошо уберегают от простуды. (А. Перегудов.) 10) Лесистый берег и берег отражённый не походили друг на друга: один был тяжёл, другой лёгок, текуч. (В. Дементьев.) 11) Шёлк не рвётся, булат не сечётся, золото не ржавеет, слово не стареет. (Пословица.) 12) Вёсла и течение быстро понесли лодки к противоположному берегу; привязанные лошади, сердито храпя от холодной воды, бойко плыли за кормой. (В. Воловиков.) 13) Система классицизма предписывала актёрам играть стоя: на сцене разрешалось сидеть лишь исполнителю короля или царя. (К. Куликова.) 14) Не люблю я величавых гор: горы у людей воруют небо. (А. Дольский.) 15) Ночь была звёздной и тихой, пролетели над садом бесшумные птицы и уселись на берёзе, точно пристыв к её тёмным ветвям. (А. Варламов.) 16) Шумна многолюдная Ницца зимою: движенья и блеска полна, вдоль стройных бульваров нарядной толпою за полночь пестреет она. (С. Надсон.)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений.

2. Укажите номера предложений, в которых ставится двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения. Составьте интонационные схемы этих предложений.