Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Мини-диктанты
№ 1
Лодка резала тёмную воду, скользили по бортам круглые листы кувшинок, похожие на гладкие кожаные заплатки. Вёсла мерно опускались в воду и поднимались в небо, ведя за собой хоровод прозрачных брызг. Динка сидела на носу и удивлялась: брызги были прозрачные, несмотря на тёмный цвет воды.
(По Т. Михеевой)
Задания:
1. Определите, какой стиль (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) используется в данном тексте. Озаглавьте текст.
2. Подчеркните грамматические основы предложений, отметьте сложные предложения; докажите, что они бессоюзные. Обоснуйте выбор знаков препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие) в бессоюзном сложном предложении.
3. Найдите простое предложение, сделайте его синтаксический разбор.
4. Выпишите из текста производный предлог, объясните написание.
5. Определите, в каком значении используется слово резала: в прямом или переносном. Объясните написание суффикса.
№ 2
В истории нам, несомненно, важны не даты: нам интересны люди, их поиск, опыт их жизни. Если за описанием фактов и событий мы видим живого человека, чувствуем, как он радовался, сомневался, уставал, принимал решения, творил, то текст перестаёт быть просто набором данных. Опыт этого человека становится нашим, мы учимся, растём, изменяемся. А изменяться — значит жить.
(По М. Аксёнову)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) данного текста. Озаглавьте его.
2. Подчеркните грамматические основы предложений, отметьте сложные предложения. Определите вид связи между простыми предложениями в составе сложного. Обоснуйте выбор знаков препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие) в бессоюзном сложном предложении. Сделайте схемы бессоюзных сложных предложений.
3. Отметьте в тексте вводное слово, определите его значение. Объясните орфограммы в этом слове.
4. Напишите, к какой части речи относится слово данных. Объясните написание.
5. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.
Диктант-предложение
Ты названа не зря берёзовой аллеей:
Берёзки по тебе, толкаясь и смеясь,
Бегут, вершинками на солнце золотясь
И серебром стволов в тени ветвей белея.
(И. Бушман)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложения, определите вид сложного предложения. Объясните постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие) между простыми предложениями в составе сложного.
2. Отметьте во втором простом предложении деепричастия и деепричастные обороты, объясните знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Подчеркните в деепричастиях безударные гласные, проверяемые ударением.
3. Замените словосочетание берёзовая аллея, построенное на основе согласования, на синонимичное словосочетание, построенное на основе управления. Соотнесите количество букв и звуков в слове аллея.
4. Напишите, какие выразительные средства используются в этом предложении.
5. Выпишите из предложения причастие, определите его вид. Объясните орфограммы в слове.
Объяснительный диктант
1) Днём в пустыне можно увидеть колючего молоха, быстро взбегает на склоны сыпучего бархана драконовая агама, изредка промелькнёт вдали крупный варан... (Н. Дроздов, А. Макеев.) 2) Взгляните на ночное небо: каким бесчисленным множеством светил усеяно оно! (В. Белинский.) 3) Идти было приятно: сзади припекало солнце, висевшее над морем, в лицо дул прохладный ветер из ущелья. (В. Аксёнов.) 4) Солнце клонилось к закату: длинному майскому дню подошло время заканчиваться. (Кир Булычёв.) 5) Осени пир к концу уж приходит: блекнут яркие краски. (Г. Иванов.) 6) Погода (это часто бывает в Карелии) стала быстро портиться: подул резкий ветер, лохматые облака скрыли солнце, заморосило. (О. Шестинский.) 7) Пришвинская философская проза на всех действует благотворно: она очищает, просветляет душу. (С. Конёнков.) 8) В этом парке росли самые интересные виды трав, здесь звенели самые красивые жуки, пели самые искусные птицы. (Ю. Олеша.) 9) Мы не раз убеждались: на охотничьих привалах костёр и горячий чай очень хорошо уберегают от простуды. (А. Перегудов.) 10) Лесистый берег и берег отражённый не походили друг на друга: один был тяжёл, другой лёгок, текуч. (В. Дементьев.) 11) Шёлк не рвётся, булат не сечётся, золото не ржавеет, слово не стареет. (Пословица.) 12) Вёсла и течение быстро понесли лодки к противоположному берегу; привязанные лошади, сердито храпя от холодной воды, бойко плыли за кормой. (В. Воловиков.) 13) Система классицизма предписывала актёрам играть стоя: на сцене разрешалось сидеть лишь исполнителю короля или царя. (К. Куликова.) 14) Не люблю я величавых гор: горы у людей воруют небо. (А. Дольский.) 15) Ночь была звёздной и тихой, пролетели над садом бесшумные птицы и уселись на берёзе, точно пристыв к её тёмным ветвям. (А. Варламов.) 16) Шумна многолюдная Ницца зимою: движенья и блеска полна, вдоль стройных бульваров нарядной толпою за полночь пестреет она. (С. Надсон.)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. Укажите номера предложений, в которых ставится двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения. Составьте интонационные схемы этих предложений.