Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Мини-диктанты

    № 1

Невские набережные, эти гранитные берега, тянутся 130 километров. Их каменные откосы, разнообразные спуски к воде, полукруглые площадки с гранитными скамьями, львы и сфинксы над водой, парапеты — всё это выполнено из розово-пепельного гранита. Здесь нет никаких украшений, здесь всё величаво в своей торжественной простоте.

(По Н. А нциферову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в данном тексте.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид сложного предложения. Обоснуйте выбор знака препинания.

3. Напишите, чем осложнено второе предложение. Выпишите из этого предложения слова, образованные при помощи сложения основ. Выполните морфемный анализ этих слов. К какой части речи они относятся?

4. Выпишите из последнего предложения местоимения. Объясните написание слов.

5. Замените словосочетания невские набережные, гранитные скамьи, построенные на основе согласования, на синонимичные словосочетания, построенные на основе управления. Отметьте слова, в которых звуков больше, чем букв.

№ 2

Высоко рея в воздухе, быстро проносится фрегат; он направляется к далёкому берегу Америки. Неожиданно спустится на волны стайка белоснежных альбатросов, покачается на воде, схватит добычу и, расправив свои громадные крылья, взовьётся наверх и исчезнет из глаз; где-нибудь вблизи шумно пустит фонтан разыгравшийся кит. И снова безмолвно и пустынно на безбрежной дали океана.

(По К. Станюковичу)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) данного текста. Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите бессоюзные сложные предложения. Докажите, что части бессоюзных предложений связаны интонацией перечисления.

3. Отметьте в тексте обособленные обстоятельства. Выпишите из них словосочетания со способом связи управление.

4. Выпишите глаголы в форме настоящего времени с безударными личными окончаниями, определите спряжение; объясните написание окончаний.

5. Выпишите из последнего предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Диктант-предложение

Ольга оказалась редкостной хозяйкой-домодержицей: на пороге дома вскоре после свадьбы появилась рогожка для обуви, на подоконниках — красивые дорожки с затейливыми узорами, вышитыми старательной Ольгой; у пояса её всегда висел крохотный игольничек и напёрсток; широкая скамья-кровать, покрытая звериной шкурой, грубо сколоченные лавки у стен, стол по нескольку раз в день тщательно вытирались ею; под образом Николая-чудотворца, висевшего в красном углу, лежали пёрышки, связанные в пучок, для обметания пыли.

(По Б. Изюмскому)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) данного текста-предложения. Озаглавьте его.

2. Подчеркните грамматические основы текста-предложения. Определите количество основ и вид связи между простыми предложениями в составе сложного. Отметьте части сложного предложения, связанные интонацией перечисления.

3. Отметьте простое неполное предложение в составе сложного. Выполните его синтаксический разбор. Отметьте в этом предложении имена прилагательные, разберите их по составу. Подчеркните в именах прилагательных орфограммы, объясните написание.

4. Выпишите из текста-предложения слова с оглушением согласных, подберите проверочные слова.

5. Выпишите слово, написание которого соответствует правилу: в суффиксах имён существительных после шипящих под ударением пишется О, в безударном положении — Е.

Объяснительный диктант

1) Гудели в пропастях седые ели, на санках колокольчики звенели, снега метали нестерпимый свет. (В. Луговской.) 2) Я заметил на полях множество певчих дроздов; они слетали с полей на берёзы и пели; певчий гомон стоял в лесу. (М. Пришвин.) 3) Вот скрылась луна, как ночная бегунья, сквозь тучи видны лишь её миражи. (Ю. Визбор.) 4) Мне сладок этот вечер длинный, светло-зелёный блеск луны, всплывают в памяти картины невозвратимой старины. (Г. Иванов.) 5) Им, брату и сестре, не надо тратить слов для выражения чувств, они очень дружны, они и так понимают один другого. (С. Могилевская.) 6) Средь зыбкой полутьмы шуршат края широкой пелерины, мелькает облик девушки старинной, прелестный и пленяющий умы. (Г. Иванов.) 7) Поляна пахнет мёдом и пыльцой, вода в ручье сосновой пахнет хвоей. (В. Солоухин.) 8) Август дню прибавил синьки, небо чисто-голубое, ни морщинки, ни сединки. (М. Лисянский.) 9) Жил- был менестрель в Провансальской земле, в почёте он жил при самом короле... (А. Майков.) 10) Мы ехали на своей лодочке; впереди нас сетью на небе были серёжки, цветы неодетых деревьев: серёжки ольхи, жёлтые цыплятки ранней ивы и ещё разные бутоны и крупные, полураскрытые почки черёмухи. (М. Пришвин.) 11) В наше время пользуются большим спросом редкие чёрные кораллы, в некоторых странах даже запретили их добычу из-за хищнического истребления. (Л. Орлова.) 12) Нильские щуки с одинаковой лёгкостью могут двигаться как вперёд, так и назад; они без труда обходят все препятствия, встречающиеся на их пути. (Л. Орлова.) 13) Журавли ходят лёгкими, грациозными и мерными шагами и только в случае опасности бегают; с земли они поднимаются без труда, сделав один или два прыжка. (Л. Орлова.) 14) Река ворочала ледяные глыбы; она шипела, заливала мелколесье, буйно разросшееся в заречье. (В. Дементьев.) 15) Над плотиной, над морем поигрывал радужный, прозрачный туман, сквозь него проступал дальний берег загадочно-серебристым видением. (В. Шугаев.) 16) Стены Печорского монастыря, оббитые ещё литовцами, словно сбегают в глубокие овраги и бодро шагают по кручам; церкви, деревянные переходы на стене звонницы создают необыкновенно цельное впечатление. (Н. Рерих.)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество простых предложений в составе сложных.

2. Объясните выбор знаков препинания во всех предложениях.