Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Бессоюзные сложные предложения
Интонация в бессоюзных сложных предложениях

Мини-диктанты

    № 1

Лувр открывается утром, в десять часов. Поднявшись по ступенькам подъезда Денон и пройдя небольшой вестибюль, попадаешь в огромный зал бывшего Манежа, где продают билеты, путеводители, книги по искусству. Однако в Лувр можно прийти и позднее: некоторые отделы музея открыты не только днём, но и вечером. Картины, произведения прикладного искусства, выхваченные из полумрака световым потоком, предстают тогда в необычном виде.

(По Н. Калитиной)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), использованный в данном тексте. Озаглавьте текст.

    2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложные предложения, определите вид связи между простыми предложениями в составе сложных. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и сделайте интонационную схему этого предложения. Объясните постановку знаков препинания между простыми предложениями в составе сложных.

3. Найдите простые односоставные предложения в составе сложных, определите их вид. Отметьте среди них осложнённые предложения, напишите, чем они осложнены.

4. Определите способ образования слов небольшой, некоторые, необычный. Какое из этих слов является местоимением?

5. Выпишите из текста имя числительное, определите разряд. Объясните в нём орфограмму.

    № 2

На заре открылся величавый Дон. На алой воде просыпались дикие гуси; картаво перекликаясь, с шумом и шорохами прокатился вытянутый большой шар — смешанная стая уток. Пронзительно вскрикнула речная чайка. Посреди широкого залива мирно покачивались две лодки.

(По В. Возовикову)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложное предложение, определите вид связи между простыми предложениями в составе сложного. Определите смысловые отношения между частями сложного предложения и сделайте интонационную схему этого предложения. Объясните постановку знака препинания между простыми предложениями в составе сложного.

2. Отметьте в тексте обособленное распространённое приложение (первый вариант); обособленное обстоятельство (второй вариант).

3. Выпишите из текста слово, образованное бессуффиксным способом. Выполните морфемный анализ слова.

4. Выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Выделите корень. Подберите проверочные слова.

5. Найдите в тексте эпитет и отметьте его.

Диктант-предложение

Вековые леса на просторе

разрослися везде непроглядной стеной;

мелкой сетью заткали лианы

все просветы с верхушек дерев до корней;

попугаи порхают; с тяжёлых ветвей

с визгом прыгают вниз обезьяны.

      (Л. Мей)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения. Определите количество основ и вид связи между простыми предложениями в составе сложного. Определите смысловые отношения между частями сложного предложения. Сделайте интонационную схему предложения. Объясните постановку знаков препинания между простыми предложениями.

2. Найдите и отметьте простое нераспространённое предложение в составе сложного. Отметьте в словах этого предложения непроверяемые безударные гласные.

3. Определите способы образования слов вековые, просветы, вниз. Выполните морфемный анализ этих слов. В каком слове происходит оглушение согласного? К какой части речи относится это слово?

4. Выпишите из предложения словосочетание, в котором главное слово — имя существительное, а зависимое — местоимение. Определите способ связи между словами.

5. Выпишите из текста глаголы в форме настоящего времени, определите спряжение, объясните написание безударных личных окончаний.