Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018

Второй раздел
Повторение темы способы выражения главных членов предложения

Упражнение № 1

Допишите следующие утверждения:

Грамматическая основа предложения — это ... и

По количеству грамматических основ предложения делятся на … и ... .

Простые предложения — это такие предложения, в которых ... грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, в которых ... грамматические основы.

Для того чтобы правильно определять структуру предложения, необходимо правильно выделять главные члены предложения.

    Подлежащее обозначает производителя действия и отвечает только на вопросы именительного падежа: кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются (это дополнение).

Мне надо доделать упражнение (Мне - это дополнение, так как отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос ЧТО?).

Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что

1) подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? И слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются.

2) В придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.

Пример: В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внимания. (Которые - это подлежащее, так как отвечает на вопрос КТО? и указывает на то, что действие «не обращали внимания» производят дети, о которых говорилось в главной части сложноподчиненного предложения.)

3) В придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО.

Пример: Она ненавидела всё, что было связано с футболом. (Что - это подлежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «все», которое производит действие «было связано».)

4) Подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев — именем существительным или местоимением в именительном падеже. Однако надо учитывать, что подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:

А) слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже.

Пример: В вазе лежат шесть груш. На съезде присутствовало около двухсот делегатов. У любознательных учеников возникает масса вопросов.

Б) Слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном Пример: Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. Одна из сестер поступила в музыкальное училище. В соревновании участвуют лучшие из лучших.

В) Слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеже (если сказуемое стоит в форме множественного числа).

Пример: Сестра с братом учатся в разных школах.

    Сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто такой предмет? что такое предмет?:сказал, сделал, начал заниматься.

Чтобы правильно выделить сказуемое в предложении, надо помнить о том, что сказуемые бывают простыми и составными.

Простое глагольное может быть выражено:

— глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Она поет. Она будет петь. Она споет. Пусть она споет! Давай спой! Спела бы ты.

— инфинитивом: Жить — Родине служить. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.

— фразеологизмом: Он принял участие в конференции (= участвовал).

Примечание:

1. Простое глагольное сказуемое чаще всего выражается одним словом (глаголом), но может состоять из двух слов, если глагол употреблен в форме будущего сложного времени (будут читать) или в форме повелительного наклонения (пусть читают).

2. Следует избегать распространенных ошибок при выделении простого глагольного сказуемого:

нередко ученики забывают включить в состав сказуемого частицы ПУСТЬ, ДАВАЙ, БЫ, образующие формы повелительного и условного (сослагательного) наклонения: Пусть всегда светит солнце! (сказуемое ПУСТЬ СВЕТИТ). Давай поговорим об этом завтра (сказуемое ДАВАЙ ПОГОВОРИМ). Я бы не пошел (сказуемое НЕ ПОШЕЛ БЫ).

Ошибочно включают в состав сказуемого второстепенные члены: Семена созревают в плодах. (В этом предложении нельзя в качестве сказуемого выделить сочетание слов «созревают в плодах», так как «в плодах» - обстоятельство места.)

Составное глагольное сказуемое= вспомогательный глагол + инфинитив:

    Он стал говорить взволнованно.

A) Вспомогательный глагол со значением начала, конца или продолжения действия + инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает смеяться. Мы закончили выполнять упражнение. Я перестал бегать по утрам.

Б) Вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к действию + инфинитив: Я хочу много путешествовать. Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться. Она стремится много тренироваться.

B) Вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Он боялся опоздать на экзамен. Мы не любим много путешествовать. Они думали прийти вовремя.

Г) Краткое имя прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Она согласна выйти за него замуж.

Они вынуждены жить далеко от Родины. Вы должны немедленно уехать.

Д) НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Надо мыть руки перед едой. Мне нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать работу к сроку. Правила не надо учить, достаточно практиковаться.

Примечание: Следует избегать распространенных ошибок при выделении составного глагольного сказуемого:

— нередко ученики неверно определяют границы составного глагольного сказуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть: Они начнут готовиться к соревнованиям. В этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только одно слово «начнут», так как оно не называет то главное действие, которое совершает подлежащее «они», а только указывает на фазу его протекания (начало выполнения). Сказуемым будет сочетание слов «начнут готовиться»: вспомогательный глагол «начнут» выражает грамматическое значение (указывает на то, что действие будет происходить в скором времени), а инфинитив «готовиться» - лексическое, то есть непосредственно называет действие).

Инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если

A) инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц: Все просили ее спеть что-нибудь. Подлежащее «они» совершает только действие, названное глаголом «просили» (все просили, а спеть должна она). Инфинитив «спеть» в этом случае будет являться дополнением.

Инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением - значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять: умоляет о чем? приехать в гости; предложил что? пойти на дискотеку.

Б) Инфинитив зависит от глагола движения: Он пришел узнать информацию о предстоящих переводных экзаменах. (Инфинитив «узнать», употребленный при глаголе движения «пришел», является обстоятельством цели.)

B) К инфинитиву можно задать вопрос, КАКОЙ? Охота странствовать напала на него.

Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.

Итак, инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами - второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет - часть составного глагольного сказуемого.

Составное именное сказуемое =

Глагол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Мой папа - врач.

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

А) глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Примечание: в настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме: Он студент. Он был студентом. Он скоро будет студентом.

Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является хозяйкой этой машины. На улице становится холодно. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным.

В) глагол-связка со значением движения, положения в пространстве + именная часть:

Осень пришла дождливая. Он ушел успокоенный.

Способы выражения именной части

Примечание: Следует избегать распространенных ошибок при выделении составного именного сказуемого: нередко ученики неверно определяют границы составного именного сказуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть: Сюжет комедии оказался оригинальным.

В этом предложении нельзя выделять в качестве сказуемого только одно слово «оказался», так как оно не дает исчерпывающей характеристики подлежащему «сюжет». Важно, что сюжет был нов, необычен. Сказуемым будет сочетание слов «оказался оригинальным»: глагол-связка «оказался» выражает грамматическое значение (указывает на то, что событие было в прошлом), а имя прилагательное «оригинальным» - лексическое, то есть непосредственно характеризует подлежащее.

Упражнение № 2

Задание № 1. Выпишите грамматическую основу предложения.

А ей теперь нужен только покой.

    Ответ: покой нужен

Задание № 2. Выпишите грамматическую основу предложения.

Мы ввели ей тонизирующее средство.

Ответ: мы ввели

Задание № 3. Выпишите грамматическую основу предложения.

И люди с сигаретами в тонких, плотно сжатых губах, захватив с собой машины и шланг, захватив ящик с жидкой меланхолией и темной густой массой, не имеющей названия, покинули комнату.

    Ответ: люди покинули

Задание № 4. Выпишите грамматическую основу предложения.

Теперь выражение их было нежным и спокойным.

Ответ: выражение было нежным и спокойным

Задание № 5. Выпишите грамматическую основу предложения.

Он встал, поднял шторы и, широко распахнув окна, впустил в комнату свежий ночной воздух.

    Ответ: он встал, поднял, впустил

Задание № 6. Выпишите грамматическую основу предложения.

Неужели в пожарные команды людей подбирали не только по склонности, но и по внешнему виду.

Ответ: подбирали

Задание № 7. Выпишите грамматическую основу предложения.

Монтэг вышел через стеклянную дверь и, не отдавая отчета, пересек лужайку.

    Ответ: Монтэг вышел, пересёк

Задание № 8. Выпишите грамматическую основу предложения.

Мне прислали роль сегодня утром.

Ответ: прислали

Задание № 9. Выпишите грамматическую основу предложения.

И в следующее мгновение пожарные уже бежали по лестнице, размахивая сверкающими топориками в застоявшейся темноте пустых комнат, взламывали незапертые двери, натыкаясь друг на друга, шумя и крича, как ватага разбушевавшихся мальчишек.

    Ответ: пожарные бежали, взламывали

Задание № 10. Выпишите грамматическую основу предложения.

Свет отражался в кусочках рубинового стекла, слабо переливался и мерцал на тончайших, как капилляры, чувствительных нейлоновых волосках в ноздрях этого странного чудовища, чуть заметно вздрагивающего на своих восьми паучьих, подбитых резиной лапах.

    Ответ: свет отражался, переливался, мерцал

Упражнение № 3

Задание № 1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой.

Ответ: 3

Задание № 2. Укажите количество грамматических основ в предложении.

В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков - музыка и голоса, музыка и голоса - волнами омывает берега ее бодрствующего мозга.

Ответ: 2

Задание № 3. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Монтэгу чудилось, что он слышит каждое движение ее рук в такт шагам, что он услышал даже тот легчайший, неуловимый для слуха звук - светлый трепет ее лица, когда, подняв голову, она увидела вдруг, что лишь несколько шагов отделяют ее от мужчины, стоящего посреди тротуара.

Ответ: 5

Задание № 4. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Казалось, она готова была отпрянуть назад, но вместо того она пристально поглядела на Монтэга, и ее темные, лучистые, живые глаза так просияли, как будто он сказал ей что-то необыкновенно хорошее.

Ответ: 5

Задание № 5. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Потом, видя, что девушка, как завороженная, смотрит на изображение саламандры, на рукаве его тужурки и на диск с фениксом, приколотый к груди, он заговорил.

Ответ: 2

Задание № 6. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Монтэгу казалось, будто она кружится вокруг него, вертит его во все стороны, легонько встряхивает, выворачивает карманы, хотя она не двигалась с места.

Ответ: 3

Задание № 7. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Каждую ночь сюда врывался океан звуков и, подхватив Милдред на свои широкие крылья, баюкая и качая, уносил ее, лежащую с открытыми глазами, навстречу утру.

Ответ: 1

Задание № 8. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Это тонкое лицо напоминало циферблат небольших часов, слабо светящийся в темной комнате, когда, проснувшись среди ночи, хочешь узнать время и видишь, что стрелки точно показывают час, минуту и секунду, и этот светлый молчаливый лик спокойно и уверенно говорит тебе, что ночь проходит, хотя и становится темнее, и скоро снова взойдет солнце.

Ответ: 7

Задание № 9. Укажите количество грамматических основ в предложении.

В ее глазах, как в двух блестящих капельках прозрачной воды, он увидел свое отражение, темное и крохотное, но до мельчайших подробностей точное - даже складки у рта, — как будто ее глаза были двумя волшебными кусочками лилового янтаря, навеки заключившими в себе его образ.

Ответ: 2

Задание № 10. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Ее лицо было, как остров, покрытый снегом, если дождь прольется над ним, оно не ощутит дождя, если тучи бросят на него свою вечно движущуюся тень, оно не почувствует тени.

Ответ: 5