Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018

Первый раздел
Тест № 1

Часть 1

    Прослушайте текст и выполните задание 1 на бланке ответов № 2.

    Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложена

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

    Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Объём изложения - не менее 70 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Она (Татьяна) не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает; она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о ней иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин. И вот она твердо говорит Онегину: «Но я другому отдана, / И буду век ему верна».

Высказала она это именно как русская женщина. Но что же: потому ли она отказалась идти за ним, что она, «как русская женщина» (а не южная или не французская какая-нибудь), не способна на смелый шаг? Нет, русская женщина смела. Но она «другому отдана и будет век ему верна».

Кому же, чему же верна? Каким это обязанностям? Этому-то старику генералу, которого она не может же любить, потому что любит Онегина. Да, верна этому генералу, ее мужу, честному человеку, ее любящему, ее уважающему и ею гордящемуся. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если позади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастий?

Позвольте, представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой. И вот представьте себе тоже, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, не Шекспира какого-нибудь, а просто честного старика, мужа молодой жены, в любовь которой он верит слепо, хотя сердца ее не знает вовсе, уважает ее, гордится ею, счастлив ею и покоен. И вот только его надо опозорить, обесчестить и замучить и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание! Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос.

(По Ф. М. Достоевскому.)

Часть 2

    Прочтите текст и выполните задания 2 — 14.

О щедрости

(1) Вы не знали моего прадеда?.. (2) Жаль... (3) Это был добрый и привлекательный человек... (4) Ему было уже 76 лет, когда Господь отозвал его в Свои селения. (5) Он был резчик по дереву, большой мастер; и тонкие работы удавались ему прямо удивительно: кружево да и только, и с каким вкусом! (6) А больше всего он радовался, когда мог подарить какую-нибудь изящнейшую вещицу значительному, талантливому человеку. (7) Тогда он приговаривал: “ведь этим я вошел в его жизнь, я помог ему найти в жизни хоть маленькую радость” ... — и улыбался счастливой улыбкой.

(8) А значит, вы его все-таки встречали?.. (9) Да, да, это был он; с длинными белыми волосами... (10) Высокий лоб, мечтательные, немножко отсутствующие глаза и незабываемая улыбка: будто все вокруг улыбнулось... (11) Да, и последние годы он ходил немного сгорбившись. (12) Вот о нем-то я и хотел вам рассказать.

(13) Видите ли, когда я наблюдаю современную жизнь, то мне часто кажется, что люди придают чрезмерной значение всякому имуществу и богатству, как будто большое состояние равносильно большому счастью. (14) А это совсем неверно. (15) Кто так думает и чувствует, тот наверно проживет несчастливую жизнь. (16) И этому я научился у моего покойного прадеда. (17) Ему всю жизнь приходилось зарабатывать себе пропитание, и это давалось ему подчас нелегко; и несмотря на это, он был одним из самых счастливых людей на свете. (18) Вы спросите, как это ему удавалось?.. (19) А это он и называл “искусством владения” — или щедростью.

(20) Он был седьмым в своей семье, и притом младшим; одни мальчики. (21) Старшие братья были все черствые и жадные. (22) На него они смотрели свысока и ничего ему не давали. (23) Родители у него умерли рано, и он едва мог дотянуть до конца городского училища. (24) Тогда братья заявили ему: “изволь сам себе зарабатывать пропитание”. (25) Ссориться и пререкаться он не любил и стал учиться тому, к чему его особенно тянуло: резьбе по дереву и игре на скрипке. (26) С резьбою у него сразу пошло; деревянные вещи его очень нравились. (27) И он объяснял это так: “я от души это делаю, с любовью, а люди это чувствуют; ведь они все ищут в жизни любви, прямо голодают по ней; вот им и нравится” ...

(28) Через год он не только зарабатывал себе на хлеб (жизнь-то тогда была дешева), но платил сам и за скрипичные уроки. (29) Тогда он ушел от братьев и стал жить у бездетного дяди. (30) Там его тетка очень любила; так и называла его - “голубчик мой”. (31) А в нем и вправду было что-то голубиное. (32) А уж образование свое он позднее пополнял ненасытным чтением.

(33) Бывало, только возьмет в руки смычок, так мелодия и польется. (34) Все сидят и слушают, как очарованные, и у всех глаза влажные. (35) И горечь жизни забудешь: будто все заботы и тягости с тебя сняли и только сердце поет.

(36) Бедности он не знал. (37) Но и богатым никогда не был. (38) Два раза ему сватали богатых невест. (39) Он сам мне об этом рассказывал: “Обе были из твердого дерева и грубой резьбы. (40) Таких нельзя любить. (41) И никакого пения в них не было. (42) Обожали свое богатство, оно из них так и смотрело. (43) Ведь у каждого из нас свое главное из глаз глядит, а у них глядела жадность”. (44) Позднее он женился на моей прабабушке и жил с ней душа в душу. (45) Она была необычайной доброты, бедна, но умна и первая певунья на свадьбах; все старинные свадебные песни знала и как зальется, так все слушают и не дышат.

(46) Когда прадед начинал бывало рассказывать или советы давать, я мог слушать часами, неотрывно. (47) “Слушай, малыш, — говорил он мне не раз, — есть особое искусство владеть вещами; и в нем секрет земного счастья. (48) Тут главное в том, чтобы не зависеть от своего имущества и не присягать ему, потому что имущество должно служить нам и повиноваться. (49) Одно из двух - или ты им владеешь, или оно на тебе поедет. (50) А оно — хитрое. (51) Только заметит, что ты ему служишь, так и начнет подминать тебя и высасывать. (52) И тогда уж держись: проглотит тебя с душою и телом. (53) Человек должен быть свободным, чтобы не боятся за свое богатство и чтобы не трепетать перед ним. (54) Иначе имущество, как ночной упырь, начнет высасывать человека, унижать его и все-таки однажды, хотя бы в час смертный, покинет его навсегда...”

(55) Имущество может стать бременем, идолом, каторгой. (56) Недаром сказано в Евангелии о маммоне. (57) Кто верует в Бога, тот не может веровать в богатство;

а кто раз преклонился перед чужим или перед своим богатством, тот сам не заметит, как начнет служить дьяволу...”

(58) “Дело не в том, чтобы отменить или запретить всякое имущество; это было бы глупо, противоестественно и вредно. (59) Дело в том, чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным, чтобы было легко думать об имуществе, определяя судьбу каждой своей вещи с легкостью. (60) Мое достоинство не определяется моим имуществом; моя судьба не зависит от моего владения; я ему не цепная собака и не ночной сторож; я не побирушка, выпрашивающий копейку у каждого жизненного обстоятельства и прячущий ее потихоньку в чулок. (61) Стыдно дрожать над своими вещами; еще стыднее завидовать более богатым. (62) Надо жить совсем иначе: где нужно, там легко списывать со счета; где сердце заговорит — с радостью дарить, снабжать, где у другого нужда; с радостью жертвовать, не жалея и не требуя возврата, если другому невмоготу; и братски забывать о процентах. (63) И главное, — слышишь, малыш, - никогда не трепетать за свое имущество: “Бог дал. Бог и взял, да будет благословенная воля Его”. (64) Кто трясется за свое богатство, тот унижается, теряет свое достоинство; а низкому человеку с низкими мыслями лучше вообще не иметь богатства...”

(65) Богатому человеку, по-моему, нужно много сердца; тогда можно считать, что он заслужил свое богатство. (66) Много денег и мало сердца - значит тяжелая судьба и дурной конец”.

(67) Бывало, придёт, поговорит так и возьмется за свою скрипку и начнет играть старинные русские песни, одну за другой: “Верный наш колодец” и “Не пой, соловушка” и еще много других; а я сижу счастливый и слушаю...

(68) И все это он навсегда врезал мне в душу. (69) И песни эти я и сейчас не могу слышать равнодушно. (70) Эх, сколько свободы и доброты в русском человеке! (71) Какая ширина, и глубина, и искренность в его песнях!

(72) И кажется мне, что прадед мой думал и жил как настоящий мудрец, к сожалению, для многих неизвестный ...

(По И. А. Ильину.)

Ильин Иван Александрович (1882 — 1954) - русский мыслитель, философ, публицист и общественный деятель.

Ответами к заданиям 2 — 14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке с образцами.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему прадед не захотел в молодости жениться на богатой невесте?»

    1) Богатые невесты были некрасивы.

    2) Его обидело поведение невест.

    3) У них из глаз глядела жадность.

    4) Любил творчество и свободу.

    Ответ: 3

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) ...он радовался, когда мог подарить какую-нибудь изящнейшую вещицу значительному, талантливому человеку.

2) ...“ведь этим я вошел в его жизнь, я помог ему найти в жизни хоть маленькую радость” ...

3) ...люди придают чрезмерной значение всякому имуществу и богатству, как будто большое состояние равносильно большому счастью.

4) Она была необычайной доброты, бедна, но умна и первая певунья на свадьбах; все старинные свадебные песни знала.

Ответ: 2

4. Из предложений 65 — 68 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение»?

    Ответ: придёт

5. Из предложений 25 — 32 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила?

    Ответ: деревянная

6. Замените разговорное слово «побирушка» в предложении 60 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ: нищий, попрошайка

7. Замените словосочетание «деревянные вещи» (предложение 26), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    Ответ: вещи из дерева

8. Выпишите грамматическую основу предложения 54.

    Ответ: Имущество начнет высасывать, унижать, покинет

9. Среди предложений 59 — 63 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: 60

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

(1) И главное, — слышишь, (2) малыш, (3) — никогда не трепетать за свое имущество: “Бог дал. Бог и взял, (4) да будет благословенная воля Его”. Кто трясется за свое богатство, (5) тот унижается и теряет свое достоинство; а низкому человеку с низкими мыслями лучше вообще не иметь богатства...”

Богатому человеку, (6) по-моему, (7) нужно много сердца; тогда можно считать, (8) что он заслужил свое богатство. Много денег и мало сердца — значит тяжелая судьба и дурной конец”.

    Ответ: 6, 7

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 57. Ответ запишите цифрой.

    Ответ: 5

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Тут главное в том, (1) чтобы не зависеть от своего имущества и не присягать ему. Имущество должно служить нам и повиноваться. Одно из двух - или ты им владеешь, (2) или оно на тебе поедет. А оно - хитрое. Только заметит, (3) что ты ему служишь, (4) так и начнет подминать тебя и высасывать. И тогда уж держись: проглотит тебя с душою и телом.

    Ответ: 1, 3, 4

13. Среди предложений 47-54 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: 53

14. Среди предложений 64 - 67 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: 65

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Г. Паустовского.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И кажется мне, что прадед мой думал и жил как настоящий мудрец, к сожалению, для многих неизвестный...».

    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЩЕДРОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое щедрость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.