Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018
Первый раздел
Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения того или иного слова (15.3)
Формулировка задания 15.3:
Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое благодарность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему с опорой на текст, предложенный во второй части экзаменационной работы.
За тезис, положенный в основу сочинения, берётся собственное определение, которое ученик даёт морально-этическому понятию, указанному в формулировке задания и связанному с содержанием исходного текста.
В качестве морально-этических понятий, предложенных для анализа при написании сочинения 15.3, могут быть следующие: благодарность, взаимовыручка, внутренний мир человека, выбор, добро, доброта, дружба, жизненные ценности, красота, настоящее искусство, неуверенность в себе, нравственный выбор, любовь, материнская любовь, ответственность, природа, самовоспитание, сила духа, сострадание, справедливость, счастье, человечность и т. д.
При выполнении задания 15.3 ученику нужно дать собственное определение тому или иному морально-этическому понятию, прокомментировать его (например, показать важность этого морально-этического понятия в нашей повседневной жизни), а затем привести два аргумента в защиту своей точки зрения: один — из исходного текста, другой - из собственного жизненного опыта.
Сочинение 15.3 должно соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение» и строиться по следующей схеме:
1) Вступление (1-ый абзац), в котором мы объясняем, как понимаем значение того слова, которое указано в формулировке задания.
Для этого сначала даём своё определение морально-этическому понятию, используя один из возможных способов толкования лексического значения слова:
а) перечисляем основные признаки, составляющие понятие (например, дружба
— это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях);
б) перечисляем синонимы (например, смелость - это храбрость, отвага, бесстрашие);
в) указываем на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие (например, человечность - это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости).
Затем комментируем данное нами определение, расширяя свой ответ. Можно сказать о том, насколько актуально сегодня это морально-этическое понятие; какую роль оно играет в нашей жизни; что в своих афоризмах говорили об этом понятии известные люди.
2) Основная часть (2-ой, 3-ий абзацы), в которой следует обосновать выдвинутый во вступлении тезис (этим тезисом является данное нами толкование указанного в задании 15.3 морально-этического понятия) и привести ДВА доказательства справедливости своих суждений (каждый из них даётся в новом абзаце).
Первый аргумент мы приводим из исходного текста: кратко рассказываем о том, какие поступки совершает герой и как они связаны с анализируемым морально-этическим понятием. При этом обязательно указываем номера соответствующих предложений или применяем цитирование.
Второй аргумент мы приводим, опираясь на собственные жизненные впечатления и обобщая разные фактов. Ими могут быть:
• случай из собственной жизни;
• случай из жизни других людей (родителей, знакомых, друга или подруги);
• поучительная история из жизни выдающегося, известного, уважаемого человека (исторического деятеля, учёного, философа, писателя, поэта, художника, актёра и т. д.) или ссылка на его мнение;
• жизненная история, освещавшаяся в средствах массовой информации;
• читательский и зрительский опыт;
• обращение к историческим фактам.
3) Итоговый вывод (4 абзац), в котором ещё раз подчеркиваем непреходящее значение и важность в наши морально-этического понятия, указанного в формулировке темы сочинения.
Взяв за основу приведённую выше схему, напишем сочинение 15.3 — «Что такое благодарность?» — и приведём два аргумента в доказательство своей точки зрения, опираясь на текст К. Г. Паустовского и собственный жизненный опыт.
1. Вступление (1 абзац)
В начале сочинения зададим вопрос: «Что же такое благодарность?» Затем, перечислив основные признаки, составляющие суть этого морально-этического понятия, приведём его толкование: «Это чувство признательности к кому-либо за оказанную помощь, проявленное внимание или вовремя данный ценный совет».
Прокомментируем данное нами определение. Укажем на то, что благодарность — не просто способность ценить то хорошее, доброе, что делают для нас окружающие. Это ещё и умение в знак признательности совершать ответные благородные поступки.
Вспомним высказывание древнегреческого мудреца Эзопа о том, что «благодарность — признак благородства души человека». Завершим этим афоризмом свои рассуждения, что придаст им большую убедительность.
Логически свяжем первый абзац с последующими частями сочинения, используя клишированную фразу: «Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст К. Г. Паустовского и собственный жизненный опыт».
Итак, вступительная часть сочинения будет выглядеть следующим образом (жирным шрифтом выделены клишированные фразы):
Что же такое благодарность? По моему мнению, это чувство признательности к кому-либо за оказанную помощь, проявленное внимание или вовремя данный ценный совет. Однако благодарность — не просто способность ценить то хорошее, доброе, что делают для нас окружающие. Это ещё и умение в знак признательности совершать ответные благородные поступки. Не случайно древнегреческий баснописец Эзоп считал благодарность «признаком благородства души человека». Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст К. Г. Паустовского и собственный жизненный опыт.
2. Основная часть (2-ой, 3-ий абзацы)
Чтобы привести первый аргумент, внимательно прочитаем текст К. Г. Паустовского. Выделим в нём ключевые предложения, которые помогут найти ответы на следующие вопросы:
• кто из героев текста испытывает чувство благодарности?
• кому и за что этот герой благодарен?
• каким образом выражает свою признательность?
Кратко ответим на эти вопросы, процитируем в доказательство справедливости своих слов небольшой фрагмент теста и запишем первый аргумент:
В тексте К. Г. Паустовского дед Ларион благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время сильного лесного пожара: «— Этот заяц, — сказал дед, — спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь - бросить...» Охотник понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня. Поэтому в благодарность за спасение дед Ларион вылечил зайца, оставил жить у себя и стал всячески заботиться о нём.
Чтобы привести второй аргумент, обратимся к читательскому опыту и вспомним русскую народную сказку «Лягушка-царевна», которая учит тому, что благодарность необходима в нашей жизни, так как добро порождает ответное добро:
Размышляя над вопросом, что же такое благодарность, не могу не вспомнить русскую народную сказку «Лягушка-царевна». Иван-царевич сначала хотел убить медведя, зайца и щуку, а потом пожалел их. В благодарность за это животные помогли ему одолеть Кощея Бессмертного.
3. Итоговый вывод (4 абзац)
Последний абзац сочинения можно начать, используя следующую клишированную фразу: «Подводя итог сказанному выше, сделаю следующий вывод...»
Делая итоговый вывод, отметим, что как важно в знак благодарности сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал нам помощь.
Соберём воедино получившийся текст и получим следующее сочинение по заданию 15.3:
Что же такое благодарность? По моему мнению, это чувство признательности к кому-либо за оказанную помощь, проявленное внимание или вовремя данный ценный совет. Однако благодарность - не просто способность ценить то хорошее, доброе, что делают для нас окружающие. Это ещё и умение в знак признательности совершать ответные благородные поступки. Не случайно древнегреческий баснописец Эзоп считал благодарность «признаком благородства души человека». Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст К. Г. Паустовского и собственный жизненный опыт.
В тексте К. Г. Паустовского дед Ларион благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время сильного лесного пожара: «— Этот заяц, - сказал дед, - спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь - бросить...» Охотник понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня. Поэтому в благодарность за спасение дед Ларион вылечил зайца, оставил жить у себя и стал всячески заботиться о нём.
Размышляя над вопросом, что же такое благодарность, не могу не вспомнить русскую народную сказку «Лягушка-царевна». Иван-царевич сначала хотел убить медведя, зайца и щуку, а потом пожалел их. В благодарность за это животные помогли ему одолеть Кощея Бессмертного.
Подводя итог сказанному выше, сделаю следующий вывод: на добро следует отвечать добром. Поэтому так важно в знак благодарности сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал нам помощь.
Попробуйте свои силы, выполнив тест № 1 в формате ОГЭ.