Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018

Второй раздел
Сочинительные союзы
Отсутствие запятой перед союзом и в сложносочинённом предложении

Соединительные

Разделительные

Противительные

И

ДА (в значении И)

НИ-НИ

ТОЖЕ

ТАКЖЕ

НЕ ТОЛЬКО, НО И КАК, ТАК И

ИЛИ (ИЛЬ)

ЛИБО

ТО-ТО

НЕ ТО — НЕ ТО

ТО ЛИ — ТО ЛИ

А

НО

ДА (в значении НО)

ОДНАКО

ЗАТО

ЖЕ

Учитесь на своих ошибках, признайте их и двигайтесь дальше (Стив Джобс).

Только тот по- настоящему счастлив и велик, кому не нужно ни подчиняться, ни приказывать для того, чтобы представлять собой что-то (Иоганн Вольфганг Гёте).

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — тоже проявлять истинную человечность (По Конфуцию).

Вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас большую веру, также сильнейший страх (Цезарь Гай Юлий).

В следующий раз сделай или лучше, или по-другому (китайская мудрость).

Даже после поражения, после очередного падения снова поднимайся и стремись вперед и вверх!

Ты либо разобьешься, либо у тебя за спиной вырастут крылья... (Мария Эбнер- Эшенбах).

Душа взвинтилась, напряглась, ждет душа удара, и неизвестно, откуда занесен удар: то ли из тучи молнией судьба грозит, то ли кто-то незнакомый смотрит ей в спину сзади (По В. Шишкову).

Бабушка занята своим делом - не то штопает, не то шьет (Олеша).

Старайтесь стать не успешным, а ценным человеком (Альберт Эйнштейн).

Чудеса иногда случаются, но над этим приходится слишком много работать (Хаим Вейцман).

Тысячи путей ведут к заблуждению, да к истине — только один (По Жан-Жаку Руссо).

Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы... (По Марии Эбнер- Эшенбах).

Великий человек совершает великие дела, зато хороший человек делает дела на века (По Марии Эбнер-Эшенбах).

Огонек интеллигентности надо поддерживать, чтение же является ее топливом (По Д. С. Лихачеву).

Упражнение № 8

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, обозначьте графически сочинительный союз, соединяющий однородные члены.

1) В сопоставлении с деревенскими соседями Онегин выгляд...т не только как просв...щё...ый столичный житель но и как л...берал. (Ю.М. Лотман.) 2) В кругах Союза Благоденствия оброк считался не только более легкой формой крепос...ой завис..мости но и путем к осв...бождению крестьян. (Ю. М. Лотман.) 3) Возр...дит...ся душой должен был не только Чичиков но и другие герои — даже Плюшкин может быть наиболее «мёртвый» из всех. 4)Пушкин знал Канта не только по упом...наниям в «Письмах русского путешестве...ика» и вероятно рассказам Карамзина но и по лекциям кантианца и шеллингианца А. И. Галича. (Ю. М. Лотман.) 5)«Плаканье на цветы» может быть связа...о не только с желанием отвратить засуху но и с обрядом замаливания грехов. (Ю. М. Лотман.) 4) Любая а не только «неправильная» дуэль была в России уголовным пр...ступлением и каждая дуэль становилась в дальнейшем предметом судебного разб...рательства. (Ю. М. Лотман.)

Двойной сочинительный союз «как...так и» может соединять части сложносочиненного предложения, а может использоваться для соединения однородных членов.

Упражнение № 9

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, обозначьте графически сочинительный союз, соединяющий однородные члены.

1) Сказочные истории любят как дети так и взрослые. 2) У каждого р...гиона есть много особе...остей как в природе так и в людских нравах. 3) Банк искал способы повысить эффективность сети как для своей ком...ерческой деятельности так и для своих клиентов. 4) Когда (то) в этом крае как белых так и голубых песцов было великое множество. 5) Эти бактерии сохраняются как при высоких так и при низких температурах. 6) Для осв...щения праз...ничной улицы использовались как электрические г...рлянды так и фонари. 7) В комп... зиции двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 8) Учёные стремились как к синтезу наблюдения так и к определению филосо...ской сущности вещей. 9) Стихи с...мволистов требовали от читателя как пост...жения непозна...ого так и сотворчества. 10) Наш к...ртеж останавливалась как на больших так и на маленьких станциях. 11) Художники способны как описать предмет так и представить его в новом свете.

Запомните!

Части двойных союзов «не только ...» но и ...»; «как ..., так и...» являются постоянными. Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только ..., а также ...» (вместо «не только..., но и...»), «как ...» а также ...» (вместо «как ..., так и...»).

Неправильно построенные предложения:

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, а также из неофициальных источников.

В данных предложениях использованы неправильные пары двойных союзов. Союзов «не только ..., а также ...», «как ..., а также ...» в русском языке нет.

Правильными будут следующие варианты построения этих предложений: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.

Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

Внимательного к себе отношения требует слово «однако»: выступая в роли вводного слова, оно требует пунктуационного выделения, но, являясь союзом, не выделяется запятой, находясь в начале предложения.

Однако

Является вводным словом и выделяется запятыми

Является союзом и не выделяется запятыми

Если стоит в середине предложения и его нельзя заменить союзом НО.

Пример: Он был, однако, угрюм и молчалив.

Если стоит в начале или в середине предложения и его можно заменить союзом НО.

Пример: Однако (= но) он ничего не знает.

Ветер утих, однако (= но) шторм продолжался.

Упражнение № 10

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Определите значение слова «однако».

1) Однако пол...жение оброчных крестьян все же было более лёгким и перевод на оброк восприн...мался (в) начале 1820-х гг. как мера либеральная если оброк был «лёгким» - даже вольнодумная. 2) Однако то что Ларины въезжают в Москву через Тверскую заставу (по П...тербургской дороге) и находятся в пути семь суток позволяет читателю сделать вывод что «деревенская» часть романа разв...вается в (северо) западном конце России вероятно в Псковской губернии. 3) Соседи однако обвиняют Онегина не в пьянстве а в м...товстве: он пьет целыми стаканами дорогое импортное вино соседи же употребляют напитки домашней фабрикации. 4) Однако при наивной книжности у начитавшейся романов героини есть непосредстве...ость и способность к чувству отсутствующие в душе «трезвого» героя. 5) Однако указание на то что «Татьяна поясок шёлковый сняла» - не простое описание раздевания девушки готовящейся ко сну а магический акт равнозначный снятию креста. 6) Татьяна однако читала английского романиста по француз...кому переводу. 7) Противопоставляя Онегина соседям Пушкин однако внес ноту скепсиса в значимость его обществе...ой позиции. 8) Посылая письмо Онегину Татьяна ведёт себя по нормам поведения героини романа однако реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала XIX в. делали такой поступок немысл...мым. 9) Однако героев «Евгения Онегина» Пушкин не повел «под венец» к счас...ливому супружеству а обрек их на разлуку взаимное непонимание и одиночество. 10) Критика однако довольно долго пр...бывала в растеря...ости. (По Ю. М. Лотману.)

Сочинительные союзы выполняют две функции: они могут соединять однородные члены между собой или простые предложения в составе сложносочиненного. Наличие в предложении сочинительных союзов, соединяющих только однородные члены, не позволяет определить данное предложение как сложносочинённое. Только если сочинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложного, тогда мы определяем данную синтаксическую конструкцию как сложносочинённое предложение.

Например,

1. Вот Марковна и старается, раскатывает тесто, прокладывает маслом и велит относить на лед (И. Шмелев).

Данное предложение простое, осложненное однородными членами. Союз И соединяет однородные сказуемые.

2. Пришла весна, и соловьев купают, а то и не будут петь (И. Шмелев).

Это сложносочиненное предложение, в котором первое и второе простое предложение связаны при помощи союза И, третье ко второму присоединяет противительный союз А.

Сочинительные союзы выполняют две синтаксические функции:

1. Соединяют простые предложения в составе сложносочиненного;

2. Соединяют однородные члены предложения.

Умейте отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного: в простом предложении действие производит ОДНО лицо:

«Он растолкал маму и попросил напиться» (А. Гайдар).

Он «растолкал», и он же «попросил напиться».

В сложносочиненном предложении действия совершают РАЗНЫЕ лица: «Тогда они позвали ямщика, и ямщик забрал вещи» (А. Гайдар).

Они «позвали», и «ямщик забрал».

    Если сочинительный союз И соединяет части сложносочиненного предложения, то мы ставим запятую перед союзом И.

Тогда они позвали ямщика, и ямщик забрал вещи и понес их в буфет вокзала.

В предложении сочинительный союз И соединяет два предложения в составе сложносочиненного (две грамматические основы: «они позвали», и «ямщик забрал и понёс»), поэтому мы ставим запятую перед союзом И.

    Если сочинительный союз И соединяет однородные члены, то мы НЕ СТАВИМ запятую перед союзом И!

1) Авторы «Двенадцати стульев» шутили очень рискованно и издевались над традиционными советскими пропагандистскими установками.

    2) Критики-современники это, безусловно, заметили, и все же нашлись у них основания не спешить с разгромными отзывами.

В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые «шутили» и «издевались», поэтому запятую перед союзом И мы не ставим.

Во втором предложении союз И соединяет части сложносочинённого предложения (две грамматические основы: «критики-современники» «заметили» и «основания» «нашлись»), поэтому мы ставим запятую перед союзом И.

Алгоритм определения структуры предложения:

1) определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

— если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

— если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2) выявите границы простых предложений в составе сложного;

3) посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

— если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие или тире), значит, перед вами сложное бессоюзное предложение;

— если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.,), предложение сложносочиненное.

Если части сложносочиненного предложения объединены каким-либо общим для них элементом, запятая перед союзами И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО не ставится:

    1. Общий второстепенный член предложения:

В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт (М. Горький).

    2. Общая придаточная часть сложноподчиненного предложения:

(Когда Каштанка проснулась) было уже светло и с улицы доносился шум какой бывает только днём (А. П. Чехов).

    3. Общее вводное слово или вводное предложение:

    Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее.

    4. Вопросительные предложения:

    Когда состоится заседание кафедры и какова повестка дня?

    5. Побудительные предложения:

    Пусть кончится зима и наступит весна!

    6. Восклицательные предложения:

    Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок!

Упражнение № 11

    Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Укажите причину отсутствия запятой в сложносочиненном предложении, указав цифру, соответствующую правильному ответу:

    1 — общий второстепенный член;

    2 — общее придаточное предложение;

    3 — общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение;

    4 — вопросительные предложения;

    5 — побудительные предложения;

    6 — восклицательные предложения;

    7 — односоставные неопределенно-личные предложения, если предполагается один и тот же производитель действия;

    8 — безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых;

    9 — назывные предложения.

1) К ночи стало холоднее и лужи под...ернулись льдом. (________________________________________ ) 2) Вскоре набежали ч...рные тучи и пр...гремел гром. (________________________________________ ) 3) Подготов...тесь к соревнованиям и выступ...те лучше всех! (…) 4) На площад... в центре города опять собрались митингующие и звучали громкие голоса выступающих. (...) 5) Уже совсем ра...вело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату. (...) 6) Арестова...ых тоже куда(то) увозили и только что вернули назад. (...) 7) Необходимо собрать все заявки на ремонт и надо срочно составить по ним заключения. (...) 8) На грядках поспели огурцы и покраснели ра...ие сорта помидоров. (...) 9) Сквоз... дождь лучилось солнце и ра...кидывалась радуга от края до края. (М. Пришвин.) (...) 10) Звезды уже начинали бледнеть и небо с...рело когда к...ляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев.) (...) 11) Когда обед и что будут подавать? (...) 12) Высоко небо и прекрасна земля под ним! (...) 13) По словам стар...жилов рыба в нашем озере и...чезла и зверь в этих лесах выв...лся. (...) 14) Как он нелеп и как смешны все его выходки! (...) 15) В сумерках на небе начали появлят...ся первые звезды и зажглись огни в окнах домов. (...) 16) С деревьев капало и в воздухе веяло весной. (...) 17) Вы придёте ко мне на день рождения или я должен зайти к вам? (...) 18) Словом время уже истекло и пора было уходить. (...)

Упражнение № 12

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы предложений.

1) Луга покрылись цветами и Лиза пришла в Москву с ландышами. (Н. М. Карамзин.) 2) Наступил вечер надлежало возвратит...ся домой и цветы были броше...ы в Москву-реку. (Н. М. Карамзин.) 3) До сего времени просыпаясь вместе с птичками ты вместе с ними веселилась утром и чистая радос...ная душа светилась в глазах твоих подобно как солнце светится в каплях р...сы небесной. (Н. М. Карамзин.) 4) Изредк... Маша задевала в сенях проволоку от дверного колокольчика и он долго позванивал. (По К. Г. Паустовскому.) 5) На одной из больших улиц встретилась ей великолепная карета и в сей карете увидела она Эраста. (Н. М. Карамзин.) 6) Казалось в комнате лежит больной и около его постели забыли погасить свет г...ревший всю ночь напр...лёт. (По К. Г. Паустовскому.) 7) Пока я умывался печь была затопле...а и на ск...вородке кипело масло. (По К. Г. Паустовскому.) 8) Ему захотелось пить и он пот...нулся к мешку развязывая его уже во сне. (А. Грин.) 9) Когда он вернулся в залу сердце его забилось и руки заметно др...жали. (А. П. Чехов.) 10) Бледно светились звёзды и мрак усилился напряжением предшествующим рас...вету. (А. Грин.) 11) Глухой шум вечернего города дост...гал слуха из глубины залива и иногда с ветром по чуткой воде влетала береговая фраза сказа...ая как (бы) на палубе. (А. Грин.)

12) Была полная ночь за бортом в чёрной воде др...мали звёзды и огни мачтовых ф...нарей. 13) В это время т...гуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря. (М. Шолохов.) 14) Порой лес начинал шуметь и с деревьев сыпался снег. (По К. Г. Паустовскому.) 15) В такую погоду и волк не рыщ...т и медведь не вылезает из берлоги. (По К. Г. Паустовскому.) 16) Со стороны садов пахло лежалыми яблоками и свежескоше...ым сеном (Л. Андреев.) 17) В парке в полной темноте сиренево светился снег и на нём чернели протаявшие и скова... ые морозом тропы. (В. Дудинцев.) 18) Незаметно потухла з...ря и по саду расползлись вечерние тени. 19) От долгого с...денья у него зат...кли ноги и заболела спина. (А. Куприн.) 20) Тут так (же) как и в зале окна были раскрыты настеж... и пахло тополем. (А. Чехов.) 21) В это самое мгновение где (то) (в)дали неожида...о ударила молния и прогр...мел гром. 22) В каюте было темно и от борта к борту переливалась вода. 23) Однажды опять похолодало и повалил снег. 24) Где будет собрание и кто его председатель? 25) Пусть светит солнце и птицы поют! 26) Слышит...? Хриплый стон и скрежет ярый! (А. С. Пушкин.) 27) С деревьев капало и вокруг пахло листвой. (А. С. Пушкин.)

Упражнение № 13

Задание № 1

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении перед союзом И;

Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась в ворота () и на улице её завинтило снежным винтом.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Ответ: 2

Задание № 2

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении перед союзом И;

Повар столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства плеснул кипятком () и обварил мне левый бок.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Ответ: 1

Задание № 3

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении перед союзом И:

Господин оценил преданность () и у самой пожарной команды наградил пса вторым куском поменьше.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Ответ: 1

Задание № 4

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении перед союзом И:

По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна () и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Ответ: 2

Задание № 5

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении перед союзом И;

Пёс удивился, совсем открыл оба глаза () и в двух шагах увидел мужскую ногу на белом табурете.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Ответ: 1

Задание № 6

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении перед союзом И:

Из миски с молоком Дарья Петровна вытаскивала куски размокшей булки, смешивала их на доске с мясной кашицей, заливала всё это сливками, посыпала солью () и на доске лепила котлеты.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Ответ: 1

Задание № 7

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении перед союзом И:

Доктор Борменталь привёз с собой дурно пахнущий чемодан () и, даже не раздеваясь, устремился с ним через коридор в смотровую.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Ответ: 1

Задание № 8

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении перед союзом И;

Тяпнутый, не сводя с пса насторожённых дрянных глаз, высунул из-за спины правую руку () и быстро ткнул псу в нос ком влажной ваты.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Ответ: 1

Задание № 9

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении перед союзом И:

В этот момент он скосил глаза на морду Шарика () и Борменталь тотчас же сломал вторую ампулу с жёлтой жидкостью.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Ответ: 3

Задание № 10

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении перед союзом И:

Какой-то кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы () и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Ответ: 1

Упражнение № 14

Найдите верные утверждения:

    1. Сочинительные союзы могут соединять как части сложносочиненного предложения, так и сложноподчиненного.

    2. Сочинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения.

    3. У сочинительных союзов две функции: они соединяют однородные члены предложения и части предложения в сложносочиненном предложении.

    4. Мы всегда ставим запятую перед сочинительным союзом И в предложении.

    5. Мы никогда не ставим запятую перед сочинительным союзом И в предложении.

    6. Всегда ставится запятая перед союзом И, если этот союз соединяет однородные члены.

    7. Не ставится запятая перед сочинительным одиночным союзом И, если этот одиночный союз соединяет однородные члены.

    8. Не ставим запятую перед сочинительным союзом И, если этот союз соединяет предложения в составе сложносочиненного.

    9. Ставим запятую перед сочинительным союзом И, если этот союз соединяет предложения в составе сложносочиненного предложения.

    Ответ: 3, 7, 9

Упражнение № 15

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1) Петербур...ская светская среда сформировала личность Евгения Онегина и пр...надлежность к высшему слою дворянства явилась тем социальным фактором который повлиял на развитие его характера.

2) Онегин получил обычное для дворянского круга воспитание и в ра...ей юности он «забав и роскоши дитя» «добрый малый».

3) А.С. Пушкин показывает один утомительно дли...ый день день жизни «свободного» дворянина (не) обременё...ого службой - суетную беззаботную насыще...ую развлечениями и любовными романами.

4) Но герой смог отказат...ся от стер...отипов светского поведения от шумного но внутре...е пустого «обряда жизни». 5) Пушкин показал как из безликой но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая (незаурядная личность. 6)Характер и жизнь Онегина показа...ы в движении развити... и уже в первой главе мы видим переломный момент в его судьбе.

7) Затворничество Онегина - его необъявле...ый конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй - шестой главах это новый этап жизни героя и автор подчёркивает что онегинская «неподражаемая странность» своеобразный протест против социальных и духовных догм подавляющих в человеке личность лишающих его права быть самим собой.

8) Пустота героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни и Онегин ищет новые духовные це...ости новый путь. 9)В Петербурге и в деревне он усердно читает книги пытается писать общается с немногими близкими по духу людьми (среди них - Автор и Ленский) а в деревне он даже попытался «порядок новый учредить» заменив барщину «оброком лёгким».

Упражнение № 16

1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Пушкин есть явление чрезвычайное и (1) может быть (2) единственное явление русского духа» (3) — сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да (4) в появлении его заключается для всех нас (5) русских (6) нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего (7) едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы (8) и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом. (Ф. М. Достоевский.)

Ответ: 8

2. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Святки — две недели зимних праздников (1) от Рождества (2) приходящегося на 7 января (3) по Крещение (4) празднуемое 19 января. Рождественские гадания своими корнями уходят во времена языческой Руси (5) и гадание «на сон» представляет собой одно из святочных гаданий. Это было опасное действие (6) в ходе которого гадающий вступает в общение с нечистой силой. Приступая к такому гаданию (7) девушки снимают с себя кресты и пояса. Интересно (8) что пояс — древний языческий символ защитительного круга (9) он сохраняет значение оберега и в русских этнографических материалах.

Ложась спать (10) “Татьяна поясок шелковый сняла” (11) и тогда она стала беззащитна перед потусторонней силой. (По Ю. М. Лотману.)

Ответ: 5, 11

3. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Исследователи отмечают двойную природу медведя в фольклоре. В свадебных обрядах раскрывается добрая (1) своя (2) человекообразная природа персонажа (3) а в сказочных — медведь — хозяин леса (4) сила (5) враждебная людям (6) связанная с водой. Медведь во сне Татьяны — «кум» хозяина «лесного дома» (7) полудемона (8) полуразбойника Онегина (9) и он же помогает героине перебраться через водяную преграду (10) разделяющую мир людей и лес. (По Ю. М. Лотману.)

Ответ: 3, 9

4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

О свадьбе мечтает Татьяна и во всех своих гаданиях старается уловить её предвестие. Но во сне свадьба странная (1) как и положено в потусторонней реальности — перевёрнутая (2) свадьба навыворот. В настоящем обряде за невестой приезжает жених (3) но тут всё наоборот. В лесной дом Онегина прибывает Татьяна (4) и ждут её чудеса не меныние (5) чем волшебный медведь-помощник... (По Ю. М. Лотману.)

Ответ: 3,4

5. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Глубокий духовный смысл названия книги «Мёртвые души» раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые (1) а живые души. Нет другой двери (2) кроме указанной Иисусом Христом (3) и всякий (4) перелазающий иначе (5) есть тать и разбойник». По Гоголю (6) души его героев не вовсе умерли (7) и в них таится подлинная жизнь — образ Божий (8) а вместе с тем и надежда на возрождение. Христос воскрешает мертвую душу и дает ей жизнь. «Не все ли мы после юности (9) так или иначе (10) ведем одну из жизней гоголевских героев? — записал в своем дневнике Герцен в июле 1842 года. — Один остается при маниловской тупой мечтательности (11) другой — буйствует a laNosdreff (12) третий — Плюшкин...»

Ответ: 3, 7

6. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Сам Пушкин (1) кажется (2) чувствовал пустоту своего героя и потому нигде не старался коротко познакомить с ним своих читателей. Он не дал ему определенной физиономии (3) и не одного человека (4) но целый класс людей представил он в его портрете: тысяче различных характеров может принадлежать описание Онегина.

Образ света получал двойное освещение. Не только как мир бездушный и механистический (5) но и как сфера (6) в которой развивается русская культура и жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил (7) поэзией. Мир Карамзина и декабристов (8) Жуковского и самого автора «Евгения Онегина» (9) и такой мир сохраняет безусловную ценность. (По Ю. М. Лотману.)

Ответ: 3, 9

7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Показателен новый подход Пушкина к интеллектуальному уровню Татьяны: в пятой главе подчеркивалась ее наивность и приверженность к «простонародной старине». Интеллектуальной элитарности Онегина противопоставлялись нравственная чистота и народность этических принципов героини. Умственный приоритет оставался за Евгением (1) а нравственный — за Татьяной. Однако в седьмой главе автор сливает интеллектуальные позиции — свою и Татьяны. Общий разговор в гостиной для нее «бессвязный пошлый вздор» (2) и «занять душу» Татьяны может только беседа Вяземского — одного из умнейших людей эпохи и (3) в данном случае (4) авторского двойника. (По Ю. М. Лотману.)

Ответ: 1, 2

8. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

А у него что есть и кто он такой? Да разве этого не видит в нем Татьяна (1) и разве она не разглядела его уже давно? Нужно признать, искатель мировой гармонии (2) прочтя проповедь Татьяне (3) поступил все-таки очень честно. И отправился с мировою тоской своею и с пролитою в глупенькой злости кровью на руках скитаться по родине (4) не примечая её (5) и осталось ему (6) кипя здоровьем и силою (7) восклицать с проклятиями: «Я молод (8) жизнь во мне крепка (9) / Мне ждать (10) тоска (11) тоска!» (По Ф. М. Достоевскому.)

Ответ: 1, 5

9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге (1) Онегин совершенно преобразился (2) и в нём ничего не осталось от прежнего (3) холодного и рассудочного человека (4) теперь он пылкий влюблённый (5) ничего не замечающий (6) кроме предмета своей любви. Онегин впервые испытал настоящее чувство (7) но оно обернулось ново любовной драмой. Теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. (По Ю. М. Лотману.)

Ответ: 2, 7

10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Пушкин оставляет характер его открытым (1) незавершённым (2) подчеркнув саму способность Онегина к резкой смене ценностных ориентиров и готовность к действию (3) к поступку. Русская женщина смело пойдет за тем (4) во что поверит (5) и она доказала это.

Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно (6) может быть (7) принял ее за «нравственный эмбрион». (Ф. М. Достоевский.)

Ответ: 5