Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018

Второй раздел
Сочинительные союзы
Придаточные изъяснительные

Упражнение № 26

Дополните текст необходимой информацией:

Придаточные ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ отвечают на вопросы ...

Присоединяются к главному предложению при помощи следующих союзов: ... или союзных слов: ...

Упражнение № 27

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, напишите вопрос, задаваемый к придаточному предложению, укажите его вид, обведите в овал союзы и союзные слова, присоединяющие придаточные предложения к главному, обозначьте грамматическую основу предложений.

1) Помни (...) что все люди особе...ые и все моменты драгоце...ы. (По Н. Д. Уолшу.) (...) 2) Некоторые говорят (...), что жизнь это школа что мы здесь для того чтобы выучить конкретные уроки и что когда мы «закончим школу» то сможем пр...ступить к более масштабным делам, уже не привяза...ые к физическому телу. (По Н. Д. Уолшу.) 3) Существует только одна причина делать что (либо): заявить Вселе...ой о том (...) кто ты есть. (По Н. Д. Уолшу.) (...) 4) Но ведь тебя беспоко...т (...) одобряет ли и (...) принимает ли тебя мир. (По Н. Д. Уолшу.) (...) 5) Некоторые говорят (...) что ты должен преодолевать свои желания а я говорю (...) что ты должен просто изменить их. (По Н. Д. Уолшу.) (...) 6) Твоя жизнь всегда есть результат твоих мыслей о ней - в том числе и твоей явно тв...рящей мысли о том (...) что ты редко получает... то (...) что выб...раешь. (По Н. Д. Уолшу.) (...) 7) Некоторые из ваших философов говорят (...) что вещь не является истиной для тебя до тех пор пока она не есть истина в мысли слове и деле. (По Н. Д. Уолшу.) 8) Ты спросил (...) есть ли менее болезне...ый путь пр...хождения через этот проце.... (По Н. Д. Уолшу. (...) 9) Помни (...) что ты постоя...о находишься в проце...е создания себя что в каждый новый момент ты решаешь (...) кем и чем ты являешься. (По Н. Д. Уолшу.) (...)

Запомните!

Слово «ЛИ» может выступать как в роли вопросительной частицы, так и в роли подчинительного союза, присоединяющего придаточную изъяснительную часть (может быть и сочинительным повторяющимся союзом).

1. Поедем ли мы сегодня на экскурсию?

В данном предложении слово ЛИ является вопросительной частицей, помогающей построить вопрос (не случайно в конце предложения стоит вопросительный знак).

2. Нам всем было интересно узнать, победим ЛИ мы в сегодняшнем соревновании.

Слово ЛИ в этом предложении является подчинительным союзом, присоединяющим изъяснительное придаточное к главному (узнать О ЧЁМ?).

Упражнение № 28

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, обозначьте слово, присоединяющее придаточное предложение к главному, определите придаточные изъяснительные, выписав их номера.

1) Безра...удный молодой человек! 2)3наешь ли ты свое сердце? 3)Всегда ли можешь отвечать за свои движения? 4)Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?(Н.М. Карамзин.) 5)Начиная рассказ ра...казчик не забывал попробовать действует ли кран большой бочки и отходил от него видимо с облегчё...ым сердцем так как невольные слезы чере...чур крепкой радости блестели в его повеселевших глазах.(А. Грин.) 6)Наконец Манилов поднял трубку с чубуком и поглядел снизу ему в лицо стараясь высмотреть не видно ли какой усмешки на губах его Чичиков решился попробовать нельзя ли ее навести на путь какою (нибудь) иною стороною. (Н. В. Гоголь.) 7) Он расспросил ее не имеет ли она в городе какого (нибудь) повере...ого или знакомого. (Н. В. Гоголь.)

    Ответ: 5, 6, 7

Упражнение № 29

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, укажите номера сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным.

1) 3арецкий был единстве...ым распорядителем дуэли «в дуэлях кла...ик и п... дант» он вел дело с большими упущениями вернее сознательно игнорируя всё что могло устранить кровавый исход. 2) Очевидно что ещё при первом посещени... Онегина при передаче картеля он обязан был обсудить возможности прим... рения. 3) Известно что перед началом поединка попытка покончить дело миром так (же) входила в прямые его обяза...ости. 4) 3арецкий мог остановить дуэль и в другой момент: п...явление Онегина со слугой вместо секунданта было ему прямым оск...рблением (секунданты как и противники должны быть социально равными Гильо-француз и свободно нанятый лакей - формально (не) мог быть отведён хотя по...вление его в этой роли как и мот...вировка что он по крайней мере «малый честный» являлись недвусмысле...ой обидой для Зарецкого) а одновременно и грубым нарушением правил так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка. 5) Наконец понятно что Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода объявив Онегина (не) явившимся. 6) Известно что заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо и явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. 7) По прошестви... этого срока явившийся первым имеет право покинуть место поединка и его с...кунданты должны составить протокол в котором засвидетельствовать факт непр...бытия противника (В. Дурасов). 8) Онегин оп...здал более чем на час и становит...ся понятным что Зарецкий вел себя не только не как сторо...ик строгих правил иску...тва дуэли а как лицо заинтересова...ое в максимально скандальном и шумном исходе. (По Ю. М. Лотман.)

    Ответ: 2, 3, 5, 6, 8

Упражнение № 30

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, укажите вид придаточных предложений, использованных в притче. Определив главную её идею, напишите сочинение-эссе: объясните смысл рассказанной истории.

Притча

1) Трое т...лкают тяжелогружё...ую тачку. 2) Мудрец повстречавший их задаёт вопрос Что же вы делаете 3) Первый отвечает что везёт драгоце...ый материал из которого будет построе... храм. 4)Второй говорит что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. 3) А третий - что он прикован к этой тяжёлой тачке.

Упражнение № 31

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, обозначьте союзы и союзные слова, присоединяющие придаточное предложение к главному, определите вид придаточных предложений.

1) Любопытно отметить что аналогичная ситуация отчасти повторилась в трагической дуэли Пушкина и Дантеса. (...) 2) Испытав затруднения в поисках секунданта Пушкин писал утром 27 января 1837 г. д’Аршиаку что привезёт своего секунданта «лишь на место встречи». (...) 3) Однако д’Аршиак в отличи... от Зарецкого

решительно пр...сёк такую возможность заявив что «свидание между секундантами необходимое перед поединком является условием отказ от которого равносилен отказу от дуэли». 4) Свидание д’Аршиака и Данзаса состоялось и дуэль стала формально возможна. 5) Свидание Зарецкого и Гильо состоялось лишь на поле боя но Зарецкий не остановил поединка хотя мог это сделать. 6) Является очевидным что Зарецкий не отм...нил поединка потому (что) вид...т в дуэли забавную историю предмет сплетен и розыгрышей... 7) Поведение Онегина неопровержимо свидетельствует что автор хотел его сделать убийцей поневол.... (...) 8) И для Пушкина и для читателей романа знакомых с дуэлью (не) понаслышке было очевидно что тот кто желает безусловной смерти противника не стреляет (с) ходу с дальней дистанции а идя на риск дает по себе выстрелить требует противника к барьеру и с короткой дистанции... ра...треливает его как неподвижную мишень (По Ю. М. Лотману). (...)

Упражнение № 32

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, напишите вопрос, задаваемый к придаточному предложению, укажите его вид, обведите в овал союзы и союзные слова, присоединяющие придаточные предложения к главному, обозначьте грамматические основы предложений.

1) Ведь Татьяна твердо знает (...) что он в сущности любит только свою новую фантазию а не её смире...ую как и прежде Татьяну! (...) 2) Она знает (...) что он принимает ее за что-то другое а не за то что она есть что не её даже он и любит что может быть он и (н...)кого не любит. 3) У ней и в отчаяни... и в страдальческом созна-

ни... (...) что погибла ее жизнь всё (таки) есть нечто твёрдое и незыбл…мое (...) на что опирается ее душа. (Ф. М. Достоевский.) 4) Скажите (...) могла ли решить иначе Татьяна с ее высокою душой с её сердцем столь пострадавшим? (Ф. М. Достоевский.) (...) 5) Можно даже сказать(...) что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художестве...ой литературе - кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева. (По Ф. М. Достоевскому.) (...)

Упражнение № 33

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, напишите вопрос, задаваемый к придаточному предложению, укажите его вид, обведите в овал союзы и союзные слова, присоединяющие придаточные предложения к главному, обозначьте главные члены предложения. Составьте схемы к 1, 4, 6, 8 предложению.

1) Мы узнаём(...) что поиск новых жизне...ых истин героем раст...нулся на долгие годы и остался незавершё...ым. (...) 2) Кажется(...) что Онегин - полноправный хозяин собстве...ой жизни но это только и...юзия. (...) 3) В Петербурге и в деревне ему одинаково скучно видно(...) что он так и (не) может преодолеть в себе душевную лень холодный скепс...с демонизм зависимость от «обществе...ого мненья». (...)

4) Испытание любовью и испытание дружбой показали(...) что внешняя свобода автоматически не влечёт за собой освобождения от ложных предра... удков и мнений. (...)

5) В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек (...) который послушал не голос своего сердца а голос ра...удка. (...) 6) Мы понимаем (...) что смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом» ограничивающим свободу человека. (...)

7) Поведение на именинах обычная «светская злость» а дуэль следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков.

8) Онегин не заметил(...) как стал пле...иком своего старого кумира - «обществе...ого мненья». (...) 9) После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений» очевидно(...) что только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств. (...)

№ 1

№ 4

№ 6

№ 8