Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018
Второй раздел
Сочинительные союзы
Придаточные определительные
Упражнение № 19
Дополните текст необходимой информацией:
Придаточные ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ отвечают на вопросы ...
Присоединяются к главному предложению при помощи следующих союзных слов: ...
Различают придаточные определительные и местоимённо-определительные предложения.
Придаточные определительные определяют имя существительное в главном:
[С печальной Таней» Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам и правилам], (которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни) (Ю. М. Лотман).
Местоимённо-определительные придаточные определяют местоимение в главном:
[Всего, (что знал еще Евгений), пересказать мне недосуг] (А. С. Пушкин).
(Кто жил и мыслил), [тот не может в душе не презирать людей] (А. С. Пушкин).
[Пушкин отдал Автору многое из того], (что пережил, перечувствовал и передумал сам) (По Ю. М. Лотману).
Упражнение № 20
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, обозначьте границы главного и придаточного предложения, обозначьте союзное слово, присоединяющее придаточное предложение к главному, определите вид придаточных предложений.
1) Не порицайте все то что вам кажется плохим в этом мире. (...) 2)3адайтесь вопросом как вы преображаете этот мир. (...) 3) Цель твоей души полностью реализовать
себя стать вопл...щением всего того чем она в действительности являет...ся. (...) 4) Нет ничего не случайного в мире который не управляется роком. (...) 5) Будь внимателен к тому какой выбор делают другие и будь готов помочь им в поиске нового – более высокого выбора. 6) Р...стения гораздо лучше р...агируют на людей которые их любят. (...) 7) Когда тебя пос...щает мысль которая не находиться в согласии с твоим высшим видением замени ее новой мыслью. 8)Когда ты делаеш... что-то что расходит...ся с твоим самым лучшим намерением реши что это было в последний раз. 9)Каждый из нас может составить список людей которые повл...яли на нашу жизнь таким значимым и глубоким образом. (По Н. Д. Уолшу.) (...)
Упражнение № 21
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, укажите границы сложноподчинённых предложений с придаточным определительным, обведите в овал союзные слова, присоединяющие придаточные определительные к главному предложению.
1) Онегин обескуражил романтическую героиню которая была готова и к «счастливым свиданьям» и к «гибели» но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения. 2) Пушкин продемонстрировал ложность всех штампова...ых сюжетных схем намеки на которые были так щедро разброса...ы в предшествующем тексте. 3) Светская отповедь Онегина отсекала возможность и иди...ического и трагического литературного рома...ого трафарета которому противопоставлялись законы лежащей вне литературы жизни. (Ю. М. Лотман.)
Упражнение № 22
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, напишите вопрос, задаваемый к придаточному предложению, укажите его вид, обведите в овал союзные слова, присоединяющие придаточные предложения к главному, обозначьте грамматическую основу предложения.
1) Эта способность дуэли (...) которая втягивая людей лишает их собстве...ой воли и превращает в игрушки и автоматы очень важна для понимания образа Онегина. (...) 2) Герой романа (...) который отстраняет все формы внешней н...велировки своей личности и этим противостоит Татьяне органически связа...ой с ко...ективной жизнью народных обычаев поверий привычек в шестой главе изменяет себе: против собстве...ого желания он признает диктат норм поведения навязываемых ему Зарецким и «обществе...ым мнением» и тут же т...ряя волю становится куклой в руках безликого ритуала дуэли. (...) 3) У Пушкина есть целая га...ерея «оживающих» статуй но есть и цепь живых людей (...) которые превращаются в автоматы. (...) 4) Онегин в шестой главе выступает как родоначальник этих персонажей. 5)Основным механизмом (...) при помощи которого общество пр...з...раемое Онегиным все же властно управляет его поступками является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. (...) 6) Требования (...) чтобы после первого выстрела противники (не) двигались видимо (не) было что подталкивало их к наиболее опасной тактике: (не) стреляя на ходу быстро выйти к барьеру и на предельно близкой дистанции... целиться в неподвижного противника. (...) (Ю. М. Лотман.)
Упражнение № 23
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, напишите вопрос, задаваемый к придаточному предложению, укажите его вид, обведите в овал союзные слова, присоединяющие придаточные предложения к главному.
1) Поведение Онегина определялось колебаниями между естестве...ыми человеческими чувствами(...) которые он испытывал по отношению к Ленскому и боязнью показаться смешным или трусливым нарушив условные нормы поведения у барьера. (...) 2) И противники и секунданты несли уголовную ответстве...ость суд следуя букве закона приговаривал ду...лянтов к смертной казн... (...) которая в дальнейшем для офицеров чаще всего заменялась разжалованием в солдаты с правом выслуги (перевод на Кавказ давал возможность быстрого получения снов... офицерского звания). (...) 3) Онегин (...) который был (не) служащим дворянином вероятнее всего отделался бы месяцем или двумя крепости и последующим церковным пок...янием. (...) 4) Однако судя по тексту романа дуэль Онегина и Ленского вообще не сделалась предметом судебного разб...рательства. 5) Это могло произойти если приходской священник заф...ксировал смерть Ленского как последовавшую от несчастного случая или как результат сам...убийства. 6) Строфы XL — XLI шестой главы (не) смотря на связь их с общими элегическими штампами могилы «ю...ого поэта» позволяют предпол...жить что Ленский был похоронен вне кладбищенской ограды то есть как сам...убийца (По Ю. М. Лотману).
Упражнение № 24
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.
1) В тех случаях когда позиция автора Евгения Онегина заключалась в совмещении... различных точек зрения каждая из них взятая изолирова...о могла выступать в осв...щени... авторской иронии. (...)
2) Портрет Автора скрыт но мы (н...) мало знаем об Авторе - о его судьбе и духовном мире о литературных взглядах и даже о винах которые он любит. (...) 3) Автор — повествователь и одновреме...о «герой» романа в котором отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». (...) 4) Однако необходимо помнить что Автор
- художестве...ый образ. 5) Соотношение между Автором в «Евгении Онегине» и Пушкиным создателем романа точно такое же как между образом любого чело-
века в литературном произведении и его пр...тотипом в реальной жизн.... 6)Образ Автора - автобиографический это образ человека «биография» которого частично совпадает с реальной биографией Пушкина а духовный мир и взгляды на литературу являются отражением ...ушкинских. (...) (Ю. М. Лотман.)
Упражнение № 25
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, обозначьте границы главного и придаточного предложения, обозначьте союзное слово, присоединяющее придаточное предложение к главному, определите вид придаточных предложений.
Составьте схему ко 2 предложению.
1) Вечный скиталец увидал вдруг женщину которою прежде пренебрег в новой блестящей недосягаемой обстановке - да ведь в этой обстановке-то пожалуй и вся суть дела. (Ф. М. Достоевский.) (...)
2) Ведь этой девочке которую он чуть не презирал теперь поклоняется свет (Ф. М. Достоевский.) (...) 3) Нет есть глубокие и твердые души которые не могут сознательно отдать святыню свою на позор хотя бы и из бесконечного сострадания. (Ф. М. Достоевский.) (...) 4) Старика генерала за которого вышла потому только что ее «с слезами заклинаний молила мать» а в обиженной израненной душе ее было тогда лишь отчаяние и никакой надежды никакого просвета? (По Ф. М. Достоевскому.) (...) 5) Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва как беззащитная вдовица от одного Бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях. (Н. М. Карамзин.) (...)