Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018

Второй раздел
Сочинительные союзы
Придаточные присоединительные

Упражнение № 61

Дополните текст необходимой информацией:

Придаточные ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ содержат ... сведения ...к тому, о чем сообщается в главном предложении.

Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов:

К придаточным присоединительным нельзя поставить вопрос от главной части. Союзные слова, присоединяющие придаточные присоединительные к главному предложению, могут быть заменены на слова ЭТО, И ЭТО, ЭТОГО, И:

Одна из главных выгод охоты состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что (= и это) для человека незанятого весьма приятно. (И. С. Тургенев.)

Я здоров, чего (= этого) и вам желаю.

Упражнение № 62

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы предложений, обозначьте союзные слова, присоединяющие придаточное предложение к главному, укажите вид придаточного.

1) Гусь взял в клюв другую верёвочку и пот...нул её отчего тут (же) раздался оглушительный выстрел. (А. П. Чехов.) (...) 2) Он выстроил дом по собстве...ому плану завёл у себя суко...ую фабрику утроил доходы и стал поч...тать себя умнейшим человеком во всем околотке в чём и не прекословили ему соседи... (А. С. Пушкин.) (...) 3) Ей нужно было не оп...здать в театр отчего она очень торопилась. (А. П. Чехов.) (...) 4) Лисий след она принимала за собачий и иногда даже ...бивалась с дороги чего с ней никогда не бывало в молодости. (А. П. Чехов.) (...) 5) На лугах бл...стят горошинки р...сы что бывает только ра...им утром. (А. П. Чехов.) (...) 6) Максим покачивая головой б...рмотал что (то) и окружал себя особе...о густыми клубами дыма что было признаком усиле...ой работы мысли. (В. Г. Короленко.) (...) 7) Пала р...са что предвещало завтра хорошую погоду. (Д. Мамин-Сибиряк.) (...) 8)А старик Кукушкин быстро надел очки позабыв прот...реть их чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось. (И. Ильф и Е. Петров.) (...) 9) И каждый день в месяца старик хватался за сердце что очень всех беспокоило. (...) 10) Путешестве...ики долго не возвращались из поездки что всех беспокоило. (...) 11 руководитель всё ещё задерживался что стало причиной задержки начала банкета. (...)

    Приведённая ниже таблица, содержащая информацию о видах придаточных предложениях, поможет вам усвоить изученный материал.

Таблица

№ п/п

Вид придаточного

Вопрос

Средство связи

Значение придаточного

Пример

1

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ

КАКОЙ?

КАКОЕ?

КАКАЯ?

КАКИЕ?

Союзные слова:

КОТОРЫЙ

КАКОЙ

ЧЕЙ

КТО

ЧТО

ГДЕ

КУДА

ОТКУДА

КОГДА

Является определениием по отношению к имени существительному или местоимению в главной части.

Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. (По Д. С. Лихачеву.) Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими... (Д. С. Лихачев.)

2

ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ

ВОПРОСЫ

КОСВЕННЫХ

ПАДЕЖЕЙ

Союзы:

ЧТО

КАК

ЛИ

БУДТО

ЧТОБЫ

Союзные слова:

КОГДА

КТО

ГДЕ

КАКОЙ

ОТКУДА

ЗАЧЕМ

СКОЛЬКО

Относится к глаголу в главном предложении и выражает добавочное разъяснение.

Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными. (По Д. С. Лихачеву).

3

ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ, СТЕПЕНИ

КАК?

КАКИМ

ОБРАЗОМ?

В КАКОЙ СТЕПЕНИ?

Союзы:

ЧТОБЫ КАК СЛОВНО ТОЧНО БУДТО КАК БУДТО Союзные слова: КАК

СКОЛЬКО

Относится к глаголу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выражает значение образа- действия, степени.

Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место (По Д. С. Лихачеву).

4

МЕСТА

ГДЕ?

КУДА?

ОТКУДА?

Союзные слова:

ГДЕ

КУДА

ОТКУДА

Уточнение места.

Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе (По Д. С. Лихачеву).

5

ВРЕМЕНИ

КОГДА?

КАК

ДОЛГО?

С КАКИХ ПОР?

Союзы:

КОГДА

ПОКА

ЕДВА

ЛИШЬ

С ТЕХ ПОР КАК ДО ТЕХ ПОР КАК В ТО ВРЕМЯ КАК ПРЕЖДЕ

ПО МЕРЕ ТОГО КАК

Уточнение времени действия.

По мере того как культура человечества движется вперед, новые ценности присоединяются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня (По Д. С. Лихачеву).

6

УСЛОВИЯ

ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?

Союзы:

ЕСЛИ

ЕЖЕЛИ

ЕСЛИ БЫ

КОЛИ

КОЛЬ

РАЗ

КОГДА

КАБЫ

КОЛЬ СКОРО

Указание на условие, при котором происходит действие, названное глаголом- сказуемым.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек (Д. С. Лихачев).

7

ПРИЧИНЫ

ПОЧЕМУ?

ОТЧЕГО?

Союзы:

ПОТОМУ что оттого, что ИЗ-ЗА того, что БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО, ИБО

ТАК КАК

Разъяснение причины.

...я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях (По Д. С. Лихачеву).

8

ЦЕЛИ

ЗАЧЕМ?

ДЛЯ ЧЕГО?

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

Союзы:

ЧТОБЫ

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ С ТЕМ ЧТОБЫ ЛИШЬ БЫ ТОЛЬКО БЫ

Назначение действия, названного глаголом- сказуемым.

...не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений (Д. С. Лихачев).

9

СРАВНИТЕЛЬНОЕ

КАК?

Союзы:

КАК

СЛОВНО

ТОЧНО

БУДТО

КАК

КАК БУДТО ПОДОБНО

ПОДОБНО ТОМУ КАК

ЧТО

ЧЕМ

НЕЖЕЛИ

Сравнение двух действий, состояний.

Уметь извиниться, признать пере другими ошибку - лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя (По Д. С. Лихачеву).

10

УСТУПИТЕЛЬНОЕ

НЕСМОТРЯ НА ЧТО?

ВОПРЕКИ

ЧЕМУ?

Союзы:

ХОТЯ

хоть

ПУСТЬ ПУСКАЙ ДАРОМ ЧТО НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО

Союзные слова: что НИ кто НИ как НИ где НИ когда НИ

Указание на то, вопреки чему совершается действие.

Несмотря на то что нас

одолевают мелочные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть открытым и терпимым к людям.

(По Д. С. Лихачеву).

11

СЛЕДСТВИЯ

ЧТО ПРОИЗОШЛО ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО?

Союз: ТАК ЧТО

Следствие, вывод, заключение.

Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на «отдых»

(По Д. С. Лихачеву).

12

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОЕ

 

Союзные слова:

ЧТО

ЧЕМ

О ЧЁМ

ОТЧЕГО

ЗАЧЕМ

ПОЧЕМУ

и др.

Дополнительная информация, замечания, ко всему главному.

Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при болезнях, что дарит ему возможность получать настоящую радость (По Д. С. Лихачеву).

Для определения вида придаточного предложения используйте следующий алгоритм:

1. Найдите грамматическую основу предложения.

2. Установите границы главного предложения и придаточного.

3. Задайте вопрос от главного предложения к придаточному и по вопросу определите вид придаточного.

4. Помните, что в некоторых случаях при определении вида придаточной части можно ориентироваться на союз, при помощи которого придаточная часть присоединяется к главной: ТАК ЧТО - союз, используемый в придаточных предложениях со значением следствия.

Упражнение № 63

Задание № 1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

У меня есть цветок, (1) — сказал он, (2) - и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, (3) я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, (4) и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, (5) и моему цветку полезно, (6) что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы...

Деловой человек открыл было рот, (7) но ничего не ответил, (8) и Маленький принц отправился дальше.

Ответ: 6

Задание № 2. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Маленький принц смотрел на фонарщика, (1) и ему все больше нравился этот человек, (2) который был так верен своему слову. Маленький принц вспомнил, (3) как он когда-то переставлял стул с места на место, (4) чтобы лишний раз поглядеть на закат солнца. И ему захотелось помочь другу.

— Послушай, (5) - сказал он фонарщику, (6) — я знаю средство: ты можешь отдыхать, (7) когда только захочешь...

Ответ: 2, 3, 4.7

Задание № 3. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Твоя планетка такая крохотная, (1) - продолжал Маленький принц, (2) - ты можешь обойти ее в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью, (3) чтобы все время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть, (4) ты просто все иди, (5) иди... И день будет тянуться столько времени, (6) сколько ты пожелаешь.

— Ну, (7) от этого мне мало толку, (8) — сказал фонарщик. - Больше всего на свете я люблю спать.

Ответ: 3, 4, 6

Задание № 4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я географ, (1) а не путешественник. Мне ужасно не хватает путешественников. Ведь не географы ведут счет городам, (2) рекам, (3) горам, (4) морям, (5) океанам и пустыням. Географ - слишком важное лицо, (6) ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, (7) географ наводит справки и проверяет, (8) порядочный ли человек этот путешественник.

Ответ: 8

Задание № 5. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Если поглядеть со стороны, (1) это было великолепное зрелище. Движения этой армии подчинялись точнейшему ритму, (2) совсем как в балете. Первыми выступали фонарщики Новой Зеландии и Австралии. Засветив свои огни, (3) они отправлялись спать. За ними наступал черед фонарщиков Китая. Исполнив свой танец, (4) они тоже скрывались за кулисами. Потом приходил черед фонарщиков в России и в Индии. Потом - в Африке и Европе. Затем в Южной Америке, (5) затем в Северной Америке. И никогда они не ошибались, (6) никто не выходил на сцену не вовремя.

Ответ: 1

Задание № 6. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Взрослые вам, (1) конечно, (2) не поверят. Они воображают, (3) что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, (4) как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчет. Им это понравится, (5) они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите.

Ответ: 3

Задание № 7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

«Какая странная планета! - подумал Маленький принц. - Совсем сухая, (1) вся в иглах и соленая. И у людей не хватает воображения. Они только повторяют то, (2) что им скажешь... Дома у меня был цветок, (3) моя краса и радость, (4) и он всегда заговаривал первым».

Ответ: 2

Задание № 8. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Потом он уснул, (1) я взял его на руки и пошел дальше. Я был взволнован. Мне казалось - я несу хрупкое сокровище. Мне казалось даже, (2) что ничего более хрупкого нет на нашей Земле. При свете луны я смотрел на его бледный лоб, (3) на сомкнутые ресницы, (4) на золотые пряди волос, (5) которые перебирал ветер, (6) и говорил себе: все это лишь оболочка. Самое главное — то, (7) чего не увидишь глазами...

Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, (8) и я сказал себе еще: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку.

Ответ: 2, 5, 6.7

Задание № 9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Тогда я опустил глаза, (1) да так и подскочил! У подножья стены, (2) подняв голову к Маленькому принцу, (3) свернулась желтая змейка, (4) из тех, (5) чей укус убивает

в полминуты. Нащупывая в кармане револьвер, (6) я бегом бросился к ней, (7) но при звуке шагов змейка тихо заструилась по песку, (8) словно умирающий ручеек, (9) и с еле слышным металлически звоном неторопливо скрылась меж камней.

Я подбежал к стене как раз вовремя, (10) чтобы подхватить моего Маленького принца.

Ответ: 5, 10

Задание № 10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И когда ты утешишься (в конце концов всегда утешаешься), (1) ты будешь рад, (2) что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, (3) и тебе будет приятно... И твои друзья станут удивляться, (4) что ты смеешься, (5) глядя на небо. А ты им скажешь: «Да, (6) да, (7) я всегда смеюсь, (8) глядя на звезды!» И они подумают, (9) что ты сошел с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю.

Ответ: 1, 2.4.9