Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018

Первый раздел
Рекомендации к написанию сжатого изложения

    1. Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы). Поймите основную мысль текста, следите за логической связью микротем и запоминайте их последовательность.

    2. Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается, как завершается текст, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.).

    3. Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

    4. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т. к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

    5. Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей.

    6. Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др.

    7. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова.

    8. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте:

    — нет ли у вас грамматических ошибок,

    — не нарушена ли связь слов,

    — не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов).

    9. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы (абзаца должно быть три!).

    10. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь — замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания. За час до конца экзамена вы можете воспользоваться орфографическим словарём и проверить слова, в написании которых сомневаетесь.

    11. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    12. Работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком.