Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018
Третий раздел
Готовимся к экзамену
Тест № 3
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения - не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, грубого и пошлого поведения.
В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии, которая сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Так как если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.
Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы, и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.
(По Филипповой О. В.)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2 — 14.
(1) Монтэг медленно подошел, поравнявшись с ними. (2) Вокруг разгорающегося костра сидели пятеро стариков, одетых в темно-синие из грубой холщовой ткани брюки и куртки и такие же темно-синие рубашки.
— (3) Садитесь, - сказал человек, который, по всей видимости, был у них главным. — (4) Хотите турецкий кофе?
— (5) Добро пожаловать, Монтэг. (6) Меня зовут Грэнджер.
— (7) Мы тоже сжигаем книги. (8) Прочитываем книгу, а потом сжигаем, чтобы ее у нас не нашли. (Э)Микрофильмы не оправдали себя. (10) Мы постоянно кочуем, меняем места. (И)Пленку, впрочем, пришлось бы где-нибудь закапывать. (12) Потом, разумеется, возвращаться за нею, а это сопряжено с риском. (13) Лучше все хранить здесь, в голове, где никто ничего не увидит, ничего не заподозрит. (14) Все мы — обрывки и кусочки истории, литературы, международного права. (15) Байрон, Том Пэйн, Макиавелли, Христос — все здесь, в наших головах.
(16) Нам трудно, так как началась война и все изменилось. (17) Наша задача — сделать все возможное, чтобы сохранить знания, которые будут еще нужны. (18) Надо сберечь их в целости и сохранности. (19) Пока мы не хотим никого задевать и никого подстрекать. (20) Ведь если нас уничтожат, погибнут и знания, которые мы храним. (21) Погибнут, быть может, навсегда. (22) Мы в некотором роде самые мирные граждане: бродим по заброшенным колеям, ночью прячемся в горах. (23) И горожане оставили нас в покое. (24) Иной раз нас останавливают и подолгу обыскивают, но никогда не находят ничего, что могло бы дать повод к аресту. (25) У нас очень гибкая, неуловимая, разбросанная по всем уголкам страны организация. (26) Некоторые из нас сделали себе пластические операции — изменили свою внешность и отпечатки пальцев. (27) Сейчас нам очень тяжело: мы ждем, чтобы поскорее кончилась война. (28) Это ужасно, но тут мы ничего не можем сделать: не мы управляем страной. (29) Мы лишь ничтожное меньшинство, глас вопиющего в пустыне. (30) Когда война кончится, тогда, может быть, мы пригодимся.
— (31) И вы думаете, вас будут слушать?
— (32) Если нет, придется снова ждать. (33) Мы передадим книги из уст в уста нашим детям, а наши дети в свою очередь передадут другим. (34) Многое, конечно, будет потеряно, но людей нельзя силком заставить слушать. (35) Они должны сами понять, сами должны задуматься над тем, почему так вышло, почему мир взорвался у них под ногами.
— (36) Много ли вас?
— (37) По дорогам, на заброшенных железнодорожных колеях нас сегодня тысячи, с виду мы - бродяги, но в головах у нас целые хранилища книг. (38) Некоторые из нас живут в небольших городках. (39) Глава первая из книги Торо «Уолден» живет в Грин Ривер, глава вторая - в Уиллоу Фарм, штат Мэн. (40) В штате Мэриленд есть городок с населением всего в двадцать семь человек, так что вряд ли туда станут бросать бомбы, в этом городке у нас хранится полное собрание трудов Бертрана Рассела. (41) Его можно взять в руки, как книгу, этот городок, и полистать страницы, — столько-то страниц в голове у каждого из обитателей. (42) А когда война кончится, тогда в один прекрасный день, в один прекрасный год книги снова можно будет написать, созовем всех этих людей, и они прочтут наизусть все, что знают, и мы все это напечатаем на бумаге.
— (43) Послушайте, что я вам скажу, — ответил Грэнджер, беря его под руку. — (44) Мой дед говорил: (45) «Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. (46) В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником. (47) Первый пройдет, и его как не бывало, но садовник, мастер своего дела, будет жить не одно поколение».
— (48) И помните одно: сами по себе мы ничего не значим. (49) Не мы важны, а то, что мы храним в себе. (50) Когда-нибудь оно пригодится людям. (51) Но заметьте: даже в те давние времена, когда мы свободно держали книги в руках, мы не использовали всего, что они давали нам. (52) Мы продолжали осквернять память мертвых, мы плевали на могилы тех, кто жил до нас.
(53) А сейчас им предстоит долгий путь: они будут идти все утро. (54) До самого полудня. (55) И если пока что они шли молча, то только оттого, что каждому было о чем подумать и что вспомнить. (56) Монтэг чувствовал, что и в нем пробуждаются и тихо оживают слова. (57) Что скажет он, когда придет его черед? (58) Что может он сказать такого в этот день, что хоть немного облегчит им жизненный путь? (59) Всему свое время. (60) Время разрушать и время строить. (61) Время молчать и время говорить. (По Р. Брэдбери)
Рэй Брэдбери (1920 — 2012) - американский писатель, классик научной фантастики, автор таких произведений, как «Марсианские хроники», «451 градус по Фаренгейту», «Человек в картинках», «Золотые яблоки солнца», «Страна осени», «Вино из одуванчиков» и др.
Ответами к заданиям 2 — 14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке с образцами.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему новые друзья Монтэга заучивали наизусть содержание книг?»
1) Эти люди тренировали тем самым свою память.
2) Эти люди таким образом пытались отвлечься от грустных мыслей и пережить трудное и неспокойное военное время, постоянно воспроизводя в сознание содержание любимых книг.
3) Эти люди надеялись в будущем, когда книги снова будут разрешены, передать потомкам содержание великих литературных произведений прошлого.
4) Эти люди вынуждены были сжигать книги, чтобы согреться, поэтому перед сожжением заучивали наизусть содержание литературных произведений.
Ответ: 3
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора:
1) Мы лишь ничтожное меньшинство, глас вопиющего в пустыне.
2) Монтэг чувствовал, что и в нем пробуждаются и тихо оживают слова.
3) Наша задача — сделать все возможное, чтобы сохранить знания, которые будут еще нужны.
4) Мы продолжали осквернять память мертвых, мы плевали на могилы тех, кто жил до нас.
Ответ: 2
4. Из предложений 1 — 9 выпишите слово, в котором приставка является изменяемой и может писаться по-разному в зависимости от характера первой согласной корня?
Ответ: разгорающегося
5. Из предложений 18 — 24 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Ответ: заброшенным
6. Замените разговорное слово «кочуем» (предложении 10) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: скитаемся; странствуем.
7. Замените словосочетание «турецкий кофе» (предложение 4), построенного на основе согласования, синонимичным ему словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: кофе по-турецки
8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Ответ: пришлось бы закапывать.
9. Среди предложений 43 — 47 найдите предложение с обособленным согласованным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 47.
10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Мы постоянно скитаемся, (1) меняем места. Пленку, (2) впрочем, (3) пришлось бы где-нибудь закапывать. Потом, (4) разумеется, (5) возвращаться за нею, (6) а это сопряжено с риском. Лучше все хранить здесь, (7) в голове, (8) где никто ничего не увидит, (9) ничего не заподозрит.
Ответ: 2, 3, 4, 5.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрами.
Ответ: 2.
12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Его можно взять в руки, (1) как книгу, (2) этот городок, (3) и полистать страницы, (4) столько-то страниц в голове у каждого из обитателей. А когда война кончится, (5) тогда в один прекрасный день, (6) в один прекрасный год книги снова можно будет написать, (7) созовем всех этих людей, (8) и они прочтут наизусть все, (9) что знают, (10) и мы все это напечатаем на бумаге.
Ответ: 5, 9, 10.
13. Среди предложений 16 — 21 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 20.
14. Среди предложений 24 — 30 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 28.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя К. Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «А когда война кончится, тогда в один прекрасный день, в один прекрасный год книги снова можно будет написать, созовём всех этих людей, и они прочтут наизусть всё, что знают, и мы всё это напечатаем на бумаге». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.