Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018
Третий раздел
Готовимся к экзамену
Тест № 2
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения - не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Они здесь — ожидающие, молчаливые. Они не требуют, не напоминают. Будто погруженные в сон, безмолвно стоят вдоль стены, но имя каждой смотрит на тебя подобно отверстому окну. Когда ты пробегаешь по ним взглядом, касаешься руками, они не кричат тебе умоляюще вслед, не рвутся вперед. Они не просят. Они ждут, когда ты откроешься им сам, и лишь тогда они открываются тебе.
Вот книги, которые странствовали многие века прежде, чем наши губы произнесли их имя, вот — совсем юные, лишь вчера увидевшие свет, но все они говорят на магическом языке, все заставляют сильнее вздыматься нашу грудь. Они волнуют, но они и успокаивают, они обольщают, но они и унимают боль доверившегося сердца. И незаметно для себя ты погружаешься в них, наступает покой и созерцание, тихое парение в их мелодии.
В мрачные дни душевного одиночества, в госпиталях и казармах, в тюрьмах и на одре мучений — повсюду вы дарили людям мечты, были целебной каплей покоя для утомленных суетой и страданиями сердец! Вы всегда могли увлечь в свою возвышенную стихию погрязшую в повседневности душу и развеять любые тучи с ее небосклона. Ваше слово, как огненная колесница, возносит нас из тесноты будней в простор вечности.
(По Стефану Цвейгу)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2 — 14.
(1) Лавина книг обрушилась на Монтэга, когда он с тяжелым сердцем, содрогаясь всем своим существом, поднимался вверх по крутой лестнице. (2) Как нехорошо получилось! (3) Раныне всегда шло как по маслу. (4) Дом, когда приезжали пожарные, был уже пуст.
(5) Но сегодня, по его мнению, кто-то допустил ошибку, и все пошло не так. (6) Эта женщина тем, что была здесь, нарушила весь ритуал.
(7) Книги сыпались на плечи и руки Монтэга, на его обращенное кверху лицо. (8) Вот книга, как белый голубь, трепеща крыльями, послушно опустилась прямо ему в руки. (9) В слабом неверном свете открытая страница мелькнула, словно белоснежное перо с начертанным на нем узором слов. (10) В спешке и горячке работы Монтэг лишь на мгновение задержал на ней взор, но строчки, которые он прочел, огнем обожгли его мозг и запечатлелись в нем. (11) Выжженные раскаленным железом, гласили они: (12) «И время, казалось, дремало в истоме под полуденным солнцем». (13) Испугавшись, он, разумеется, уронил книгу на пол. (14) И сейчас же другая упала ему в руки.
— (15) Эй, там, внизу! (16) Монтэг! (17) Сюда!
(18) Вздрогнув, он обернулся.
— (19) Керосин!
(20) Включили насосы, и холодные струи керосина вырвались из баков с цифрой 451: у каждого пожарного за спиной был прикреплен такой бак. (21) Они облили керосином каждую книгу, залили все комнаты. (22) 3атем торопливо спустились по лестнице. (23) 3адыхаясь от керосиновых испарений, Монтэг, спотыкаясь, шел сзади.
— (24) Выходите! — крикнули они женщине.
(25) Она стояла на коленях среди разбросанных книг, нежно касалась пальцами облитых керосином переплетов, ощупывала тиснение заглавий, и глаза ее с гневным укором глядели на Монтэга.
— (26) Не получить вам моих книг, - наконец выговорила она, и ее прямой вызов поразил Монтэга.
— (27) Закон вам известен, - ответил Битти. — (28) Где ваш здравый смысл? (29) В этих книгах нет правды. (30) В них все противоречит одно другому. (31) Настоящая вавилонская башня! (32) И вы сидели в ней взаперти целые годы. (ЗЗ)Бросьте все это. (34) Выходите на волю. (35) Люди, о которых тут написано, никогда не существовали, так что все это лишь вымысел. (36) Ну, идем!
(37) Монтэг видел, как женщина отрицательно покачала головой и как она еще крепче прижала к себе книги.
— (38) Сейчас весь дом загорится, - сказал Битти.
(39) Пожарные неуклюже пробирались к выходу. (40) Они оглянулись на Монтэга, который все еще стоял возле женщины.
— (41) Нельзя же бросить ее здесь! - возмущенно крикнул Монтэг.
— (42) Она не хочет уходить.
— (43) Надо ее заставить!
(44) Битти поднял руку с зажигалкой.
— (45)Нам пора возвращаться на пожарную станцию. (46) А эти фанатики всегда стараются кончить самоубийством. (47) Дело известное.
(48) Монтэг взял женщину за локоть.
— (49) Пойдемте со мной.
— (50) Нет,- сказала она. — (51) Но вам - спасибо! (52) Я останусь здесь.
— (53) Пять. Шесть... — считал Битти.
— (54) Можете дальше не считать, — сказала женщина и разжала пальцы. (55) На ладони у нее лежала крохотная тоненькая палочка — обыкновенная спичка.
(56) Увидев ее, пожарные стремглав бросились вон из дома. (57) Брандмейстер Битти, стараясь сохранить достоинство, медленно пятился к выходу. (58) Его багровое лицо лоснилось и горело блеском тысячи пожаров и ночных тревог.
(59) Спрятанная книга трепетала у Монтэга под мышкой, толкалась в его грудь, как живое сердце.
— (60) Уходите,- сказала женщина. (61) Монтэг почувствовал, как пятится к двери следом за Битти, потом вниз по ступенькам и дальше, дальше, на лужайку. (62) 3десь, как след гигантского червя, пролегала темная полоска керосина. (63) Женщина шла за ними. (64) На крыльце она приостановилась и окинула их долгим спокойным взглядом.
(65) Битти щелкнул зажигалкой, но он опоздал. (66) Стоявшая на крыльце женщина, бросив на них взгляд, полный презрения, чиркнула спичкой о перила. (67) Из домов на улицу выбежали люди.
(68) Обратно ехали молча, не глядя друг на друга; Монтэг сидел впереди, вместе с Битти и Блэком; они даже не курили трубок, только молча глядели вперед, на дорогу.
(По Р. Брэдбери)
Рэй Брэдбери (1920 — 2012) — американский писатель, классик научной фантастики, автор таких произведений, как «Марсианские хроники», «451 градус по Фаренгейту», «Человек в картинках», «Золотые яблоки солнца», «Страна осени», «Вино из одуванчиков» и др.
Ответами к заданиям 2 — 14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке с образцами.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему женщина сказала спасибо Монтэгу, который вместе с другими пожарными намеревался сжечь ее книги?»
1) Женщина видела, как Монтэг спрятал одну из ее книг и хотел тайком унести с места пожара, поэтому была благодарна за этот поступок.
2) Женщина видела, что Монтэг, проявляя истинное сострадание, хотел помешать ей остаться одной в горящем доме, поэтому была благодарна ему за это.
3) Женщина и Монтэг были давними знакомыми, поэтому героиня поблагодарила его перед смертью за то добро, что он ей сделал когда-то.
4) Героиня произнесла слова благодарности с издевкой, чтобы оскорбить Монтэга.
Ответ: 2
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение:
1) Раньше всегда шло как по маслу.
2) Монтэг почувствовал, как пятится к двери следом за Битти, потом вниз по ступенькам и дальше, дальше, на лужайку.
3) На ладони у нее лежала крохотная тоненькая палочка - обыкновенная спичка.
4) В слабом неверном свете открытая страница мелькнула, словно белоснежное перо с начертанным на нем узором слов.
Ответ: 4
4. Из предложений 60 — 67 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением - «неполное действие»?
Ответ: приостановилась
5. Из предложений 25 — 35 выпишите слово, в котором правописание Н или НН в суффиксе не зависит от вида исходного глагола, от которого образовано слово?
Ответ: написано
6. Замените разговорное слово «стремглав» (предложении 56) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: быстро
7. Замените словосочетание «узор слов» (предложение 9), построенного на основе управления, синонимичным ему словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: словесный узор
8. Выпишите грамматическую основу предложения 45.
Ответ: пора возвращаться.
9. Среди предложений 7 — 14 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 11.
10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Выжженные раскаленным железом, (1) гласили они: «И время, (2) казалось, (3) дремало в истоме под полуденным солнцем». Испугавшись, (4) он, (5) разумеется, (6) уронил книгу на пол. И сейчас же другая упала ему в руки.
Ответ: 2, 3, 5, 6.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрами.
Ответ: 3.
12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Лавина книг обрушилась на Монтэга, (1) когда он с тяжелым сердцем, (2) содрогаясь всем своим существом, (3) поднимался вверх по крутой лестнице. Как нехорошо получилось! Раньше всегда шло как по маслу. Дом, (4) когда приезжали пожарные, (5) был уже пуст. Но сегодня, (6) по его мнению, (7) кто-то допустил ошибку, (8) и все пошло не так.
Ответ: 1, 4, 5.
13. Среди предложений 27 — 37 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 35.
14. Среди предложений 7 — 23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 20
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф. И. Буслаева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Обратно ехали молча, не глядя друг на друга; Монтэг сидел впереди, вместе с Битти и Блэком; они даже не курили трубок, только молча глядели вперёд, на дорогу». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.