Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018

Второй раздел
Сочинительные союзы - Бессоюзные предложения
Правила постановки ТИРЕ в бессоюзном сложном предложении

Правила постановки ДВОЕТОЧИЯ в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие ставится

Примеры

1. Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным причины).

Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.)

2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО).

Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство сходилось на одном, а именно: старые законы никуда не годятся.)

3. Если второе предложение дополняет смысл первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным).

Вдруг чувствую: кто-то дергает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто- то дергает меня за рукав.)

4. Если в первом простом предложении опускаются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО.

Сережа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (= Сережа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчонка.)

Примечание: следует отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит двоеточие.

Например, В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъем уровня рек, туман. В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно простое, а не сложное бессоюзное. В нем ставится двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однородными членами.)

Запомните: двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или причину, а в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Упражнение № 69

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Определите для каждого предложения причину постановки двоеточия.

1)Выпускники Геттингенского университета знакомцы Пушкина принадлежали к числу русских либералов и свободолюбцев один из лидеров декабристского движения Н. И. Тургенев и брат его умере...ый либерал А. И. Тургенев учились в Геттингене. (Ю. М. Лотман.) (...) 2) Позиция Пушкина была сложной вставая в ряде стихотворений на декабрис...кую позицию безусловного отказа от эротической лирики во имя «строгой» поэзии (ода «Вольность» и др.) он одновреме...о активно разв...вал и другую поэтическую концепцию. (Ю. М. Лотман.) (...) 3) Роман допускал «русские» но «благородные» имена для положительных героев Владимир Леонид среди имен даваемых отрицательным персонажам было и Евгений имя же Татьяны литературной традиции не имело. (По Ю. М. Лотману.) (...) 4) В доме все уже на ногах все суетит...ся хлопочет одеват...ся. (По Ю. М. Лотману.) (...) 5) И...ледователи отмечают двойную природу медведя в фолькл...ре в свадебных обрядах в основном раскрывается добрая «своя» человекообразная природа персонажа в сказочных - представляющая его хозяином леса силой враждебной людям связа... ой с водой (в полном соответствии... с этой стороной представлений медведь во сне Татьяны — «кум» хозяина «лесного дома» полудемона полуразбойника Онегина он же помогает героине перебраться через водяную преграду разделяющую мир людей и лес). (В. Иванов.) (...) 6) Герой романа который отстраняет все формы внешней н...велировки своей личности и этим противостоит Татьяне органически связа...ой с ко...ективной жизнью народных обычаев поверий привычек в шестой главе изменяет себе против собстве...ого желания он признает диктат норм поведения навязываемых ему Зарецким и «обществе.„ым мнением» и тут же теряя волю становится куклой в руках безликого ритуала дуэли.

(...) 7) Пушкин не дал своему герою определённой физиономии и н... одного человека но целый класс людей представил он в его портрете тысяче различных характеров может принадлежать описание Онегина. (И. В. Киреевский.) (...)

Упражнение № 70

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Определите для каждого предложения причину постановки двоеточия.

1) Образ света получал двойное осв...щение с одной стороны мир бездушный и механистический он оставался объектом осуждения с другой — как сфера в которой разв...вается русская культура жизнь одухотворяется игрой инте...ектуальных и духовных сил поэзией гордостью как мир Карамзина и декабристов Жуковского и самого автора «Евгения Онегина» он сохраняет безусловную це...ость. (Ю. М. Лотман.) (...) 2) Но (истинно) художестве...ые произведения не имеют н... красот н... недостатков для кого доступна их целость тому вид...тся одна красота. (В. Г. Белинский.) (...) 3) Глубокое впечатление оставляет после себя «Бэла» вам грустно но грусть ваша легка светла и сладостна. (В. Г. Белинский.) (...) 4) Повесть эта отличается каким (то) особе...ым к...лоритом (не) смотря на прозаическую действительность ее содержания всё в ней таинстве...о. (В. Г. Белинский.) (...) 5) В самом деле в нем два человека первый действует второй смотрит на действия первого и ра...уждает о них или лучше сказать осуждает их потому что они действительно достойны осуждения. (В. Г. Белинский.) (...) 6) Эгоизм знает мучения страдание есть удел одной любви. (В. Г. Белинский.) (...) 7) Душа Печ...рина не каменистая почва но засохшая от зноя пламе...ой жизни земля пусть взрыхлит ее страдание и ор...сит благодатный дождь — и она произрастит из себя пышные р...скошные цветы небесной любви... (В. Г. Белинский.) (...) 8) Как н... стра...о у Герцена и Белинского духовный подход к проблеме в православной аскетике есть понятие присутствия любого греха в человеке если он обратится к своей душе то увидит все... и среди всего - нечто преобладающее. (В. А. Воропаев.) (...)

Упражнение № 71

Задание № 1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Ответ: 1

Задание № 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Закусывая, она перебирала игрушки, из них две-три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод из того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 4

Задание № 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Ответ: 4

Задание № 4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Ответ: 2

Задание № 5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Но это только слова: Татьяна прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оцененная им, в том и трагедия их романа.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Ответ: 4

Задание № 6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В гротескном художественном мире Гоголя алогизм виден уже в такой форме воплощения конфликта: те, кто живы физически, ленивы духовно, и наоборот, лишь в образах купленных Чичиковым умерших крестьян автор находит воплощение живой народной души.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Ответ: 3

Задание № 7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Однако, с другой стороны, в свете критики романтизма, актуальным для Пушкина начиная с 1823 г. выступало другое обличив Наполеона: он становился символом и высшим проявлением всеевропейского эгоизма, в его деятельности подчеркивался политический аморализм и готовность всем пожертвовать личному честолюбию.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

Ответ: 3

Задание № 8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Тут новая беда: в лучших домах говорят у нас более по-французски, и милые женщины пленяют нас нерусскими фразами.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения действия, обозначенного во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 4

Задание № 9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Заданное эпиграфом двойничество» Светланы Жуковского и Татьяны Лариной раскрывало не только параллелизм их народности, но и глубокое отличие в трактовке образов: одного, ориентированного на романтическую фантастику и игру, другого — на бытовую и психологическую реальность.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 4

Задание № 10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Герой романа, который отстраняет все формы внешней нивелировки своей личности и этим противостоит Татьяне, органически связанной с коллективной жизнью народных обычаев, поверий, привычек, в шестой главе изменяет себе: против собственного желания он признает диктат норм поведения, навязываемых ему Зарецким и «общественным мнением», и тут же, теряя волю, становится куклой в руках безликого ритуала дуэли.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Ответ: 1

Тире ставится

Примеры

1. Если первое простое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным условия).

Будет завтра хорошая погода - пойдём в лес. (= Если будет завтра хорошая погода, пойдем в лес.)

2. Если первое простое предложение указывает на время того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным времени).

Лес рубят - щепки летят. (Когда лес рубят, щепки летят.)

3. Если второе простое предложение содержит вывод, следствие из того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить наречие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).

Жара все усиливалась - становилось тяжело дышать. (= Жара все усиливалась, так что становилось тяжело дышать.)

Ударил сильный гром - задрожали все окна. (= Ударил сильный гром, поэтому задрожали все окна.)

4. Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по смыслу (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А или союз НО).

Шестнадцать лет служу - такого со мной еще не было. (= Шестнадцать лет сижу, но такого со мной еще не было.)

Смелые побеждают - трусливые погибают. (= Смелые побеждают, а трусливые погибают.)

5. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

Молвит слово - соловей поет. (= Молвит слово, будто соловей поет.)

6. Если во второй части содержится неожиданный результат, дается указание на быструю смену событий.

Он нажал на тормоз - скорость не уменьшилась.

7. Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО).

Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце - дурной знак.

Тире — это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, представленных во второй части бессоюзного сложного предложения.

Алгоритм определения пунктуационного знака в бессоюзном предложении:

- выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с обобщающим словом перед однородными членами или сложным бессоюзным:

    — если предложение простое, то чаще всего постановка двоеточия объясняется тем, что обобщающее слово стоит перед однородными членами;

    — если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире в нем можно объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу подчинительных союзов;

- подставьте в бессоюзное сложное предложение подходящий по смыслу подчинительный союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:

    1. Союз ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части (поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие);

    2. Союз А ИМЕННО ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части (поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие);

    3. Союз КОГДА свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части (поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится тире);

    4. Союз ТАК ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чем говорится в первой части (поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится тире);

    5. Союз ЕСЛИ свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части (поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится тире);

    6. Союз А свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой (поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится тире).

Упражнение № 72

Расставьте знаки препинания. Запишите номер правильного ответа (из приведённых ниже), указывающий причину постановки тире в бессоюзном предложении.

1. Если первая часть предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй (в начале первого предложения можно добавить союз если, когда в значении «если»).

2. Если первое простое предложение указывает на время того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз когда).

3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате.

4. Если во второй части бессоюзного сложного предложения выражено противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а).

5. Если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, точно, будто).

6. Если во второй части содержится неожиданный результат, дается указание на быструю смену событий.

7. Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это).

    1) Ехал сюда рожь начинала желтеть. (...) (2) Я умираю мне не к чему лгать (И. С. Тургенев). (...) 3) Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят (М. М. Пришвин). (...) 4) Служить бы рад прислуживаться тошно (А. С. Грибоедов). (...) 5) Чин следовал ему он службу вдруг оставил (А. С. Грибоедов). (...) 6) Смерти бояться на свете не жить. (...) 7) Шить сядет не умеет взять иголку ее бранят она себе молчит (А. С. Пушкин). (...) 8) Будет дождик будут и грибки будут грибки будет и кузов (А. С. Пушкин). (...) 9) Я хвать за пояс пистолета нет (М. Ю. Лермонтов). (...) 10) Прошла неделя месяц он к себе домой не возвращался (А. С. Пушкин). (...) 11) Что нужно будет скажите Павлу или Татьяне (И. С. Тургенев). (...) 12) До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу нет зверя (М. Ю. Лермонтов). (...) 13) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат

(М. Ю. Лермонтов). (...) 14) Обветренное лицо горит а закроешь глаза вся земля так и поплывёт под ногами (И. А. Бунин). (...) 15) Молвит слово соловей поет (М. Ю. Лермонтов). (...) 16) Шестнадцать лет служу такого со мной не было (Л. Н. Толстой). (...) 17) Он мучительно провел глазами по потолку хотел сойти с места бежать ноги не повиновались (И. А. Гончаров). (...) 18) Пропади ты совсем плакать о тебе не будем (А. П. Чехов). (...) 19) Косили версту выкосили грош (М. Горький). (...) 20) Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Горький). (...) 21) Сбрей ему сейчас бородку надень костюмчик учитель (В. Шукшин). (...) 22) В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы ветры деревья в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (К. Г. Паустовский). (...) 23) На стене ни одного образа дурной знак (М. Ю. Лермонтов). (...) 24) Дунул ветер всё дрогнуло ожило засмеялось (М. Горький). (...) 25) Инга была возбуждена Левшин наблюдал за ней слишком пристально это бросилось Клебе в глаза (К. А. Федин). (...) 26) Идет большая вода это всего интереснее (Б. Л. Горбатов). (...) 27) Нравится рисовать рисуй на здоровье никто не запрещает (В. Панова). (...) 28) Не сумку у Мишки украли последнюю надежду похитили (А. С. Неверов). (...) 29) Он гость я хозяин (Э. Г. Багрицкий). (...)

    Ответ:

1) Ехал сюда — рожь начинала желтеть. (2) 2) Я умираю — мне не к чему лгать (И. С. Тургенев). (3) 3) Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (М. М. Пришвин). (2) 4) Служить бы рад — прислуживаться тошно (А. С. Грибоедов). (4) 5) Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (А. С. Грибоедов). (4) 6) Смерти бояться — на свете не жить. (1) 7) Шить сядет — не умеет взять иголку; ее бранят — она себе молчит (А. С. Пушкин). (4) 8) Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов (А. С. Пушкин). (1) 9) Я хвать за пояс — пистолета нет (М. Ю. Лермонтов). (4) 10) Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (А. С. Пушкин). (4) 11) Что нужно будет — скажите Павлу или Татьяне (И. С. Тургенев). (1) 12) До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу — нет зверя (М. Ю. Лермонтов). (4) 13) Я стал звать хозяина — молчат; стучу — молчат (М. Ю. Лермонтов). (4) 14) Обветренное лицо горит, а закроешь глаза — вся земля так и поплывёт под ногами (И. А. Бунин). (2) 15) Молвит слово — соловей поет (М. Ю. Лермонтов). (5) 16) Шестнадцать лет служу — такого со мной не было (Л. Н. Толстой). (4) 17) Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать — ноги не повиновались (И. А. Гончаров). (4) 18) Пропади ты совсем — плакать о тебе не будем (А. П. Чехов). (1) 19) Косили версту — выкосили грош (М. Горький). (4) 20) Упадет луч солнца на траву — вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Горький). (1) 21) Сбрей ему сейчас бородку, надень костюмчик — учитель (В. Шукшин). (2) 22) В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья — в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (К. Г. Паустовский). (4) 23) На стене ни одного образа — дурной знак (М. Ю. Лермонтов). (7) 24) Дунул ветер — всё дрогнуло, ожило, засмеялось (М. Горький). (6)

25) Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально — это бросилось Клебе в глаза (К. А. Федин). (7) 26) Идет большая вода — это всего интереснее (Б. Л. Горбатов). (7) 27) Нравится рисовать — рисуй на здоровье, никто не запрещает (В. Панова). (1) 28) Не сумку у Мишки украли — последнюю надежду похитили (А. С. Неверов). (4) 29) Он гость — я хозяин (Э. Г. Багрицкий). (4)

Упражнение № 73

Подберите к предложенному началу сложного бессоюзного предложения его продолжение из второго столбика таблицы и запишите получившееся предложение (пословицу), объяснив знаки препинания в нём.

1. Посмотрит

руками не машут.

2. Сыр выпал

не говори, что не дюж.

3. Ввысь взлетает Сокол

рублем подарит.

4. Назвался груздем

в лес не ходить.

5. Я бы в лётчики пошёл

щепки летят.

6. Любишь кататься

жмётся уж к земле.

7. Упустишь огонь

зима поедает.

8. Смелые побеждают

пусть меня научат.

9. Лето припасает

не потушишь.

10. Взялся за гуж

полезай в кузов.

11. Волков бояться

люби и саночки возить.

12. Лес рубят

трусливые погибают.

13. Пашню пашут

с ним была плутовка такова.

1. Посмотрит - рублем подарит (Некрасов). (5)

2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). (6)

3. Ввысь взлетает Сокол - жмётся уж к земле (М.Г.) (4)

4. Назвался груздем - полезай в кузов. (1)

5. Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (В. Маяковский). (3)

6. Любишь кататься - люби и саночки возить. (1)

7. Упустишь огонь - не потушишь. (1)

8. Смелые побеждают - трусливые погибают. (4)

9. Лето припасает - зима поедает. (4)

10. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. (1)

11. Волков бояться — в лес не ходить. (1)

12. Лес рубят — щепки летят. (1)

13. Пашню пашут — руками не машут. (2)

Упражнение № 74

Задание № 1. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Наступит время, и города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса, поля и дикую природу: людям на земле отведено очень небольшое место, и они

живут в окружении природы, она легко может взять обратно все, необходимое человеку. (2) Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить нас водами океана - просто чтобы еще раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. (З) Мой дед говорил: если мы не будем постоянно ощущать ее рядом с собой в ночи, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. (4) И тогда в один прекрасный день она придет и поглотит нас. (5) Понимаете? (6) Грэнджер повернулся к Монтэгу.

    Ответ: 1

Задание № 2. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Кто-то должен остановиться. (2) Солнце не остановится. (З)Значит, похоже, что остановиться должен он, Монтэг, и те, с кем он работал бок о бок всего лишь несколько часов тому назад. (4) Где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей, кто-то должен снова собрать и сберечь созданное человеком, и сберечь это в книгах, в граммофонных пластинках, в головах людей, уберечь любой ценой от моли, плесени, ржавчины, тлена и людей со спичками. (5) Мир полон пожаров, больших и малых. (6) Люди скоро будут свидетелями рождения новой профессии - профессии людей, изготовляющих огнеупорную одежду для человечества.

Ответ: 4

Задание № 3. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Монтэг чувствовал теперь, что в нем заключены два человека: во-первых, он сам, Монтэг, который ничего не понимал, не понимал даже всей глубины своего невежества, лишь смутно догадывался об этом, и, во-вторых, этот старик, который разговаривал сейчас с ним, разговаривал все время, пока пневматический поезд бешено мчал его из одного конца спящего города в другой. (2) Все дни и все ночи старый профессор будет разговаривать с ним, роняя в его душу слово за словом, каплю за каплей, камень за камнем, искру за искрой, и когда-нибудь сознание его наконец переполнится, и он перестанет быть Монтэгом; так говорил ему старик, обещая это.

(3) И наступит день, когда он, оглянувшись назад, поймет, каким глупцом был раньше. (4) Он и сейчас уже чувствовал, что этот долгий путь начался, что он прощается со своим прежним «я» и уходит от него.

Ответ: 2

Задание № 4. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Монтэг будет лежать в своем надежном убежище на сеновале и смотреть, как удивительные незнакомые ему звезды тихо уходят за край неба, отступая перед нежным светом зари. (2) Утром он не почувствует усталости, хотя всю ночь он не сомкнет глаз и всю ночь на губах его будет играть улыбка, теплый запах сена и все увиденное и услышанное в ночной тиши послужит для него самым лучшим отдыхом. (3) А внизу, у лестницы, его будет ожидать еще одна, совсем уже невероятная радость, и он осторожно спустится с сеновала, освещенный розовым светом раннего утра, полный до краев ощущением прелести земного существования, и вдруг замрет на месте, увидев это маленькое чудо, потом наклонится и коснется его рукой: у подножья лестницы он увидит стакан с холодным свежим молоком, несколько яблок и груш.

Ответ: 3

Задание № 5. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Он вышел из воды. (2) Берег ринулся на него, как огромная волна прибоя. (3) Темнота, и эта незнакомая ему местность, и миллионы неведомых запахов, несомых прохладным, леденящим мокрое тело ветром, — все это разом навалилось на Монтэга, и он отпрянул назад от этой темноты, запахов, звуков; в ушах шумело, голова кружилась. (4)3везды летели ему навстречу, как огненные метеоры. (5) Ему захотелось снова броситься в реку, и пусть волны несут его все равно куда. (6) Темная громада берега напомнила ему тот случай из его детских лет, когда, купаясь, он был сбит с ног огромной волной (самой большой, какую он когда-либо видел!), она оглушила его и швырнула в зеленую темноту, наполнила рот, нос, желудок солено-жгучей водой. (7) Слишком много воды! (8) А тут было слишком много земли.

Ответ: 3

Задание № 6. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) 3емля была устлана опавшими листьями. (2) Их тут, наверно, были миллиарды, ноги Монтэга погружались в них, словно он переходил вброд сухую шуршащую реку, пахнущую гвоздикой и теплой пылью. (З)Сколько разных запахов! (4) Вот как будто запах сырого картофеля, так пахнет, когда разрежешь большую картофелину, белую, холодную, пролежавшую всю ночь на открытом воздухе в лунном свете. (5) А вот запах пикулей, вот запах сельдерея, лежащего на кухонном столе, слабый запах желтой горчицы из приоткрытой баночки, запах махровых гвоздик из соседнего сада. (6) Монтэг опустил руку, и травяной стебелек коснулся его ладони, Монтэг поднес пальцы к лицу: они пахли лакрицей. (7) Он остановился, глубоко вдыхая запахи земли. (8) И чем глубже он вдыхал их, тем осязаемее становился для него окружающий мир во всем своем разнообразии.

Ответ: 6

Задание № 7. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Каждый должен что-то оставить после себя: сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую гобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками, и люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив. (2) Оставить что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. (3) Мой дед говорил: «Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. (4) В этом разница между человеком просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником, — говорил мне дед. — (5) Первый пройдет, и его как не бывало, но садовник будет жить не одно поколение».

Ответ: 1

Задание № 8. Седи предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Монтэг лежал на земле. (2) Мелкая цементная пыль засыпала ему глаза, сквозь плотно сжатые губы набилась в рот. (3) Он задыхался и плакал. (4) И вдруг вспомнил... (5) Да, да, я вспомнил что-то! (6) Что это, что? (7) Экклезиаст! (8) Да, это главы из Экклезиаста и Откровения. (9) Скорей, скорей, пока я опять не забыл, пока не прошло потрясение, пока не утих ветер. (Ю)Экклезиаст, вот он! (11) Прижавшись к земле, еще вздрагивающей от взрывов, он мысленно повторял слова, повторял их снова и снова, и они были прекрасны и совершенны, теперь реклама зубной пасты Денгэм не мешала ему. (12) Сам проповедник стоял перед ним и смотрел на него.

Ответ: 11

Задание № 9. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Посмотри же вокруг, посмотри на мир, что лежит перед тобой! (2) Лишь тогда ты сможешь по-настоящему прикоснуться к нему, когда он глубоко проникнет в тебя, в твою кровь и вместе с ней миллион раз за день обернется в твоих жилах. (3) Я так крепко ухвачу его, что он уже больше не ускользнет от меня. (4) Когда-нибудь он весь будет в моих руках, сейчас я уже чуть-чуть коснулся его пальцем. (5) И это только начало. (б)Ветер утих. (7) Еще какое-то время Монтэг и остальные лежали в полузабытьи, на грани сна и пробуждения, еще не в силах подняться и начать новый день с тысячами забот и обязанностей: разжигать костер, искать пищу, двигаться, идти, жить, и слышалось их дыхание, вначале прерывистое и частое, потом все более ровное и спокойное.

Ответ: 7

Задание № 10. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Кто-то достал из кармана клочок бумаги, чиркнул спичкой, на огонек положили пучок травы и горсть сухих листьев, потом стали подбрасывать ветки, они шипели и трещали, но вот наконец костер вспыхнул, разгораясь все жарче и жарче. (2) Взошло солнце, и люди медленно отвернулись от реки, молча придвинулись к костру, низко склоняясь над огнем. (3) Лучи солнца коснулись их затылков.

Ответ: 1