Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018
Второй раздел
Сочинительные союзы
Параллельное соподчинение
Сложноподчиненные предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неибежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д. С. Лихачеву).
Главное предложение — второе, первое придаточное присоединяется к нему при помощи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложение), второе придаточное (по порядку — третье) присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т. е. в предложении присутствует параллельное подчинение придаточных.
«Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин).
Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы: первое придаточное определяет слово «тот», являясь местоимённо- определительным придаточным, второе придаточное изъяснительное, присоединяется к главному при помощи союза ЛИ, таким образом, в предложении к одному главному предложению относятся два придаточного разного вида, перед нами сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных.
Если вы ищете в тексте какой-либо вид соподчинения придаточных, помните, что вас должны интересовать лишь сложноподчиненные предложения с ДВУМЯ и более придаточными. Если в сложноподчиненном предложении только одно придаточное, оно не должно быть в поле вашего внимания.
Упражнение № 67
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, обозначьте границы главного и придаточных предложений, укажите вид соподчинения придаточных предложений. Составьте схему 2, 3 и 5 предложения.
1) Когда душа таит зерно пламе...ого р...стения - чуда сделай ему чудо если ты в состоянии.... (А. Грин.) (...) 2) А поскольку несколько перебивающих друг друга голоса объед...не...ы в авторском голосе составляя гам...у его разн...бразных проявлений возникает то сложное богатство авторской личности которое характеризует роман. (Ю. М. Лотман.) (...) 3) Если он просил простить или наградить кого (либо) заинтересова...ое лицо знало что так и будет. (А. Грин.) (...) 4) В тот миг когда совесть овладевает
нашей душой у нас (не) редко бывает ощущение буд (то) в нас что (то) проснулось или восстало — какая (то) особая сила. (И. А. Ильин.) (...) 5) Когда изредка мы слушаемся голос совести то внутре...яя раздвое...ость лишает нас цельности и не дает нам той великой радости которую цельность души несёт с собою. (И. А. Ильин.) (...) 6) Если мы не повинуемся голосу совести тогда из самой глубины нашего духовного чувства где совесть (по) прежнему взывает шепчет стенает печал...тся и ук....ряет поднимается недовольство особого рода печаль и тоска мучительное неодобрение. (И. А. Ильин.) (...)
№ 2
№ 3
№ 5
Упражнение № 68
Задание № 1. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу. (2) Это произошло так. (3) В одно из его редких возвращений домой, он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания. (4) Вместо нее, у детской кроватки — нового предмета в маленьком доме Лонгрена — стояла взволнованная соседка.
Ответ: 1
Задание № 2. Среди предложений 1 — 4 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. (2) Он стал работать. (3) Скоро в городских магазинах появились его игрушки — искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов — словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний. (4) Этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии.
Ответ: 3
Задание № 3. Среди предложений 1 — 4 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота. (2) Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай. (3) Он подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, как горизонт наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. (4) Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, — так силен был его ровный пробег, — давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну.
Ответ: 3
Задание № 4. Среди предложений 1 — 3 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Молча, до своих последних слов, посланных вдогонку Меннерсу, Лонгрен стоял; стоял неподвижно, строго и тихо, как судья, выказав глубокое презрение к Меннерсу — большее, чем ненависть, было в его молчании, и это все чувствовали. (2) Если бы он кричал, если бы выражал жестами или суетливостью злорадство, рыбаки поняли бы его, но он поступил иначе, чем поступали они - поступил внушительно, непонятно и этим поставил себя выше других, словом, сделал то, чего не прощают. (3) Никто более не кланялся ему, не протягивал руки, не бросал узнающего, здоровающегося взгляда.
Ответ: 2
Задание № 5. Среди предложений 1 — 4 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Это случалось не часто, хотя Лисе лежал всего в четырех верстах от Каперны, но дорога к нему шла лесом, а в лесу многое может напугать детей, помимо физической опасности, которую, правда, трудно встретить на таком близком расстоянии от города, но все-таки не мешает иметь в виду. (2) Поэтому только в хорошие дни, утром, когда окружающая дорогу чаща полна солнечным ливнем, цветами и тишиной и когда впечатлительности Ассоль не грозили фантомы воображения, Лонгрен отпускал ее в город.
(3) Однажды, в середине такого путешествия к городу, девочка присела у дороги съесть кусок пирога, положенного в корзинку на завтрак. (4) закусывая, она перебирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью.
Ответ: 2
Задание № 6. Среди предложений 1 — 5 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Только что капитан приготовился смиренно ответить, что он пошутил и что готов показать слона, как вдруг тихий отбег береговой струи повернул яхту носом к середине ручья, и, как настоящая, полным ходом покинув берег, она ровно поплыла вниз. (2) Мгновенно изменился масштаб видимого: ручей казался девочке огромной рекой, а яхта - далеким, большим судном, к которому, едва не падая в воду, испуганная и оторопевшая, протягивала она руки. (3) «Капитан испугался», — подумала она и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что ее где-нибудь прибьет к берегу. (4) Поспешно таща не тяжелую, но мешающую корзинку, Ассоль твердила: — «Ах, господи! Ведь случись же...» — (5) Она старалась не терять из вида красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.
Ответ: 1
Задание № 7. Среди предложений 1 — 9 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — (2) Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. (3) Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. (4) У тебя будет все, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». (5) Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.
— (6) Это все мне? — тихо спросила девочка. (7) Ее серьезные глаза, повеселев, просияли доверием. (8) Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе. — (9) Может быть, он уже пришел... тот корабль?
Ответ: 5
Задание № 8. Среди предложений 1 — 4 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Но страстная, почти религиозная привязанность к своему странному ребенку была, надо полагать, единственным клапаном тех ее склонностей, захлороформированных воспитанием и судьбой, которые уже не живут, но смутно бродят, оставляя волю бездейственной. (2) 3натная дама напоминала паву, высидевшую яйцо лебедя. (3) Она болезненно чувствовала прекрасную обособленность сына, когда она прижимала мальчика к груди и когда грусть, любовь и стеснение наполняли ее сердце. (4) Так облачный эффект, причудливо построенный солнечными лучами, проникает в симметрическую обстановку казенного здания, лишая ее банальных достоинств; глаз видит и не узнает помещения: таинственные оттенки света среди убожества творят ослепительную гармонию.
Ответ: 3
Задание № 9. Среди предложений 1 — 5 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Если он не хотел, чтобы подстригали деревья, деревья оставались нетронутыми, если он просил простить или наградить кого-либо, заинтересованное лицо знало, что так и будет; он мог ездить на любой лошади, брать в замок любую собаку; рыться в библиотеке, бегать босиком и есть, что ему вздумается.
(2) Его отец некоторое время боролся с этим, но уступил - не принципу, а желанию жены. (3) Он ограничился удалением из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в дурные склонности и что они будут трудноискоренимые. (4) В общем, он был всепоглощенно занят бесчисленными фамильными процессами, начало которых терялось в эпохе возникновения бумажных фабрик, а конец - в смерти всех кляузников. (5) Кроме того, государственные дела, дела поместий, диктант мемуаров, выезды парадных охот, чтение газет и сложная переписка держали его в некотором внутреннем отдалении от семьи; сына он видел так редко, что иногда забывал, сколько ему лет.
Ответ: 3
Задание № 10. Среди предложений 1 — 4 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Между тем внушительный диалог приходил на ум капитану все реже и реже, так как Грэй шел к цели с стиснутыми зубами и побледневшим лицом. (2) Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и что неумение заменялось привычкой. (3) Случалось, что петлей якорной цепи его сшибало с ног, ударяя о палубу, и тогда вся работа являлась пыткой, требующей пристального внимания, но, как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презрения не оставляла его лица. (4) Он молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань, до тех пор, пока не стал в новой сфере «своим», но с этого времени неизменно отвечал боксом на всякое оскорбление.
Ответ: 2