Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018

Второй раздел
Сочинительные союзы
Однородное соподчинение

При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению — однородными, отвечают на один и тот же вопрос и являются одного вида:

1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д. С. Лихачеву).

Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы.

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.

2. «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезен и человеку, и всему обществу в целом» (По Д. С. Лихачеву).

Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными, отвечая на один и тот же вопрос, который мы задаем от одного слова в главном предложении (объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим.

Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.

3. «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что мы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон).

4. «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив...» (Д. С. Лихачев).

В четвертом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ.

5. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе» (Д. С. Лихачев).

В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при однородном подчинении опущен.

Упражнение № 65

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, укажите вид соподчинения придаточных предложений. Составьте схему 3, 6 и 8 предложения.

1) Дай господи - говорила она - что (бы) ты к нам благополучно в...звратился и что (бы) я тебя еще раз увид...ла в ...дешней жизни! (Н. М. Карамзин.) (...) 2) Она не взвешивала и не мерила но вид...ла что с мукой не дотянуть до конца недели что в жестянке с сахаром виднеется дно обертки с чаем и кофе почти пусты. (А. Грин.) (...)

3) Ей казалось что она звучит как оркестр что ее могут услышать. (А. Грин.) (...) 4) Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключё...ого когда ми...иардер подарит писцу вил...у оп...реточную певицу и сейф а ж...кей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня тогда все будет невыразимо чудесно. (А. Грин.) (...) 5) Он заставил слугу или полового рассказывать всякий вздор о том кто содержал прежде трактир и кто теперь. (Н. В. Гоголь.) (...) 6) Он с чрезвычайною точностию ра...просил кто в городе губернатор кто председатель палаты кто прокурор. (Н. В. Гоголь.) (...) 7) Чичиков поблагодарил хозяйку сказавши что ему (не) нужно ничего что бы она не беспокоилась н... (о) чём что кроме постели он (н...) чего не требует. (Н. В. Гоголь.) (...) 8) Однажды в студё...ый зимний вечер когда метель заносила глаза и ветер наметал сугробы король увидел на дороге замерзающею нищего. (И. А. Ильин.) (...) 9) Как объяснить ему не знающему ни духа ни свободы что вера в Бога освобождает душу и что проповедуемое им безбожие несёт людям худшее в истории рабство - порабощение страстям материи и безбожным тиранам?.. (И. А. Ильин.) (...) 10) Если бы Татьяна даже стала свободною если б умер ее старый муж и она овдовела то и тогда бы она не пошла за Онегиным. (Ф. М. Достоевский.) (...)

№3

№6

№ 8

Упражнение № 66

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, укажите вид соподчинения придаточных предложений, обозначьте границы главного и придаточных предложений Составьте схему 1 и 5 предложения.

1) Он в...бражает что имение его расстрое...о и что истощил всю чашу жизни. (Ю. М. Лотман.) (...) 2) Для Пушкина важна мысль о том что жизнь человека - лишь одна из возможностей реализации его внутре...их данных и что подли...ая основа характера раскрывается только в совокупности реализова...ых и нереализова...ых возможностей. (Ю. М. Лотман.) (...) 3) Он является в романе человеком которого убили воспитание и светская жизнь которому всё пригляделось всё приелось всё прилюбилось. (В. Г. Белинский.) (...) 4) Общепризнано что определяющей чертой гоголевских типов является пошлость что герои его обыкнове...ые заурядные н...чем не примечательные (именно таково старое первоначальное значение слова «пошлость. (...) 5) Автор говорит что ему всегда было интересно подъезжать к

какому (нибудь) новому месту и оно представало перед ним своею «не пошлою наружностью». (...)

№ 1

№ 5