Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018

Первый раздел
Подготовка к выполнению третьей части работы - написанию сочинения
Сочинение по тексту № 1

Третья часть экзаменационной работы - написание сочинения по предложенному тексту.

Экзаменуемый может выбрать любое из трёх заданий, предлагаемых для написания сочинения:

    1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1). Ученикам предлагается высказывание на лингвистическую тему, и они должны раскрыть смысл высказывания, продемонстрировав понимание того или иного языкового явления, приведя два примера рассматриваемого языкового понятия из прочитанного текста.

    2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (15.2). Необходимо объяснить смысл приведённых фрагментов прочитанного текста, приведя в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих собственные рассуждения.

    3. Сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3). Экзаменуемому необходимо привести толкование значения того или иного слова. Сформулировать и прокомментировать данное определение. Аргументировать свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих рассуждения: один пример-аргумент из прочитанного текста, а второй - из жизненного опыта.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы содержит три альтернативных творческих задания (15.1; 15.2; 15.3), из которых выпускник должен выбрать только ОДНО и написать ЛИБО сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1), ЛИБО сочинение-рассуждение, связанное с объяснением понимания смысла ключевого фрагмента исходного текста (15.2), ЛИБО сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения того или иного слова (15.3).

При выполнении задания 15 экзаменуемый должен дать развернутый ответ, создать высказывание в соответствии с функционально-смысловым типом речи «РАССУЖДЕНИЕ» и аргументировать собственные мысли, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста (их должно быть НЕ МЕНЕ ДВУХ).

Структура сочинения-рассуждения такова:

• тезис — положение, которое надо доказать;

    • аргументы — примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа (их должно быть не менее двух!, согласно формулировке задания);

    • вывод — итоговое суждение, подтверждающее выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным).

Необходимо помнить о том, что в сочинении-рассуждении:

• от тезиса к аргументам можно поставить вопрос: ПОЧЕМУ?

• аргументы доказывают тезис и отвечают: ПОТОМУ ЧТО.

    Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему (задание 15.1):

1. Сочинение на лингвистическую тему должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждения и строиться по схеме:

    ТЕЗИС - ПРИМЕРЫ-АРГУМЕНТЫ ИЗ ТЕКСТА - ВЫВОД.

2. При написании сочинения на лингвистическую тему необходимо помнить о том, что тезисом должно являться указание на две функции языкового явления, а аргументировать тезис необходимо примерами из текста (их следует привести не менее двух).

3. Примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитанного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений в нем.

4. Начать сочинение на лингвистическую тему можно, используя один из следующих клишированных вариантов вступления. Это может быть:

    • фраза, предложенная в задании (цитата);

    • согласие или несогласие пишущего с одним из участников лингвистического спора;

    • вопрос-ответ;

    • собственное высказывание пишущего.

5. Чтобы дать развернутый, аргументированный ответ на задание С2 и создать высказывание в соответствии с функционально-смысловым типом речи «рассуждение», можно использовать следующие речевые клише в основной части сочинения:

    • вводные слова: таким образом, итак, действительно, например, во-первых, во-вторых, как видим и др.;

    • синтаксические конструкции: «Чтобы проиллюстрировать функции ..., обратимся к синтаксической конструкции №..., в конце которой ставится...»; «Рассмотрим предложение №.... В нем...»; «Обратим внимание на синтаксическую конструкцию №»; «Примером выполнения запятыми выделительной функции может служить предложение №° ...»; «Итак, можно увидеть, что...».

6. При написании сочинения на лингвистическую тему можно использовать выказывания известных писателей.

Таким образом, в сочинении 15.1 экзаменуемый, рассуждая о различных лингвистических понятиях, должен не просто их назвать, но и раскрыть их отличительные признаки, указать, какую роль они играют в художественном тексте.

    Сочинение 15.1 должно строиться по следующей схеме:

1) Вступление (1 абзац сочинения), в котором мы приводим в кавычках слова известного лингвиста и задаём вопрос, что же имел в виду знаменитый филолог, рассуждая об этом лингвистическом понятии.

    2) Основная часть сочинения:

    • во 2-ом абзаце ТЕЗИСНО поясняем, как мы понимаем смысл высказывания известного лингвиста (о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях он рассуждает; каково назначение этих языковых единиц);

    • в 3-ем абзаце приводим ПЕРВЫЙ ПРИМЕР из исходного текста, подтверждающий нашу точку зрения (называем то или иное языковое явление, объясняем, какую роль оно играет в исходном тексте, указываем при этом номера соответствующих предложений или применяем цитирование);

    • в 4-ом абзаце приводим ВТОРОЙ ПРИМЕР из исходного текста, подтверждающий нашу точку зрения (называем то или иное языковое явление, объясняем, какую роль оно играет в исходном тексте, указываем при этом номера соответствующих предложений или применяем цитирование).

    3) Итоговый вывод (5-ый абзац сочинения) — ещё раз говорим о том, какую важную роль играет в языке анализируемое лингвистическое явление, ставшее предметом размышлений известного филолога.

Дано задание:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Хотим обратить ваше внимание на рекомендацию разработчиков КИМов: при написании сочинения С2 раскрывать смысл высказывания К. Г. Паустовского с опорой на лингвистический материал.

Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua - язык) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле слова, лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика. Является частью семиотики как науки о знаках.

Таким образом, указание на использование именно лингвистического материала в своём сочинении предполагает широкое обращение к разным разделам науки о языке.

Рассмотрим возможные варианты выполнения задания, связанные с комментарием цитаты К. Г. Паустовского.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст № 1

(1) Я ехал на перекладных из Тифлиса. (2) Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. (3) Большая часть из них, к счастию для вас, потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел.

(4) Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. (5) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни.

(6) Славное место эта долина! (7) Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся

из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

(8) Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов остановился для ночлега. (9) Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица, - а эта гора имеет около двух верст длины.

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - пишет Константин Георгиевич Паустовский, и невозможно не согласиться с ним. Так, например, в приведённом выше тексте из главы «Бэла» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы видим, как искусно с помощью слова автор, широко используя как лексику, так и грамматику русского языка, рисует перед нами картину кавказской природы, не лишённую романтических черт.

М. Ю. Лермонтов, используя тип речи описание (предложения № 6, 7), рисует словом красочные картины кавказской природы, прибегая к эпитетам, выраженным как прилагательными («неприступные, красноватые скалы», «жёлтые обрывы», «золотая бахрома», «серебряною нитью»), так и причастными оборотами со страдательными причастиями прошедшего времени («скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар»).

Использование в предложении № 6 восклицательного знака, который поставлен в конце предложения, помогает выразить сильное чувство восторга, охватившее повествователя при созерцании красоты Койшаурской долины.

Благодаря виртуозному владению русским словом, писатель вовлекает читателя в художественное пространство романа, и тот из созерцателя превращается в соучастника событий, описанных автором, и в его сознании навеки запечатлеваются прекрасные горные пейзажи Кавказа.