Знаки препинания в сложносочинённых предложениях 5 — 9 классы - Е. Э. Грибанская 2016

Тренировочные упражнения
Упражнения на основе текстов

Упражнение 20. Прочитайте тексты, взятые из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. Дайте характеристику выделенных предложений, составьте их схемы.

Вариант I

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Учёный малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

    Ответ:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными определениями.

[= —].

Вариант II

Латынь из моды вышла ныне:

Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

    Ответ:

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли,

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Предложение сложное, сложносочинённое, состоит из двух частей, связанных между собой противительным союзом НО.

[— =], но [= —].

Вариант III

Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почётный гражданин кулис,

Онегин полетел к театру,

Где каждый, вольностью дыша,

Готов охлопать entrechat,

Обшикать Федру, Клеопатру,

Моину вызвать (для того,

Чтоб только слышали его).

    Ответ:

Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

Предложение сложное, с сочинительной и подчинительной типами связи, состоит из трёх частей, 1-я и 2-я части связаны сочинительной связью, 2-я и 3-я части — подчинительной.

[— = ], НО [— = ], (что = —).

Вариант IV

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт,

И быстрой ножкой ножку бьёт.

Ответ:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Предложение сложное, с сочинительной и бессоюзной типами связи, состоит из пяти частей, 1-я, 2-я, 3-я и 4-я части связаны бессоюзной связью, 4-я и 5-я части — сочинительной.

[— =]; [— =]; [— и —, — =]; [=], и, [деепр., — =].

Вариант V

Ещё амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят;

Ещё усталые лакеи

На шубах у подъезда спят;

Ещё не перестали топать,

Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;

Ещё снаружи и внутри

Везде блистают фонари;

Ещё, прозябнув, бьются кони,

Наскуча упряжью своей,

И кучера, вокруг огней

Бранят господ и бьют в ладони, —

А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он.

Ответ:

Ещё амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят;

Ещё усталые лакеи

На шубах у подъезда спят;

Ещё не перестали топать,

Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;

Ещё снаружи и внутри

Везде блистают фонари;

Ещё, прозябнув, бьются кони,

Наскуча упряжью своей,

И кучера вокруг огней

Бранят господ и бьют в ладони, —

А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он.

Предложение сложное, с бессоюзной и союзной связью, состоит из восьми частей, связанных между собой бессоюзно (предложения 1 — 5, 7 — 8) и соединительным союзом И (предложения 5, 6), противительным союзом А (предложения 6 и 7).

[—, —, — = и =], [— =]; [ =, =, =, =, =], [= —], [деепр., = —, деепр. об.], и [— = и =], — а [— =]; [= —].

Упражнение 21. Объяснительный диктант. Найдите в тексте сложные предложения. Укажите, как связаны между собой образующие их части.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно. Снег был одет в жёсткую сухую плёночку, чуть-чуть хряскавшую всякий раз, как на неё наступала волчья лапа, и лёгкий холодный снежок змейками курился по этому насту и насмешливо сыпал в морды и лопатки волкам. Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.

Как всегда, волки плелись гуськом: впереди седой, мрачный старик, хромавший от картечины в ноге, остальные — угрюмые и ободранные — старались поаккуратнее попадать в следы передних, чтобы не натруживать лап о неприятный, режущий наст.

Тёмными пятнами ползли мимо кустарники, большие бледные поля, по которым ветер гулял вольно и беззастенчиво, и каждый одинокий кустик казался огромным и страшным; неизвестно было, не вскочит ли он вдруг, не побежит ли...

(Б. Зайцев)

    Ответ:

Задувал неприятный ветер, и было холодно. (Предложение сложное, сложносочинённое, части связаны соединительным союзом И.)

Снег был одет в жёсткую сухую плёночку, чуть-чуть хряскавшую всякий раз, как на неё наступала волчья лапа, и лёгкий холодный снежок змейками курился по этому насту и насмешливо сыпал в морды и лопатки волкам. (Предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью, части связаны подчинительным союзом КАК и соединительным союзом И.)

Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна. (Предложение сложное, с сочинительной и бессоюзной связью, 1-я и 2-я части связаны соединительным союзом И.)

Как всегда, волки плелись гуськом: впереди седой, мрачный старик, хромавший от картечины в ноге, остальные — угрюмые и ободранные — старались поаккуратнее попадать в следы передних, чтобы не натруживать лап о неприятный, режущий наст. (Предложение сложное, с подчинительной и бессоюзной связью, 3-я и 4-я части связаны подчинительным союзом ЧТОБЫ.)

Тёмными пятнами ползли мимо кустарники, большие бледные поля, по которым ветер гулял вольно и беззастенчиво, и каждый одинокий кустик казался огромным и страшным; неизвестно было, не вскочит ли он вдруг, не побежит ли... (Предложение сложное, с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью, части связаны соединительным союзом И, союзным словом КОТОРЫМ и подчинительным союзом ЛИ.)

Упражнение 22. Объяснительный диктант. Найдите в тексте сложные предложения. Укажите, как связаны между собой образующие их части.

Никифор припомнил осень прошлого и лето бнынешнего года.

Он вспомнил, как ветер, дувший постоянно вдоль Прогонного, взметал бумажки: бумажки танцевали. После танцевали девушки; на них были цветные косынки; гурьбой они вошли и вышли со смехом, относящимся к нему, — со смехом, полным молодых восторгов странному, так взволновавшему их посетителю и доброго пути ему, — вытанцевали, а не вышли они на крыльцо, и ещё ветер долго доносил обрывки звонких голосов, как клочки дорогих писем, разорванных и пущенных по ветру.

(Б. Пастернак)

    Ответ:

Никифор припомнил осень прошлого и лето нынешнего года. Он вспомнил, как ветер, дувший постоянно вдоль Прогонного, взметал бумажки: бумажки танцевали. (Предложение сложное, с подчинительной и бессоюзной связью, части связаны подчинительным союзом КАК.)

После танцевали девушки; на них были цветные косынки; гурьбой они вошли и вышли со смехом, относящимся к нему, — со смехом, полным молодых восторгов странному, так взволновавшему их посетителю и доброго пути ему, — вытанцевали, а не вышли они на крыльцо, и ещё ветер долго доносил обрывки звонких голосов, как клочки дорогих писем, разорванных и пущенных по ветру. (Предложение сложное, с сочинительной и бессоюзной связью, части связаны соединительным союзом И.)

Упражнение 23. Запишите тексты, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы и раскрывая скобки.

Вариант I

Старый сад

(По)зади большого дома был старый сад уже од..чавший заглушё..ый бурьяном и кустарником. Я прош..лся по те..расе ещё крепкой и кр..сивой сквозь стекля..ую дверь видна была коми..та с п..ркетным полом должно быть гости..ая стари..ое фортепиано да на стенах гр..вюры в широких рамах из красного дерева больше (н..)чего. От прежних цв..тников уцелели одни лишь пионы и маки которые поднимали из травы свои белые и (ярко)красные головы по дорожкам вытягиваясь м..шая друг другу р..сли молодые клёны и вязы уже ощипа..ые коровами. Было густо и сад к..зался (не)проходимым но это только (в)близи дома где ещё стояли т..поля сосны и старые липы(сверс..ицы) уц..левшие от прежних ал..ей а дальше сад ра..чищали для (сено)коса и тут уже не парило п..утина (не)лезла в рот и в глаза подувал ветерок чем дальше (в)глубь тем просторнее и уже р..сли на пр..стор.. вишни сливы раскидистые ябл..ни и груши такие высокие что даже не верилось что это груши. Эту часть сада ..рендовали наши городские торговки и ст..р..жил её от воров и скворц..в мужичок(дурач..к) живший в ш..л..ше.

Сад всё больше р..дея переходя в настоящий луг спускался к реке поросшей зелёным к..мыш..м около мельн..чной плотины был плёс глубокий и рыбный с..рдито шумела (не)большая мельница с соломе..ою крыш..й (не)истово квакали лягушки. На воде гла..кой как зеркало (из)редка ходили круги да вздраг..вали речные лилии потр..воже..ые весёлой рыбой. Тихий глубокий плёс м..нил к себе об..щая пр..хладу и п..кой.

(По А. Чехову)

    Ответ:

Старый сад

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой; сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом — должно быть, гостиная: старинное фортепиано да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева — больше ничего. От прежних цветников уцелели одни лишь пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок, чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городские торговки, и сторожил её от воров и скворцов мужичок-дурачок, живший в шалаше.

Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом; около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлой рыбой. Тихий, глубокий плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.

(По А. Чехову)

Вариант II

В усадьбе

Обреч..(н/нн)ый судьбой на постоя..ую праздность я (не)делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо на птиц на ал..ей читал всё что привозили мне с почты спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бр..дил где(нибудь).

Однажды возвращаясь домой я (не)чая..о забрёл в какую(то) (не)знакомую усадьбу. Солнце уже пряталось и на цветущ.. ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых тесно посаже..ых очень высоких елей стояли как две сплошные стены образуя мрачную красивую ал..ею. Я ле..ко перелез через изг..родь и пош..л по этой ал..ее ск..льзя по еловым иглам которые тут на верш..к п..крывали землю. Было тихо темно и только высоко на в..ршинах (кое)где др..жал яркий золотой свет и перел..вал радугой в с..тях паука. Сильно до дух..ты пахло хвоей. Потом я пов..рнул на дли..ую лип..вую ал..ею. И тут то(же) запустение и старость прошлогодняя листва печально ш..л..стела под ногами и в сум..рках между деревьями прятались тени. (На)прав.. в старом фруктовом саду (не)хотя слабым голосом пела ив..лга должно быть тоже старушка. Но вот и липы кончились я прош..л мимо белого дома с тер..ас..ой и с м..з..нином и передо мной (не)ожида..о развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней с толпой зелёных ив с деревней на том берегу с высокой у..кой к..л..кольней на которой горел крест отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня пове..ло оч..р..ванием чего(то) родного очень знакомого буд(то) я уже вид..л эту самую п..н..раму когда(то) в детстве.

(По А. Чехову)

    Ответ:

В усадьбе

Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую- то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость, прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мной неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.

(По А. Чехову)

Вариант III

Мечты детства

(В)де..тве Борис и Сергей любили ходить на курган. Говорили что под этим курганом зарыт ски..ский царь а с ним его рабы лошади много ..ружия золота. С кургана видны были д..лёкие шахты посёлки и хутора в которых они (н..)когда (н..)бывали а в ясные дни на юге на самом г..р..зонте виднелся другой курган то(же) насып..ный скифами.

От кургана шли дороги шли далеко за край земли в (не)извес..ность и т..нули звали за собой взгляд. К..залось что там начинается другой (н..)ведомый им мир где и люди особе..ые (не)такие как на их шахте и жизнь другая т..инстве..ая интересная счастливая. Им страс..но хотелось увидеть эту (не)известную волшебную страну. Они были уверены что если подняться утром (по)раныпе и пойти (на)встречу со..нцу и и..ти весь день (в)след за ш..роко шагавшими по степи мачтами линии электропередачи то к вечеру придёш.. в эту страну. Там отважные г..ологи в (не)пр..ступных горах открывали сказочно богатые ро..сыпи золота и ..лмазов комсомольцы строили в тайге новые (бел..)каме..ые города бе..трашные лё..чики на реактивных самолётах штурмовали небо.

Они сидели на кургане так(же) как и много лет назад и так(же) как и тогда глядели на ч..рные силу..ты копров и т..риконов на фоне красных полос заката на пылающий пожар последних о..блесков со..нца в окнах домов на темнеющее небо. Но между их проше..шим и настоящим лежало де..ство и юность. Тогда мечтам (не)было пре..дела к..залось что они могут всего достичь что всё возможно. А сейчас когда они побывали в этих ранее (не)извес..ных краях за г..р..зонтом земля уже (не)кажется (не)объятной они узнали границы того что могли.

(А. Шевченко)

    Ответ:

Мечты детства

В детстве Борис и Сергей любили ходить на курган. Говорили, что под этим курганом зарыт скифский царь, а с ним его рабы, лошади, много оружия, золота. С кургана видны были далёкие шахты, посёлки и хутора, в которых они никогда не бывали, а в ясные дни на юге, на самом горизонте, виднелся другой курган, тоже насыпанный скифами.

От кургана шли дороги, шли далеко, за край земли, в неизвестность, и тянули, звали за собой взгляд. Казалось, что там начинается другой, неведомый им мир, где и люди особенные, не такие, как на их шахте, и жизнь другая, таинственная, интересная, счастливая. Им страстно хотелось увидеть эту неизвестную, волшебную страну. Они были уверены, что если подняться утром пораньше, и пойти навстречу солнцу, и идти весь день вслед за широко шагавшими по степи мачтами линии электропередачи, то к вечеру придёшь в эту страну. Там отважные геологи в неприступных горах открывали сказочно богатые россыпи золота и алмазов, комсомольцы строили в тайге новые белокаменные города, бесстрашные лётчики на реактивных самолётах штурмовали небо.

Они сидели на кургане так же, как и много лет назад, и так же, как и тогда, глядели на чёрные силуэты копров и терриконов на фоне красных полос заката, на пылающий пожар последних отблесков солнца в окнах домов, на темнеющее небо. Но между их прошедшим и настоящим лежало детство и юность. Тогда мечтам не было предела, казалось, что они могут всего достичь, что всё возможно. А сейчас, когда они побывали в этих ранее неизвестных краях за горизонтом, земля уже не кажется необъятной, они узнали границы того, что могли.

(А. Шевченко)

Вариант IV

Возвращение Герасима

По ш..се усердно и (без)ост..новочно шагал какой(то) в..ликан с м..шком за пл..чами и дли..ой палкой в руках. Это был Герасим. Он сп..шил (без)оглядки сп..шил домой к себе в д..ревню на родину.

Дорогу он хорош., заметил ещё тогда когда в..зли его в Москву. Деревня из которой вз..ла его барыня л..жала всего в (25) верстах от ш..се. Он ш..л по ней с какой(то) (не)с..крушимой отвагой с отча..ной и радостной решимостью. Он ш..л ш..р..ко распахнулась его грудь и глаза жадно и прямо устремились (в)перёд. Он т..р.. пился как(будто) мать(старушка) ждала его на родин.. как(будто) звала она его после долгого странств..вания по чужой стороне.

Только(что) наступившая летняя ночь была тиха и т..пла. С одной ст..р..ны там где со..нце зак..тилось край неба ещё б..лел и слабо румянился последним о..бл..ском и..чезавшего дня а с другой уже вздымался синий с..дой сумрак. Ночь шла (от)туда. Пер..пела сотнями гр..мели кругом (в)запуски перекликались кор..стели.

Герасим (не)мог их слыш..ть (не)мог он так(же) слыш..ть чуткого ночного шушук..нья д..ревьев мимо которых прон..сили его сильные ноги но он чествовал зн..комый зап..х посп..вающей ржи которым так и ве..ло с тёмных полей.

Он ч..ствовал как ветер летевший к нему (на)встречу ласк..во уд..рял в его лиц.. играл в его в..лосах и б..роде он вид..л перед собой б..леющую д..рогу в..дущую домой. Герасим вид..л (не)счётные звёзды осв..щавшие его путь и как лев выступал сильно и бодро так что когда в..сходящее со..нце оз..рило своими (влажно)красными лучами только что расходившегося молодца между Москвой и им уже легло тридцать пять вёрст.

Через два дня он уже был дома в своей избёнк...

(По И. Тургеневу)

    Ответ:

Возвращение Герасима

По шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан с мешком за плечами и длинной палкой в руках. Это был Герасим. Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину.

Дорогу он хорошо заметил ещё тогда, когда везли его в Москву. Деревня, из которой взяла его барыня, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шёл по ней с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь, и глаза жадно и прямо устремились вперёд. Он торопился, как будто мать- старушка ждала его на родине, как будто звала она его после долгого странствования по чужой стороне.

Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла. С одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба ещё белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, а с другой уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликались коростели.

Герасим не мог их слышать, не мог он также слышать чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых проносили его сильные ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тёмных полей.

Он чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде, он видел перед собой белеющую дорогу, ведущую домой. Герасим видел несчётные звёзды, освещавшие его путь, и, как лев, выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им уже легло тридцать пять вёрст.

Через два дня он уже был дома, в своей избёнке.

(По И. Тургеневу)

Упражнение 24. Запишите тексты, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы и раскрывая скобки.

Вариант I

Дорога

Знаете ли вы например какое наслаждение выехать весной до з..ри? Вы выходите на крыльц.. . На (тёмно)сером небе (кое)где мигают звёзды и влажный ветерок (из)редк.. набегает лёгкой волной слыш..тся ..держ..ный (не)ясный ш..пот ночи деревья слабо шумят облитые тенью. Вот вы сели и лошади сразу тронулись громко застучала телега.

Край неба але..т в берёзах просыпа..тся (не)ловко перелётыва..т галки и воробьи ч..рикают около тёмных скирд. Светле..т воздух и видней дорога и ясне..т небо и беле..т тучки и зелене..т поля. В избах красным огнём г..рят лучины а за воротами слышны засп..ные голоса. Между тем з..ря разг..рается и вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубятся пары ж..в..ронки звонко поют предра..ветный ветер подул и тихо всплыва..т б..гровое со..це. Свет так и хлын..т п..током и сер..це в вас встр..п..нётся как птица. Свежо весело любо. Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня вон другая с белой церковью вон берёзовый лесок на горе за ним видно болото куда вы ед..те. Живее кони живее! Крупной рысью вперёд! Версты три осталось (не)больше. Со..це быстро поднимается и небо чистое. Погода будет славная. Стадо пот..нулось из деревни прямо к нам (на)встречу. Вы взобрались на гору. Какой вид! Река в..ётся вёрст на десять тускло с..нея сквозь туман за ней (вод..нисто)зелёные луга а за лугами п..логие холмы (в)дали чибисы с криком в..ются над болотом сквозь влажный блеск р..злитый в воздух.. ясно выступает даль. Как вольно дыш..т грудь как быстро движутся члены как крепн..т весь человек охвач..ый свежим дыханием весны.

(По И. Тургеневу)

    Ответ:

Дорога

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды, и влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи, деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот вы сели — и лошади сразу тронулись, громко застучала телега.

Край неба алеет, в берёзах просыпаются, неловко перелётывают галки, и воробьи чирикают около тёмных скирд. Светлеет воздух, и видней дорога, и яснеет небо, и белеют тучки, и зеленеют поля. В избах красным огнём горят лучины, а за воротами слышны заспанные голоса. Между тем заря разгорается, и вот уже золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары, жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком, и сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо. Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня, вон другая, с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе, а за ним видно болото, куда вы едете. Живее, кони, живее! Крупной рысью вперёд! Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается, и небо чистое. Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни прямо к нам навстречу. Вы взобрались на гору. Какой вид! Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман, за ней — водянисто-зелёные луга, а за лугами — пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом, сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль. Как вольно дышит грудь, как быстро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны!

(По И. Тургеневу)

Вариант II

Буран

Ямщик поск..кал но всё поглядывал на восток. Лошади б..жали дружно. Ветер между тем час(от)часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу которая т..жело подымалась р..сла и постепе..о обл..гала небо. Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ну барин закричал ямщик беда буран!...

Я выгл..нул из к..битки всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой св..репой выразительностью что казался одушевлё..ым снег засыпал меня и Савельича лошади шли шагом и скоро стали. Что(же) ты не ед..шь спросил я ямщика с нет..рпением. Да что ехать отвечал он сл..зая с облучка. (Н..)весть и так куда заехали дороги нет и мгла кругом. Я стал было его бранить но Савельич за него заступился. И охота было (не)слуша..ся говорил он сердито в..р..тился(бы) на п..ст..ялый двор накушался(бы) чаю поч..вал(бы) себе до утра а буря(б) тем временем утихла и мы отправились(бы) далее. И куда сп..шим? Добро бы на свадьбу! Савельич был прав. Лошади стояли понурив голову и (из)редка вздрагивая. Савельич в..рчал а я гл..дел во все стороны надеясь увидеть хоть признак жил..я но (ни)чего (не)мог различить кроме мутного кружения метели. Вдруг увидел я что(то) чёрное. Эй ямщик! закричал я. Смотри что там такое чернеется? Ямщик стал всматриваться. А бог его знает барин сказал он садясь на своё место. Воз (н..)воз дерево (н..)дерево а кажется что ш..вел..тся. Должно быть или волк или человек.

Я приказал ехать на (не)знакомый предмет который (тот)час и стал подвигаться нам (на)встречу. Через две минуты мы пор..внялись с человеком.

(По А. Пушкину)

    Ответ:

Буран

Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облагала небо. Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!» ...

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым, снег засыпал меня и Савельича, лошади шли шагом и скоро стали. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка. — Невесть и так куда заехали, дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить, но Савельич за него заступился.

«И охота было не слушаться, — говорил он сердито, — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, а буря б тем временем утихла, и мы отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Лошади стояли, понурив голову и изредка вздрагивая. Савельич ворчал, а я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жилья, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели. Вдруг увидел я что-то чёрное. «Эй, ямщик! — закричал я. — Смотри, что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог его знает, барин, — сказал он, садясь на своё место. — Воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек».

Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.

(По А. Пушкину)

Вариант III

На Северной стороне

Весь следующий день прошёл в напряжё..ом ожидании (норд)оста. На с..гнальной мачте с ра..вета висел шт..рмовой сигнал ч..рный конус и ч..рный квадрат.

Каждый ждал шторма (по)своему. Рыбаки торопились поставить на якоря смолё..ые байды а перево..ики уг..няли шлюпки в тихие затоны. (Серо)голубые вое..ые корабли крепче швартовались к (ярко)красным плавучим бочкам а серебря..ые гидропланы прятались в ангары как пч..лы заползают в улей. (Н..)чего не делали только дворники они ожидали что ветер вым..тет и продует насквозь Севастополь.

Устав от беспло..ного ожидания бури я поехал на Северную сторону. В песча..ых пр..брежных пещерах выбитых в жёлтых сухих утёсах жили рыбаки заг..релые оборванцы с жёнами и детьми. Дворы их напом..нали склады декораций. (Грязно)серые сети и развеш..ая на б..чёвках рва..ая роба составляли пейзаж и бельё на каменных оградах висело как изорва..ые театральные костюмы. На пустырях валялись остатки реквизита разбитые глиня..ые кувшины жестя..ые банки как будто высуше..ые букеты и полома..ые вёсла. Чайки сидели на чугу..ых шарах пустых мин а стены стари..ых круглых фортов были наиско..ь разрезаны тенью и со..цем. На крышах фортов были укреплены сигнальные мачты и на них разв..вались флаги.

Вечером на мачтах заг..рались зелёные ф..нари и казалось что форты как мониторы неся сигнальные огни т..жело шли в ночь (на)встречу (не)видимым вражеским эскадрам.

(По К. Паустовскому)

    Ответ:

На Северной стороне

Весь следующий день прошёл в напряжённом ожидании норд-оста. На сигнальной мачте с рассвета висел штормовой сигнал — чёрный конус и чёрный квадрат.

Каждый ждал шторма по-своему. Рыбаки торопились поставить на якоря смолёные байды, а перевозчики угоняли шлюпки в тихие затоны. Серо-голубые военные корабли крепче швартовались к ярко-красным плавучим бочкам, а серебряные гидропланы прятались в ангары, как пчёлы заползают в улей. Ничего не делали только дворники: они ожидали, что ветер выметет и продует насквозь Севастополь.

Устав от бесплодного ожидания бури, я поехал на Северную сторону. В песчаных прибрежных пещерах, выбитых в жёлтых сухих утёсах, жили рыбаки — загорелые оборванцы с жёнами и детьми. Дворы их напоминали склады декораций. Грязно-серые сети и развешенная на бечёвках рваная роба составляли пейзаж, и бельё на каменных оградах висело, как изорванные театральные костюмы. На пустырях валялись остатки реквизита: разбитые глиняные кувшины, жестяные банки, как будто высушенные букеты, и поломанные вёсла. Чайки сидели на чугунных шарах пустых мин, а стены старинных круглых фортов были наискось разрезаны тенью и солнцем. На крышах фортов были укреплены сигнальные мачты, и на них развевались флаги.

Вечером на мачтах загорались зелёные фонари, и казалось, что форты, как мониторы, неся сигнальные огни, тяжело шли в ночь навстречу невидимым вражеским эскадрам.

(По К. Паустовскому)

Вариант IV

Во Владимирской земле

Прихотливо извива..щаяся линия м..ршрута ползёт по карте (в)след за нами и врезается (в)глубь Владимирских земель.

Два паренька лет по двенадцати едут с нами за во..чиков. Одного зовут Коля другого Николай. Так они просили называть их что(бы) не было пута..ицы. Они рове..ники одного р..сточка оба (русо)головые бойкие смышлё..ые. Кажется и разница вся между ними только в произношении их то(же) одинаковых имён. Чу..твуется что Коля и Николай (не)твёрдо знают дорогу и волнуются как(бы) не завезти чужих людей куда (не)надо.

Ехали (не)спеша и на подъёме в гору я спрыгнул с телеги и пошёл (по)тихоньку (с)зади да и Коля с Николаем то(же) соск...чили.

Так и ехали (по)ровному месту на телеге в гору пешком а с горы трусц..й и даже (в)ска.. . Плыли (на)встречу перелески и вот осталась (по)зади стари..ая роща а (в)скоре мы в..ехали в самый настоящий лес перепута..ый (на)столько что без топора и не пробра..ся.

Чем дальше мы ехали (в)глубь леса по у..кой дороге по которой до нас (в)ряд ли кто проехал в предыдущие два месяца тем тревожней перешёптывались Коля и Николай. (Не)ожида..о перед нами возникла (не)широкая но глубокая к..нава из которой т..рчали два облома..ых сколь..ких бревна.

Обязанности распр..делились так я тянул лошадь (под)уз..ы Коля правил а Николай понукал упира..щуюся лошадь.

(В)сторону! вдруг (не)своим голосом закричал один из мальчиков. Инст..нктивно я отпрянул (в)сторону и в то(же) мгновение на ур..вне моего лица мелькнуло в воздухе кова..ое лошади..ое копыто.

Нужно было обладать отнюдь (не)мальчишеской опытностью, что(бы) пр..дугадать прыж..к лошади и (во)время предупредить о нём. А лошадь уже как н.. (в)чём н.. бывало стояла на другом берегу.

(По В. Солоухину)

    Ответ:

Во Владимирской земле

Прихотливо извивающаяся линия маршрута ползёт по карте вслед за нами и врезается в глубь Владимирских земель.

Два паренька лет по двенадцати едут с нами за возчиков. Одного зовут Коля, другого Николай. Так они просили называть их, чтобы не было путаницы. Они ровесники, одного росточка, оба русоголовые, бойкие, смышлёные. Кажется, и разница вся между ними только в произношении их тоже одинаковых имён. Чувствуется, что Коля и Николай нетвёрдо знают дорогу и волнуются, как бы не завезти чужих людей куда не надо. Ехали не спеша, и на подъёме в гору я спрыгнул с телеги и пошёл потихоньку сзади, да и Коля с Николаем тоже соскочили.

Так и ехали: по ровному месту на телеге, в гору пешком, а с горы трусцой и даже вскачь. Плыли навстречу перелески, и вот осталась позади старинная роща, а вскоре мы въехали в самый настоящий лес, перепутанный настолько, что без топора и не пробраться. Чем дальше мы ехали в глубь леса по узкой дороге, по которой до нас вряд ли кто проехал в предыдущие два месяца, тем тревожней перешёптывались Коля и Николай. Неожиданно перед нами возникла неширокая, но глубокая канава, из которой торчали два обломанных скользких бревна.

Обязанности распределились так: я тянул лошадь под уздцы, Коля правил, а Николай понукал упирающуюся лошадь.

«В сторону!» — вдруг не своим голосом закричал один из мальчиков. Инстинктивно я отпрянул в сторону, и в то же мгновение на уровне моего лица мелькнуло в воздухе кованое лошадиное копыто.

Нужно было обладать отнюдь не мальчишеской опытностью, чтобы предугадать прыжок лошади и вовремя предупредить о нём. А лошадь уже как ни в чём не бывало стояла на другом берегу.

(По В. Солоухину)

Упражнение 25. Запишите тексты, вставляя пропущенные знаки препинания.

Вариант I

Ель и сосна

Из деревьев на Севере чаще всего увидишь ель и сосну. Это вечные соперницы.

Ель растёт на более влажных местах. Корни её неглубоки и на Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. Ель теневынослива и легко уживается под пологом более высокой менее густой сосны но ветви ели плотно застилают солнце и в еловом лесу всегда темно.

Сосна любит сухие песчаные пригорки. Деревья стоят небольшими группами и в сосновом бору всегда торжественно и светло. Но сосна может расти и на открытых заболоченных водоразделах. Могучая корневая система сосны пробивает слой отмёрзших мхов и сосна приживается на болоте. Растёт

сосна быстрее ели. Она светолюбива и её крона на стройном стволе словно распластана в высоком небе. Но вот под пологом этих прозрачных крон подрастают молодые ёлочки. Они вытягиваются и иногда им удаётся затенить и заглушить сосновый лес.

(А. Горф, Н. Покшишевский)

    Ответ:

Ель и сосна

Из деревьев на Севере чаще всего увидишь ель и сосну. Это вечные соперницы.

Ель растёт на более влажных местах. Корни её неглубоки, и на Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. Ель теневынослива и легко уживается под пологом более высокой, менее густой сосны, но ветви ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно.

Сосна любит сухие песчаные пригорки. Деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло. Но сосна может расти и на открытых заболоченных водоразделах. Могучая корневая система сосны пробивает слой отмёрзших мхов, и сосна приживается на болоте. Растёт сосна быстрее ели. Она светолюбива, и её крона на стройном стволе словно распластана в высоком небе. Но вот под пологом этих прозрачных крон подрастают молодые ёлочки. Они вытягиваются, и иногда им удаётся затенить и заглушить сосновый лес.

(А. Горф, Н. Покшишевский)

Вариант II

Гроза в горах

Как-то в горах мы подошли к юрте пастуха. Юрта охранялась громадными чёрными собаками и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре показался хозяин и пригласил нас в свою юрту.

Вдруг над самой юртой грянул гром и первые крупные капли дождя загрохотали по войлоку крыши. Гроза разразилась не на шутку. Сверкали молнии и дождь всё усиливался а через пять минут он перешёл в стремительный ливень с градом. Наша юрта бомбардировалась крупинками града и отдельные градины валялись у наших ног или шипели на огне очага. Подул холодный ветер и стало пронизывающе холодно. На полу юрты показалась вода.

Через двадцать минут дождь прекратился мы вышли из юрты и увидели красивое зрелище. Поток с шумом уносил камни и глину. На глазах подмывались берега и земля с плеском падала в воду. Долго стояли мы над потоком и с интересом смотрели на вечно меняющуюся кипящую его поверхность.

(По Э. Мурзаеву)

    Ответ:

Гроза в горах

Как-то в горах мы подошли к юрте пастуха. Юрта охранялась громадными чёрными собаками, и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре показался хозяин и пригласил нас в свою юрту.

Вдруг над самой юртой грянул гром, и первые крупные капли дождя загрохотали по войлоку крыши. Гроза разразилась не на шутку. Сверкали молнии, и дождь всё усиливался, а через пять минут он перешёл в стремительный ливень с градом. Наша юрта бомбардировалась крупинками града, и отдельные градины валялись у наших ног или шипели на огне очага. Подул холодный ветер, и стало пронизывающе холодно. На полу юрты показалась вода.

Через двадцать минут дождь прекратился, мы вышли из юрты и увидели красивое зрелище. Поток с шумом уносил камни и глину. На глазах подмывались берега, и земля с плеском падала в воду. Долго стояли мы над потоком и с интересом смотрели на вечно меняющуюся, кипящую его поверхность.

(По Э. Мурзаеву)

Вариант III

Возвращение

На Старой Канаве в ямах с водоворотами обитали крупные язи и за ними-то мы однажды и поехали.

Возвращались на следующий день. В лесные тихие сумерки мы вышли к разъезду на узкоколейке. Был уже август и кое-где на берёзах висели первые пожелтевшие листья. Мы влезли в тот вагон где было побольше народу. Женщины везли котелки с брусникой и грибами.

Сначала женщины разговаривали о своих семейных делах но вскоре таинственная прелесть летних сумерек вошла в вагон и женщины замолчали. Поезд вошёл в луга и стал виден во всю его ширь тихий закат. Солнце садилось в травы в туманы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья и перелива в кустах по сторонам полотна.

Тогда самая молодая женщина запела. Пела она простую рязанскую песню и кое-кто из женщин начал ей подпевать.

(По К. Паустовскому)

    Ответ:

Возвращение

На Старой Канаве в ямах с водоворотами обитали крупные язи, и за ними-то мы однажды и поехали.

Возвращались на следующий день. В лесные тихие сумерки мы вышли к разъезду на узкоколейке. Был уже август, и кое-где на берёзах висели первые пожелтевшие листья. Мы

влезли в тот вагон, где было побольше народу. Женщины везли котелки с брусникой и грибами.

Сначала женщины разговаривали о своих семейных делах, но вскоре таинственная прелесть летних сумерек вошла в вагон, и женщины замолчали. Поезд вошёл в луга, и стал виден во всю его ширь тихий закат. Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья и перелива в кустах по сторонам полотна.

Тогда самая молодая женщина запела. Пела она простую рязанскую песню, и кое-кто из женщин начал ей подпевать.

(По К. Паустовскому)

Вариант IV

Музыку слушают сердцем

Вы пришли домой из школы и включили радио. Зазвучала музыка а вы занялись своими делами в ожидании интересной передачи. Вы прекрасно слышите музыку но это и всё. На самом деле музыки вы не слышите.

Остановитесь отложите на минутку ваши дела и прислушайтесь. Нежная тихая мелодия. Рояль словно жалуется и вам тоже стало грустно. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой. Это хорошая грусть.

Музыка помогает вашим думам воспоминаниям. Ещё несколько минут назад её слышали только ваши уши а сейчас вы услышали её сердцем. Она трогает вас волнует.

А вот бурная порывистая стремительная музыка и рояль звучит совсем иначе. Вы словно слышите страстную и яркую речь.

Это исполняется Двенадцатый этюд Шопена и вы почувствуете поймёте его второе название Революционный.

Музыку надо слушать сердцем нужно хотеть её слушать и тогда она станет вашим верным другом и помощником в жизни.

(По О. Туберовской)

    Ответ:

Музыку слушают сердцем

Вы пришли домой из школы и включили радио. Зазвучала музыка, а вы занялись своими делами в ожидании интересной передачи. Вы прекрасно слышите музыку, но это и всё. На самом деле музыки вы не слышите.

Остановитесь, отложите на минутку ваши дела и прислушайтесь. Нежная, тихая мелодия. Рояль словно жалуется, и вам тоже стало грустно. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой. Это хорошая грусть.

Музыка помогает вашим думам, воспоминаниям. Ещё несколько минут назад её слышали только ваши уши, а сейчас вы услышали её сердцем. Она трогает вас, волнует.

А вот бурная, порывистая, стремительная музыка, и рояль звучит совсем иначе. Вы словно слышите страстную и яркую речь.

Это исполняется Двенадцатый этюд Шопена, и вы почувствуете, поймёте его второе название — Революционный.

Музыку надо слушать сердцем, нужно хотеть её слушать, и тогда она станет вашим верным другом и помощником в жизни.

(По О. Туберовской)

Упражнение 26. Прочитайте текст. Выпишите сложные предложения, в которых есть сочинительная связь, и составьте их схемы.

Спасение сада

Мне случилось жить вместе с Гайдаром в Крыму, в Ялте. Мы много ходили по горным дорогам, сидели на каменистом берегу у моря.

Стояла крымская тихая весна с тёмными тёплыми ночами, с голубоватым утренним туманом, плеском моря, звоном родников.

Однажды мы шли с Гайдаром по пустынной улице над самым морем, и вдруг Гайдар остановился. Из соседнего сада слышались тревожные голоса и крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы, проведённой по земле для поливки сада. Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю, и сад мог в одночасье погибнуть. Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран и спасти сад.

Гайдар подбежал к трубе, примерился, зажал трубу ладонью, и поток воды остановился. По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает мощное давление воды из последних сил, что ему невыносимо больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу писатель не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду.

Потом Гайдар тяжело дышал. Ладонь у него была окровавлена, но он был очень радостно настроен. И не потому, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудесный сад.

Несколько раз потом Гайдар ходил и смотрел издали, из-за ограды на этот спасённый им сад. Он был действительно прекрасен и стоял, как густая охапка цветов, перехваченная маленькой каменной оградой.

(По К. Паустовскому)

    Ответ:

Спасение сада

[Однажды мы шли с Гайдаром по пустынной улице над самым морем], и [вдруг Гайдар остановился].

[ ], и [ ].

[Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю], и [сад мог в одночасье погибнуть].

[ ], и [ ].

[Гайдар подбежал к трубе, примерился, зажал трубу ладонью], и [поток воды остановился].

[ ], и [ ].

[Он почернел и стиснул зубы], но [трубу писатель не отпустил], (пока не нашли кран и не перекрыли воду).

[ ], но [ ], (пока).

[Ладонь у него была окровавлена], но [он был очень радостно настроен].

[ ]. но [ ].

Упражнение 27. Прочитайте текст. Выпишите сложные предложения, в которых есть сочинительная связь, и составьте их схемы.

Солнце сползло с зенита, тени удлинились, и зной стал мягче. Миновав взгорье, Бахирев и Курганов снова спустились в лощину. Здесь малоезженая дорога поросла травой, и настилы из тонких берёз говорили, что не так давно была непролазная грязь. С каждым поворотом травы становились всё гуще и выше, а заросли кустарника всё непроходимее. Змея, как лезвие, блеснула в траве. Всё больше становилось неизвестных Бахиреву нежных, пышных, беловатых цветов. Казалось, земля в глубине пенится влагой и сгустки лёгкой пены, вырываясь на поверхность, свисают над лугом.

Ни кочек, ни топей ещё не было, но близость болота чувствовалась в этом парном и пряном, как дурман, воздухе, в ядовитой яркой зелени, и в этих белоснежных цветах, и в этой заколдованной неподвижности. Ни одна тропа не была проторена, ни одна ветка не вздрогнула, ни одна травинка не шевельнулась. Казалось, здесь заповедный змеиный стан, и кусты, и деревья, и травы, издавна переговорив и перешумев обо всём, связаны тесной порукой и тайным договором — не пускать никого в эту сонную и влажную тишь.

(Г. Николаева)

    Ответ:

[Солнце сползло с зенита], [тени удлинились], и [зной стал мягче].

[ ], [ ], и [ ].

[Здесь малоезженая дорога поросла травой], и [настилы из тонких берёз говорили], (что не так давно была непролазная грязь).

[ ], и [ ], (что).

[С каждым поворотом травы становились всё гуще и выше], а [заросли кустарника всё непроходимее].

[ ], а [ ].

Казалось, [земля в глубине пенится влагой] и [сгустки лёгкой пены, вырываясь на поверхность, свисают над лугом].

общ. ввод, сл., [ ] и [ ].

[Ни кочек, ни топей ещё не было], но [близость болота чувствовалась в этом парном и пряном, как дурман, воздухе, в ядовитой яркой зелени, и в этих белоснежных цветах, и в этой заколдованной неподвижности].

[ ], но [ ].

Ни [одна тропа не была проторена], ни [одна ветка не вздрогнула], ни [одна травинка не шевельнулась].

ни [ ], ни [ ], ни [ ].

Упражнение 28. Прочитайте текст, во второй части которого начальный абзац не разделён на предложения, а в последнем абзаце пропущены знаки препинания внутри предложений. Отметьте, с какими трудностями вы встретились при чтении и восприятии содержания. Спишите вторую часть, разделяя сплошной текст на предложения и расставляя пропущенные знаки препинания.

I. Однажды Соболь принёс в «Моряк» свой рассказ, раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.

Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя.

— Вот что, — сказал Благов. — Я всё думаю об этом рассказе Соболя. Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала.

— Что же поделаешь! — ответил я.

— Дайте мне рукопись. Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова.

II. Благов кончил работу над рукописью только к утру мне он рукописи не показал пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала её начисто я прочёл рассказ и онемел это была прозрачная литая проза всё стало выпуклым ясным от прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени при этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова я посмотрел на Благова он курил толстую папиросу из чёрного как чай кубанского табака и усмехался.

— Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?

— Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют чтобы выделить мысль привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

(По К. Паустовскому)

    Ответ:

Благов кончил работу над рукописью только к утру. Мне он рукописи не показал, пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала её начисто. Я прочёл рассказ и онемел: это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным, от прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. Я посмотрел на Благова: он курил толстую папиросу из чёрного, как чай, кубанского табака и усмехался.

— Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?

— Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

(По К. Паустовскому)