Знаки препинания в сложносочинённых предложениях 5 — 9 классы - Е. Э. Грибанская 2016

Обратная связь
Проверь себя тесты

1. Определите вид предложения:

Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи и неярким светом молодого месяца.

    1) простое

    2) ССП

    3) СПП

    4) БСП

    Ответ: 1

2. Сколько простых предложений в составе сложного предложения?

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

    1) 2

    2) 3

    3) 4

    4) 5

    Ответ: 2

3. Укажите способ связи простых предложений внутри сложного.

Вещи были сложены, и делать было нечего.

    1) при помощи интонации, без союзов

    2) при помощи интонации и подчинительного союза И

    3) при помощи интонации и сочинительного союза И

    4) при помощи сочинительного союза И

    Ответ: 3

4. Укажите сложное предложение, в составе которого есть два простых:

1) Он проснулся, когда солнечный квадрат окна подобрался к его глазам.

2) Он стоял с закрытыми глазами, как будто собираясь с мыслями.

3) Овсянников оглянулся, придвинулся ко мне поближе и продолжал говорить.

4) Уже с утра я себя чувствовал нехорошо, хотя ещё не мог ясно определить, в чём заключалось моё нездоровье.

Ответ: 1

5. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

    1) тоже, либо, зато

    2) и, да (и), ни... ни

    3) да (и), не то... не то

    4) однако, или, но

    Ответ: 2

6. В каком ряду перечислены разделительные союзы?

    1) то... то, зато

    2) или, либо

    3) да (но), также

    4) однако, и

    Ответ: 2

7. В каком ряду перечислены противительные союзы?

    1) не то... не то, зато

    2) или, тоже

    3) и, ни... ни

    4) однако, но

    Ответ: 4

8. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

1) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

2) Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

3) Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторону катка.

    4) Маслята либо маринуют, либо сушат.

    Ответ: 1

9. Укажите сложносочинённое предложение:

    1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

2) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне.

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни всё лучшее.

4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу.

Ответ: 2

10. Укажите сложносочинённое предложение:

    1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

    2) Снег такой, что не сыщешь друг друга.

    3) Я проснулся оттого, что хотелось пить.

4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

Ответ: 1

11. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.

1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тёмном.

2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.

    3) Опять не убраны хлеба и не покошены луга.

4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвётся пополам.

Ответ: 3

12. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.

1) Вековые тёмные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву.

    2) У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонёк.

3) Проехали семь вёрст и вдали показался невысокий дом и двор.

4) Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов.

Ответ: 2

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Светало (1) и свет (2) ещё не погашенных (3) фонарей был не нужен.

    1) 1, 2, 3

    2) 1

    3) 1, 3

    4) 2, 3

    Ответ: 2

14. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесёт.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 1, 3

4) 3

Ответ: 4

15. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Так навеки и осталась церковь (1) с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5) диким терновником (6) и никто не найдёт теперь к ней дороги.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

2) 2, 3, 4, 5, 6

3) 2, 3, 4, 5

4) 1, 2, 3, 4, 5

Ответ: 2

16. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встретившиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 4

3) 4

4) 2, 3

Ответ: 1

17. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Заморосил мелкий дождик () и весь видимый горизонт обложило тучами.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ: 3

18. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Блеснула огнённая нить () и густой лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ: 2

19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

К третьему часу свет луны померк () и в воздухе повеяло сыростью.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ: 3

20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В детстве происходят самые невероятные события ( ) и снятся самые яркие сны.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 4

21. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С деревьев падали листья () и птицы улетали в тёплые края.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ: 1

22. Среди предложений 1 — 7 найдите ССП. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) Юлия Сергеевна спросила себя: хорошо ли она поступила, что отказала человеку потому, что ей не нравится его наружность? (2) Правда, это нелюбимый человек, выйти за него значило бы проститься навсегда со своими мечтами, своими понятиями о счастье и супружеской жизни. (3) Однако встретит ли она когда-нибудь того, о ком мечтала? (4) Полюбит ли? (5) Ей уже двадцать один год, и женихов в захолустном городе нет. (6) Это ей давно очевидно. (7) Она представила себе всех знакомых мужчин — чиновников, педагогов, офицеров.

(А. Чехов)

    Ответ: 5

23. Среди предложений 1 — 8 найдите ССП. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) Воспитание вкуса — отдельная тема. (2) Это можно делать только на высоких образцах, однако сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (3) Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (4) Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (5) Главное — научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (6) Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (7) Поэтому — не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (8) Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.

(По В. Лакшину)

    Ответ: 2

24. Среди предложений 1 — 6 найдите ССП. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (2) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (3) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (4) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (5) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье». (А. Пушкин) (6) Бесконечно стремление к добру, также неутолима жажда правды, также ненасытен голод по красоте...

(С. Соловейчик)

    Ответ: 6

25. Среди предложений 1 — 5 найдите ССП. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове «честь», и не надо нам уже выходить поутру под дуэльную пулю. (4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

(По Д. Шеварову)

    Ответ: 3

26. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

Отдохнув и напившись чаю мы ровно в полдень опять уселись в лодку и она понесла нас по длинному прямому плёсу.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ: 2

27. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме но никогда они о том друг с другом не говорили.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ: 1

28. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ: 3

29. Укажите, в каком предложении верна пунктуация:

1) Гроза совершенно стихла и только издали неслись далёкие раскаты грома, да по небу ползла чёрная бесконечная туча.

2) Радостно весной чирикают воробьи и поют синички.

3) Солнце уже закатилось и приятная свежесть разливалась в воздухе.

4) На небе были звёзды, и светился изредка застилаемый дымом месяц.

Ответ: 2

30. Укажите, в каком предложении верна пунктуация:

1) Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна.

2) Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины.

3) В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры.

4) Чугунная решётка на каменном мосту и тень её так чётко пробита на свету.