Уникальные аффиксы в современном русском языке - Г.А. Воеводина 2007
Морфемика и словообразование. Современное состояние и историческое развитие
Формальные и семантические особенности уникальных аффиксов
Словообразовательные значения имен существительных с уникальными суффиксами
Проблема семантической структуры производного слова очень часто привлекает внимание исследователей. Активно обсуждаются вопросы, связанные со спецификой словообразовательного значения: полисемией, омонимией, значением аффиксов и частей речи мотивирующих слов. В это же время, как специфика словообразовательного значения, так и принципы его описания во многом считаются дискуссионными. Можно выделить несколько трактовок словообразовательного значения.
В понимании словообразовательного значения в терминах категориального значения с точки зрения В.Н. Хохлачевой, Г.А. Соболевой следует отметить, что «в терминах категориального значения можно описать только одну подсистему словообразования - синтаксическую деривацию. В другой подсистеме словообразования — лексической деривации это значение в категориальных терминах описать не удается», - считает И.А. Ширшов.
Е.С. Кубрякова описывает словообразовательное значение в терминах категориального значения и понимает в сравнении с грамматическим значением: словообразовательное значение — обобщенное категориальное, а грамматическое значение в высшей степени обобщенное.
По мнению В.И. Максимова, словообразовательное значение выявляется в производных словах, следовательно, является компонентом семантической структуры слова. Однако ученый не указывает, как словообразовательное значение формируется в производной основе вместе с аффиксом, функционирующим в ней. В.В. Лопатин отмечает, что словообразовательное значение понимается как процесс взаимодействия производящих основ и аффиксов.
Сопоставляя значения производных и производящих основ, Г.О. Винокур показывает изучение значений слов: «Значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы». В этом сопоставлении определяется значение аффикса, которое становится компонентом производной основы.
В статье М.Я. Главинской словообразовательное значение понимается неоднозначно: значение аффикса и производящей основы, и только значение аффикса.
В теории И.С. Улуханова словообразовательное значение выявляется в производном слове и закрепляется за аффиксом. Введя понятие вариантных — неинвариантных формантов, он выявил специфику каждого из них. Сходные идеи о природе словообразовательного значения развивает Р.С. Манучарян.
1) существительные со значением «носитель процессуального признака»: вод-и(ть) - вож-ат(ый), провод-и(ть) — провож-ат(ый), возглаш-а(ть) — глаш-атай, ор-а(ть) — ор-атай (стар.), ход-и(ть) - ход-атай, интервьюировать - интервью-ер (книжн.) — журналист, интервьюирующий кого-н., пробир-ова(ть) - пробир-ер (спец.), плак-а(ть) — плак-с(а) (разг.уничижит.), хныкать - хнык-с(а) (разг. уничижит.), пропиться - пропой-ц(а) (прост.), уби(ть) — убий-ц(а), пас(ти) - пас-тух, пи(ть) — пи-тух (прост., шутл.); драться — драч-ун.
2) «лицо, предмет, явление по характеру действия»: вихл-я(ть) — вихл-яй (прост. и обл.), урод-и(ть)ся — урож-ай, случ-и(ть)ся — случ-ай;
3) «сосуд, предназначенный для осуществления действия»: доить — до-ёнк(а), поить — по-ёнк(а) (спец.), плева(ть) — плева-тельниц(а), полоска(ть) — полоска-тельниц(а);
4) «продукт действия»: мариновать — марин-ад, рафинировать — рафин-ад;
5) «отвлеченного процессуального признака»: чах-отк-а (устар.), сух-отк-а (устар.), чес-отк-а, боле-знь, боя-знь, жи-знь;
6) «названия природных явлений»: оползти — ополз-ень, проливаться — пролив-ень, лить — лив-ень, разладиться — разлад-иц-а, кос-ить — кос-овица;
1) «носитель предметного признака»: мандат—арий (спец.), парламент-арий (книжн.), архив-ариус, сцен-ариус (театр.), театр-ал, феод-ал, лоц-ия — лоц-ман, нэп — нэп-ман, флаг — флаг-ман, терап-ия — терап-евт, фармац-ия — фармац-евт, драма — драмат-ург, металл — металл-ург; слюн-тяй, драка - драч-ун, горе — гор’-ун, провинци-ал, декад-ент.
«неодушевленный предмет, явление»: лимон - лимон-ад, этаж-ерка, круг-аль (прост.), рог-аль (обл. и прост.), маск-арад;
«вместилище»: табак-ерк-а,
2) «лицо, животное»: морд-аш (прост.), кудр-яш (обл. и нар.-поэт.);
«лекарства, лечебные средства»: медик, медицина - медик-амент;
«лицо»: провинци-ал, декад-ент, комиссия — комитент (торг.),
3) «обозначение отвлеченного признака»: «носитель признака»: «лицо»: горб-ун, лен-тяй (разг.); «предмет»: худ-об-а, зл-об-а, суверен-итет, нейтрал-итет, жар-ынь (прост.), светл-ынь (разг.), син-ев-а, черн-ев-а (обл.), коричн-ев-а, тепл-ынь (разг.);
«явление как признак, проявляющийся в наличии единицы измерения, названной сочетанием с мотивирующим прилагательным»: квадратный — квадрат-ур-а (матем.), кубический — куб-атур-а.
Словообразовательное значение производных слов с продуктивными, регулярными аффиксами традиционно устанавливается по наличию горизонтального ряда (Б.Н. Головин, Ю.С. Степанов, И.С. Торопцев). Поэтому слова, образованные при помощи «унификсов», иногда относят к непроизводным словам, а их словообразовательные значения считают «словообразовательными аномалиями».
Слова с уникальными аффиксами не могут быть членами словообразовательного ряда (их аффиксы различны), но они способны создавать ряды слов, формирующих словообразовательные категории (ср.: светл-ынь (разг.), син-ев-а, тепл-ынь (разг.) - существительные с уникальными суффиксами). Такие слова с формально различающимися аффиксами и однотипными основами, безусловно, выражают словообразовательное значение лексических и синтаксических дериватов.
Вслед за учёными под словообразовательной категорией понимается группировка слов по основным словообразовательным характеристикам: частеречной принадлежности производного, производящего и общего словообразовательного значения.
Работая над проблемами типологии словообразовательных значений, исследователи отметили, что в современном русском языке встречаются производные имена существительные, содержащие в своих структурах уникальные аффиксы. Такие существительные объединяются на основе общности и различия семантико-словообразовательного значения.